Автор: Олег Рубаненко, директор по развитию «АРМО-Системы» | Панорамные AI камеры для ритейла | |
Торговые предприятия ежедневно сталкиваются с разного рода событиями,
и круглосуточной охраной не обойтись, когда стоят задачи реагировать на
инциденты, минимизировать издержки, повышать продажи и выручку. Здесь нужны
IP-камеры со специально обученным искусственным интеллектом (AI), и, пожалуй,
наиболее надежные и выгодные из них – камеры панорамного обзора.
Уследить своими глазами за всем, что происходит даже в небольшом магазине, невозможно, поэтому аналитика на борту камеры – почти обязательный
инструмент для качественной работы в составе системы видеонаблюдения
объекта ритейла. Современные AI камеры умеют больше, чем просто обнаруживать инциденты, от проделок мелких магазинных воришек до краж
по-крупному. Интеллектуальные панорамные камеры формируют исчерпывающее видео и анализируют сцену целиком, без исключений, позволяя
увидеть объективную картину происходящего.
Благодаря этой своей способности панорамная камера может заменить до
четырех стационарных камер с соответствующей экономией на монтажных
работах, кабелях, сетевом оборудовании, лицензиях VMS, обслуживании
и др. За счет особой конструкции большинство «панорамок» просты в установке и долговечны, в принципе, в них нечему ломаться. Внешне это, как
правило, узнаваемые «тарелочки», но есть и необычные модели, например,
мини-буллет панорамные камеры Smartec линейки Estima.
Независимо от конструкции умные камеры панорамного обзора используются для решения охранных и бизнес-задач и, в конечном итоге, повышения
эффективности работы магазина. Такая камера вовремя «подскажет», что
и где не так, и что следует изменить к лучшему.
В торговом зале
Легким движением панорамная IP-камера, которая сама, кстати, помещается на ладони, крепится к потолку в центре помещения, обеспечивая
обзор на 360°, как бы ни было организовано торговое пространство.
Установить камеру можно и на стене, тогда горизонтальный обзор будет
на 180°. Устройство готово к работе почти сразу после установки. Настраиваем работу видеоаналитики и вот уже можем мгновенно заглянуть в
каждый уголок, используя цифровые PTZ-функции, и держать ситуацию
под контролем.
Чтобы результат отвечал ожиданиям, при подборе камер стоит обратить
внимание на значимые моменты. Прежде всего, это характер освещенности, которая внутри помещений торговых точек считается сложной из-за ее
неравномерности, бликов и засветок. Убедитесь, что в камере реализованы
технологии и функции повышения качества изображения – расширенный
динамический диапазон WDR (120 дБ и выше), шумоподавление 2D/3D
DNR и др.
Во-вторых, наличие аудиоинтерфейса: микрофон и динамик могут быть
встроенными или приобретаться и подключаться опционально, в любом
случае, они нужны для большей осведомленности о ситуации, возможности
коммуникации с людьми на объекте. В частности, камеры с поддержкой
SIP могут интегрироваться, в том числе, в систему IP-телефонии. Запись звука помогает также в расследовании
инцидентов.
|
В-третьих, исполнение панорамной камеры – внутреннее, а
не наружное. Дело в том, что в магазине внешние условия
щадящие, поэтому камеры в исполнении для помещений
достаточно, и она может быть доступнее по цене, чем
уличные аналоги. Некоторые производители выпускают две
версии камеры в разных исполнениях, как например, новинка для помещений Mobotix c71 с расширенным пакетом
MxAnalytics AI с распознаванием объектов на основе ИИ,
вышедшая вслед за наружной версией – Q71.
На складе
В технических и складских помещениях предпочтительны
панорамные камеры наружного исполнения, в металлическом корпусе с достаточно высокими классами климатической и антивандальной защиты от случайных и намеренных
повреждений, со встроенным прожектором ИК-подсветки
дальностью порядка 15 метров и настраиваемой интенсивностью излучения для равномерного «освещения»
наблюдаемого сектора. Например, панорамные камеры
производства Hanwha Techwin с процессором Wisenet 7
применяют умную подсветку Wise IR, оптимизирующую
ИК-излучение в центральной и периферийной областях
изображения в соответствии с условиями установки камеры
так, чтобы при отсутствии света формировалась четкая
картинка без эффекта смазывания.
В отличие от торговых залов, в складских помещениях могут
возникнуть трудности при выборе места установки камеры,
справиться с которыми помогают разные крепежные приспособления, от типовых до необычных. | Так, если камеру
сложно установить непосредственно на потолок, пригодится
кронштейн для подвесного монтажа, а при необходимости
размещения над дверью или окном можно воспользоваться,
скажем, специальным аксессуаром Mobotix для накладного
монтажа камеры с углом наклона 10° для оптимального
использования возможностей объектива.
А рыбий ли глаз?
Получить от камеры видеонаблюдения панорамное
изображение можно, как минимум, двумя способами:
выбрав модель со сверхширокоугольным фиксированным
объективом FishEye («рыбий глаз») или мультисенсорную
камеру. У каждого из вариантов свои сильные стороны и
ограничения.
Преимущества IP-камер с ультракороткофокусным фишай-
объективом в их компактности, «живучести» и способности
обеспечить 360-градусный обзор меньшим числом камер.
Дополнительный плюс – эстетика, готовность вписаться в
интерьер любой торговой точки: камеру в плоском корпусе
высотой всего пару сантиметров и диаметром порядка 10
см, установленную заподлицо в потолок, легко не заметить
или принять за светильник. Что касается ограничений, к
ним можно отнести характерные искажения изображения и
высокие требования к встроенным программным средствам
для разворачивания панорамной картинки. Производители
камер по-своему преодолевают ограничения при помощи
фирменных технологий: к примеру, в модели XNF-9010RV
от Wisenet установлен объектив стереографического типа,
благодаря чему обеспечивается повышенное разрешение
периферийных областей изображения, когда камера
смотрит сверху вниз.
Мультисенсорные камеры – более заметные, но и гибкие
в настройке устройства, совмещающие в едином корпусе
до 4 видеомодулей с дистанционным управлением панорамированием, наклоном и вращением каждого из них. Подходят для нестандартных сценариев, позволяют получать
отдельные видеопотоки, как от самостоятельных камер,
либо сшитое панорамное изображение. Из ограничений
– есть подвижные части, и соответственно, выше риск
выхода из строя.
Тип устройства – это вопрос предпочтений, главное, что
благодаря успехам разработчиков соответствующего программного обеспечения, панорамные камеры теперь лучше, чем раньше.
Когда-то спрос на них сдерживало несовершенство инструментов обработки
панорамного изображения, но все меняется. Камеры реально работают и
востребованы, о чем свидетельствует и наличие подобных моделей в линейках известных производителей, и появление новинок с интеллектуальными
способностями.
Фрагменты панорамы
Распространенные варианты разрешения панорамных камер – 6 и 8 Мп
(4K), есть модели с 12 Мп сенсором. Более высокое разрешение позволяет
эффективнее использовать цифровой зум, чтобы углубиться в просмотр
вызывающих интерес участков изображения, не теряя четкости деталей. У 4K
моделей частота обновления обычно 25 к/с, это уже определенная планка
качества видеонаблюдения, на которое рассчитывает заказчик.
В зависимости от модели может быть реализовано несколько режимов
разложения оригинального панорамного изображения на виртуальные
камеры (Dewarping). Основных режимов четыре: исходная 360° панорама
(Original view), двойная панорама (Double panorama, 180° х 2), виртуальный
квадратор (Quad view, 4 виртуальные PTZ-камеры) и одиночный вид (Single
view). Эти и различные другие комбинации дают возможность получить
максимум от каждой камеры, рассмотреть каждый эпизод в подробностях
с разных ракурсов, чтобы не упустить ничего.
|
Главное, что деварпинг может выполняться на борту камеры ее собственными вычислительными средствами, и в систему транслируется видео в
естественном, удобном для восприятия виде, без перегрузки сети передачи
данных и процессора на клиентской стороне. Камера передаст как исходное
видео одним потоком, так и несколько отдельных видеопотоков, которые
соответствуют окнам развернутого изображения.
Стоит отметить, что за пределами своей «панорамности» камеры данного
типа такие же, как и традиционные IP-камеры – с тем же привычным набором
характеристик, в который входят поддержка видеокодеков H.265, H.264 и
MJPEG, основных сетевых протоколов и алгоритмов киберзащиты, наличие
слота под карту памяти, PoE-питание и прочее.
Очередь – хорошо?
Накамерная аналитика нужна для того, чтобы сделать систему проактивной
и автоматизировать видеонаблюдение, постепенно исключая из процесса
влияние человеческого фактора.
У разных производителей подход к реализации бортовой аналитики разный:
она может поставляться отдельными модулями, штатным либо опциональным
комплектом. Бывает так: в базовом пакете доступно несколько модулей,
а далее – активируйте предустановленные или загружайте совместимые
приложения для конкретных целей, что позволяют делать камеры с ИИ на таких открытых платформах, как Mobotix 7. Умные приложения добавляются под задачу: скажем, аналитика распознавания лиц в магазине может
помочь, если необходимо улучшить обслуживание постоянных клиентов. В то
же время, и у заказчиков запросы разнятся: сторонники функциональности
желают, чем больше, тем лучше, там освоим; приверженцы экономической
эффективности хотят платить за «базу» и в дальнейшем – только за то, чем
реально воспользуются.
Например, панорамные камеры STC-IPM8110A Estima от Smartec в качестве
опции предлагают алгоритмы детекции входа / выхода в / из зоны, задержки
объектов в зоне, появления / изъятия предметов, а также обнаружения и
подсчета людей.
Что особенного в аналитике? Многое, при корректной настройке. Актуальный пример из статистической видеоаналитики – детекция очереди: с одной
стороны, хорошо, что торговый зал полон покупателей, и многие спешат к
кассам, чтобы оплатить товары. С другой – люди обычно не готовы ждать,
пока их обслужат, и относятся к очередям негативно. Этот небольшой,
казалось бы, «раздражитель» может сказаться отрицательно на лояльности
клиентов. И здесь на помощь приходит аналитика: камера не только зафиксирует, что превышено допустимое количество человек в кассовой зоне, но
и оповестит ответственный персонал о необходимости исправить положение
– скажем, открыть дополнительную кассу.
Некоторые любят по горячее
Поскольку современные камеры видеонаблюдения «меряются», главным
образом, «умом», а не техническими показателями, определить, подходит та
или иная панорамная модель для торгового предприятия, можно по перечню
потенциально доступной для нее аналитики.
| Видное место в этом перечне, наряду с управлением очередью, занимают
алгоритмы подсчета объектов и формирования тепловых карт. Видеосистема анализирует продолжительность нахождения людей в разных зонах
торгового зала в определенное время и автоматически генерирует отчеты.
По этим данным определяются «горячие» точки, привлекающие наибольшее
количество посетителей и вызывающие их интерес, прослеживаются излюбленные маршруты и в целом анализируется поведение покупателей. Это дает
возможность оценить выбранную стратегию продаж, работу
персонала, промо-мероприятия, вплоть до того, удачно ли
разложен товар на полках. Подчеркнем, что анализ видео
происходит в самой камере, и для него не требуется рабочая
станция или дополнительные сетевые ресурсы.
В дополнение к видеоанализу применяется аудиоаналитика
с детекцией и классификацией звуков: к примеру, камеры
Wisenet способны распознать крики и звон разбитого
стекла.
Чем функциональнее камера, тем выше требования к
управляющему программному обеспечению. При том, что
возможности встроенного ПО панорамных камер расширяются (можно, например, просматривать видео в режиме
квадратора через веб-браузер и мобильное приложение),
беспроигрышный вариант организации видеосистемы с
числом устройств больше одного – ПО видеоменеджмента. Если VMS того же бренда, что и камеры, не возникнет
сложностей ни с потоками от виртуальных камер, ни с
DPTZ-функциями. Так, ПО Wisenet SSM поддерживает
все варианты отображения картинки от панорамных
IP-камер «своего» бренда, а MxManagementCenter – бренда
Mobotix . Сторонние программные продукты обычно тоже
совместимы с панорамными камерами, но разнообразие
и удобство использования функций через «чужое» клиентское приложение целесообразно проверить заранее.
Хороший прогноз, если камера поддерживает современные
профили ONVIF G, S, T – скорее всего, ее функции «подхватит» сторонняя VMS.
Предотвращение краж и разбор инцидентов, определение
предпочтений клиентов и улучшение дизайна магазина,
стимулирование роста продаж и снижение издержек,
обеспечение более высокого уровня безопасности меньшим
количеством камер – разнородные задачи, решать которые
помогают панорамные AI камеры. При правильном подборе
оборудования и ПО инвестиции в интеллектуальную видеосистему окупятся сторицей.
| |
Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru
|
|