Автор: Руслан ШАРИФУЛЛИН, BDM по инженерным системам безопасности АО «СОФТЛАЙН» | Рынок систем безопасности сегодня | | «Делай что должен, и будь что будет».
Марк Аврелий
По сообщению Blumberg от 08 марта 2022 года Россия обошла Иран,
Сирию и КНДР по числу санкций против её физических и юридических
лиц. С 22 февраля под ограничения попали 2778 российских субъектов,
потом их число выросло до 5530, эти меры сравнили с «финансовой
ядерной войной». На сегодняшний день введено 7 пакетов санкций,
связанных почти со всеми сферами жизни и экономики России.
Сейчас в сфере безопасности мы имеем ситуацию, когда подавляющее
большинство западных компаний прекратили работу на территории РФ.
Естественно, что обновить / продлить лицензии, обеспечить гарантийный
ремонт и замену оборудования, осуществлять техническую поддержку официально невозможно, то же самое касается и поставок нового оборудования
и лицензий. При этом любопытно, что даже активация ранее закупленных
лицензий или использование предоплаченных подписок многих поставщиков,
начиная от ИТ-компаний до онлайн-кинотеатров, заблокировано, т.е. деньги
уплачены, а услуги и лицензии использовать невозможно.
Конечно, жизнь не остановилась, разрабатываются варианты «параллельного» импорта для тех заказчиков, которые уже вложились и развернули
системы на западном оборудовании и ПО, и одномоментная замена не
заложена в бюджеты, а зачастую и непосильна для этих компаний. Такое
положение даёт шанс для развития отечественных вендоров. Однако тут
также есть сложности, связанные с тем, что нужны специалисты, которых
необходимо еще и переучить, с логистикой, а также с тем, что в условиях
санкций даже ввезённое оборудование может быть удаленно заблокировано
или выведено из строя.
В итоге мы имеем частично освободившийся рынок, на котором работают
восточные вендоры, не боящиеся санкций и одновременно наблюдается
взрывной рост заказов на продукцию известных российских компаний.
Это несколько омрачено тем, что, как правило, нет совместимости между
установленным и новым оборудованием, а также тем, что архитектура и
скорость, с которыми новое оборудование может производиться, не рассчитано на резко возросшие объёмы спроса – по некоторым маркам задержки
составляют более полугода.
Одновременно наблюдается явное изменение правил игры или, скорее,
концепции работы оставшихся вендоров. Это связано с переработкой текущих поставок оборудования под новые проекты, а также с тем, что сами
программы работы претерпевает изменения.
Тут мы можем наблюдать две крайности. С одной стороны, компании с
отлаженной партнёрской структурой не успевают за возросшим спросом,
с другой – те, кто в силу различных причин не сумели
построить работоспособную партнёрскую программу,
пытаются найти собственные подходы, хотя, во-первых,
«изобретать велосипед» – дело неблагодарное, а во-вторых, как говорится, «все уже придумано до нас».
Партнёрская программа
«Партнёрская программа (англ. Affiliate program) —
форма делового сотрудничества между продавцом
и партнёрами при продаже какого-либо товара или
предоставления услуг. Позволяет продавцу сократить
расходы на привлечение конечного покупателя. Особенно широко распространены в деловой модели B2B. Так,
яркими участниками партнёрских программ являются
автодилеры или туристические агентства, компании,
являющиеся партнёрами глобальных корпораций»
(Википедия).
Т.е. смысл партнёрской программы направлен на снижение
стоимости привлечения нового заказчика и заключается в
том, что вендор передает часть своей прибыли партнёру,
например, региональному представителю, одновременно
разделяя с этим партнёром риски и расходы, связанные с
привлечением заказчика.
Есть несколько вариантов. Плата за действие, например,
на рынке продажи новостроек агентами. Плата за клик –
распространена в интернете как оплата показа и / или
клика по баннеру. Плата за трафик, например, в девелоперском бизнесе, где арендные ставки зависят от трафика,
который инициирует и обеспечивает торговый центр.
Плата за действие, например, при продаже кондиционеров
с установкой и кухонь.
Самый простой и распространённый вариант – плата за
продажу, когда товар от вендора передается партнёру
для распространения и дистрибуции в той или иной стране или регионе. В этом случае вендор оптом отгружает
продукцию партнёру, который обеспечивает логистику,
хранение, рекламу и распространение согласно партнёрскому соглашению – это самая часто применяемая
партнерская программа.
Программа прямой продажи «вендор -заказчик»
Такая программа чаще всего применяется на зрелом рынке либо для товаров
широкого потребления, которые стоят относительно дёшево и быстро продаются. Информация о товарах повседневного спроса должна обеспечивать
возможность их правильного выбора. Товары в такой партнёрской модели,
как правило, просты, широко известны и покупаются в значительных объёмах, что в более сложных системах позволяет производителю обеспечивать
вертикальную интеграцию и сквозную продажу.
|
Плюсы – прямое взаимодействие с покупателем, снижение затрат в цепочке
продаж, а главный минус – негибкость и значительные капиталовложения. Также
подобная история не очень подходит
для сложных составных товаров, или
товаров, требующих внедрения или сопровождения с участием специалистов.
Хотя мы видим на рынке безопасности
создание некоторыми вендорами специальных серий товаров, ограниченных
по функциональности и упрощенных
для применения «для дома для семьи».
Однако и тут происходит отгрузка в
магазины «последней мили», расположенные в небольших городах, и это
уже напоминает следующую партнёрскую программу.
Партнерская программа : вендор-торговый дом-заказчик
Данная партнёрская программа часто применяется в случаях, когда товар
относительно простой и уже довольно известный на рынке, но не является
товаром постоянного спроса, либо производитель своим товаром закрывает
только часть задач и требуются дооснащение другими элементами либо дополнительные услуги для продажи. Примером первого типа является туристический бизнес, второго – продуктовый ритейл, где представлена продукция
большого количества узких производителей из разных продуктовых линеек.
|
Примером третьего типа могут быть, например, кухни на заказ.
Данная партнёрская программа иногда трансформируется и расширяется ещё
одним уровнем и выглядит так: вендор – дистрибутор / торговый дом – интегратор-заказчик. Этот вариант широко представлен в сфере безопасности и
реализуется производителями проводов, блоков питания, сетевого и другого
оборудования, необходимого для построения законченного решения.
Плюсы: делятся риски между участниками, вендор может не расширять свой
штат, так как отгрузки идут ограниченному количеству партнёров, а торговому дому позволяют управлять продуктовой матрицей, диверсифицируя
бизнес. При этом заказчику такой вариант также удобен и позволяет в одном
месте приобрести все необходимое для реализации проекта.
Минусы также очевидны, так как
появляются дополнительные элементы в цепочке поставок, что
снижает прибыль производителя
и увеличивает цену для заказчика.
Подобная схема не подходит для
сложного оборудования, так как
сотрудники торгового дома, ввиду
большого количества производителей, не могут разбираться в каждом
продукте так же глубоко, как специалисты компании- интегратора.
Партнёрская программа «вендор-интегратор-заказчик»
Если так можно выразиться, «классическая» партнерская
программа, которую применяет, вернее, применяло подавляющее большинство вендоров, работающих со сложным
оборудованием и ПО. В частности, практически все западные
вендоры работают именно по такой партнерской программе,
иногда добавляя в цепочку дистрибутора компанию, занимающуюся организацией растаможки, хранения и логистики
товара на территории. Как правило, дополнительно на интересующей территории присутствует и представительство
вендора, которое корректирует цепочки продаж, управляет
ценами и скидками. Оно обеспечивает, в зависимости от стадии развития бизнеса в стране, следующие функции: поддержку продаж, техническую поддержку, гарантию и ремонт,
сертификацию, маркетинг и продвижение бренда, а иногда
и логистические функции, обеспечивая ввоз оборудования
в страну в роли таможенного брокера. Такая система устоялась при продаже сложного / составного оборудования и является удобной и выгодной для всех участников.
Для вендора: обеспечивает снижение количества персонала,
задействованного для реализации товара, и существенно
снижает затраты при начале работы в новой для вендора
стране. Часть затрат на вышеперечисленные функции
берёт на себя локальный партнёр, вкладываясь своими
средствами.
Для дистрибутора: обеспечение разработки устройств, их
производства и обучения сотрудников работе с новым оборудованием и ПО, а также позволяет применить лучший опыт
продвижения от вендора, полученный на других рынках.
Для интегратора: получение знаний об опыте применения и
продвижения товара, а также необходимый товарный запас,
обеспечение гарантийного обслуживания и ремонта.
Минусом является то, что из-за большого количества задействованных партнёров заметно увеличивается итоговая цена.
Редко какая-то из вышеперечисленных партнёрских программ существует в чистом виде, без каких-либо изменений,
и зачастую с развитием рынка происходит трансформация,
когда часть функционала может перетекать от одного участника к другому, либо меняться сама партнёрская программа для различных линеек оборудования.
|
Смешанная программа продаж
Часто бывает, что программа продаж постепенно перерождается в смешанную, либо, наоборот, вендор в какой-то
момент выводит на рынок новые, более сложные продукты
или решает сосредоточиться на разработке, и в этом случае
какое-то время существует в смешанной программе.
Однако лишившись образца в лице западных компаний,
часть игроков начинает реализовывать смешанную программу продаж в надежде захватить бОльшую долю рынка
и пытаясь реализовать именно гибридную партнёрскую
программу как основную, когда продавать можно от любого
– любому.
Такая система также вполне может существовать в случае,
если есть чёткое ценовое разграничение между вендором,
партнёрами и ценой продажи «конечнику», к этому же
активно подталкивают крупные заказчики. В таком случае
конечный заказчик может решить, например, для ускорения получения большой партии продукции или в надеже
сэкономить, либо по каким-то другим причинам приобрести
продукцию напрямую у вендора. Тут нет никаких проблем,
если вендор сохраняет ценовое разграничение и отгружает
заказчику продукцию по розничным ценам. В этом случае
вендор максимизирует свою прибыль, заказчик получает
оборудование быстрее. Но как быть с партнёром, потратившим деньги на рекламу, благодаря которой заказчик узнал
об этом вендоре, и что произойдет с товаром, находящимся
на складе партнёра, который выкупил его в рамках обязывающего контракта?
Если вендор при сбыте своего товара начинает осуществлять
прямые продажи в обход партнёра, возникает ситуация, в
которой партнёру бессмысленно тратиться на продвижение
товара такого вендора, а также держать товар в наличии на
складе и, тем более, самому предлагать его. В итоге вместо
симбиоза и взаимной выгоды происходит перетекание роли и
функционала, и вендор получает другую ситуацию, когда ему
необходимо больше вкладываться в рекламу, наращивать
штат менеджеров по продажам, так как партнёры постепенно
начинают отказываться от продвижения товара. Вендору
приходится увеличивать склад и всё больше сил и средств
тратить на продвижение, а также обеспечивать полную
техническую и гарантийную поддержку.
В итоге вендору необходимо расширять линейку товаров,
чтобы закрыть все ниши, и помимо, например, видеокамер
и серверов, продавать еще и блоки питания, провода, жёсткие диски,
аккумуляторы, сетевое оборудование и элементы СКС, а также думать о
реализации оказания услуг, заботиться о подготовке конкурсов, написании
ТЗ, проектировании и расчете систем. А это также требует расширения
номенклатуры, увеличения штата и всё большего замораживания денег в
товаре на складе. Хорошо, если расширение номенклатуры соответствует
росту количества заказов на продукцию, но зачастую бывает просадка в
каких-то элементах, что приводит к стагнации или спаду продаж, а в конечном итоге – к превращению вендора в некий торговый дом, а это уже
совсем другой бизнес.
Есть конечные заказчики, очень радующиеся такой истории, так как «прогнув» вендора, они получают прямые поставки, однако есть и обратная сторона. Для «конечника» – это привязка к одному поставщику, для вендора –замыкание на одном, хоть и большом заказчике, что снижает диверсификацию и проявляет связанные с этим риски.
|
Рынок в новых реалиях
В который уже раз наша страна попадает в череду испытаний, но сейчас,
похоже, затевается что-то более масштабное. При этом такие понятия,
как глобализация, всемирное разделение труда и цепочки поставок
постепенно переформатируются, и мы видим, что многие производства,
ранее размещавшиеся в определенных странах, начинают «переезжать».
Например, еще недавно считалось что чипы это – Тайвань, судостроение
и производство памяти – это Корея, всемирная сборочная фабрика – это
Китай, а Запад – это развитие новых технологий, наукоёмкие производства
и капитал.
Рискованность такой стратеги продемонстрировал перекрывший Суэцкий
канал всего лишь один контейнеровоз – как оказалось, даже такое происшествие может поставить под угрозу значимую часть мировой логистики.
Не говоря уже о вспышках пандемии в отдельно взятых портах юго-восточной Азии, что также существенно может затормозить отгрузки.
Во всём мире начинаются глобальные изменения, и российский рынок неизбежно будет меняться: часть компаний усилятся, расширив свои линейки и / или построив или переформатировав партнерские программы, а часть тихо пропадёт либо будет поглощена более удачливыми и умными конкурентами.
| Фото. Работы по разблокированию Суэцкого канала
Вывод
При всех изменениях и тектонических сдвигах в мире,
что-то останется неизменным.
А именно – необходимость
наличия партнёров для подавляющего большинства вендоров на рынке ИТ, частью
которого на сегодня уже стал
рынок систем безопасности.
Ибо этот симбиоз выгоден
каждому в цепочке и создаёт
дополнительные сервисы.
Вендор получает возможность без дополнительных
затрат сосредоточиться на
разработке и производстве
новых продуктов и решений.
Партнёр, благодаря близости к
заказчику, обеспечивает выявление потребности, подготовку
и реализацию необходимых
интеграций для проекта, не
забывая об обслуживании всего комплекса установленного
оборудования и ПО. Заказчик
получает полный перечень
услуг, внедрение передового
опыта, который может предложить интегратор, а также
оперативное техническое обслуживание. При этом для
заказчика крупная компания-интегратор может выступить
еще и диверсификатором неочевидных рисков. Например,
при уходе основного вендора
с рынка обеспечить оперативную замену с подбором
оптимального решения и его
внедрения в кратчайшие сроки
в рамках имеющегося бюджета, а также предложить лизинг
или рассрочку, обеспечивая
непрерывность основного бизнеса компании-заказчика.
А самое главное – новые
возможности. Но при этом в
попытке «объять необъятное»
не растеряйте существующих
партнёров, именно они помогут
осуществить рывок и кратно
масштабировать бизнес в новых условиях.
|
Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru
|
|