Автор: Дмитрий ЦЫГАНОВ, генеральный директор ООО «Д-Центр»

Начинать нужно с дизайна

Впечатления с выставки Securica Moscow – 2022

По большому счёту, сейчас на российском рынке в сегменте больших систем автоматизации для частных домов (под автоматизацией имеется в виду управление отоплением, вентиляцией, освещением, воротами и охраной) возник вакуум.

Их больше нет. Были чешские, немецкие, польские. В силу последних событий они все ушли с нашего рынка. Наш рынок освободился, но если кто-то считает, что в свободную нишу сразу же хлынет китайский товар, он глубоко ошибается. Китайцы физически не смогут этого сделать. У них нет таких систем, которые в одном корпусе могут решить вопрос охраны и автоматизации дома. Даже обычного дачного дома – на уровне включить-выключить бойлер. Это тоже довольно сложно сделать на базе каких-то китайских систем. Потому что у них это интегрирование приложений в разных вариантах.

Именно в таком ключе российским производителям есть смысл посмотреть на этот рынок и начать его занимать. При этом смотреть не на заказчика из ЖКХ или заказчика- строителя, а на конечного заказчика, который знает, что он хочет: удобно и быстро управлять воротами, вечером, ложась спать, нажимая одну кнопку на смартфоне, выключать всё освещение в доме. Чтобы можно было настроить графики отопления.

Сегодня в принципе хорошей, полной, настоящей защищённой автоматизации никто не предлагает. Все предлагают автоматизацию на базе каких-то решений «Умный дом», но это решения DIY (Do it yourself – сделай сам). Это самоделки. Это классное решение, если ребёнок хочет познать, что такое электронная система автоматизации вообще. Но эта система нестабильная, иными словами, ненадёжная. Мимо будет проезжать автомобиль полиции или охранного предприятия, либо дети запустят самолётики или квадрокоптеры, и система будет «падать» из-за наложения радиоканала. Потому что она сделана не для устойчивости, не для безопасности. Она сделана в большей степени для комфортности. И когда разрабатывали этот протокол, никто не озаботился тем, чтобы он был стабильным, надёжным и безопасным. Потому что это всё было сделано как «Умный дом», а «Умный дом» – это совсем не безопасность.

Большинство – 99,9% отечественных производителей – об этом даже не хотят задумываться. У них и так всё хорошо. Их бизнес – это 3-5% маржи.

К сожалению, большинство компаний рынка исповедуют извращённый капитализм, они хотят зарабатывать, продавая много раз, но по чуть-чуть. Они не видят возможности продать что-то один раз, но дорого.

Мы ходили по выставке и задавали участникам примерно одни и те же вопросы: «Можно ли улучшить ту или иную систему?» Отвечают: «Можно, но вы представляете, сколько это будет стоить?!» «Понимаем. Мы это купим. У нас есть клиентура. Дайте нам хороший продукт».

«Нет, не дадим, – слышим в ответ, – у нас что есть, то и есть».

И на выставке да и на рынке в целом у многих компаний это одно и то же устройство с разными наклейками. Все заявляют, что это сделано в России, а по факту отечественным является только этикетка, наклеенная на китайскую мыльницу.

Дельных решений, в общем-то, нет. Технари и инженеры просят, чтобы эти решения были, но руководство компаний придерживается мнения, что надо продавать много по низкой цене. Поэтому прибыль минимальна, и в результате у компаний нет денег на развитие, их хватает только на «поддержание штанов».

Проблема ещё в том, как менеджеры привыкли продавать оборудование. Как им написали на бумажке, так они и продают. Они даже не хотят хотя бы чуть-чуть расширить свой кругозор, чтобы заработать для компании больше денег. В этом и заключается нонсенс.

Если рассматривать нынешнюю ситуацию, она очень сильно изменилась по сравнению с прошлым годом: сегодня рынку нужны решения, а производители не хотят их давать.

Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию на рынке? В первую очередь, изменить дизайн оборудования. Сегодня продукция всех российских производителей имеют дизайн 90-х годов. Хорошо, если 90-х, а в большинстве своём – 80-х.

Мир шагнул вперёд, и элементы электроники стали меньше по габаритам.
При этом корпуса остались прежними – с пустотами внутри.
Хороший дизайн – это когда изделие приятно держать в руках.

Когда держишь устройство и чувствуешь, какое оно мягкое, как оно «играет» в руках, понимаешь, что оно сделано из прессованного полиэтилена, сразу пропадает к нему доверие.

Когда ты берёшь устройство в небольшом корпусе из жёсткого пластика с закруглёнными углами, без режущих граней, иными словами, которое приятно держать в руках, в этот момент у тебя и появляется к нему чувство доверия.

Начинать нужно с дизайна, а он уже, как локомотив, потянет за собой технические решения.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru