Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, технический директор ООО «Группа компаний «ОХРАНА», кандидат технических наук

Особенности проектирования систем антитеррористической защиты крупных спортивных объектов


На объектах спортивной инфраструктуры во время проведения соревнований и зрелищных мероприятий одновременно присутствует большое количество людей. Этот факт обусловливает наличие специальных требований к обеспечению безопасности таких объектов.

Рассмотрим особенности формирования требований к построению комплексной системы безопасности спортивного объекта на основе действующих нормативных документов. Одним из важных элементов системы безопасности спортивного объекта является подсистема антитеррористической защищенности, предназначенная для физической защиты объекта, обслуживающего персонала и посетителей от противоправных действий внешних и внутренних нарушителей.

Целью такой защиты является предупреждение, выявление, пресечение противоправных действий, создающих опасность гибели людей, причинения имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий в отношении объекта охраны, минимизацию их последствий, выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению противоправной деятельности в отношении объекта.

В соответствии с определением террористического акта [1] и возможными способами реализации террористического воздействия на защищаемый объект можно определить примерный перечень используемых технических средств защиты.

Для перекрытия каналов доставки на территорию объекта взрывчатых веществ и предотвращения их применения на объекте, как правило, используются следующие средства антитеррористической защиты (САЗ):

  1. оборудование по предотвращению проноса взрывчатых веществ и огнестрельного оружия на охраняемый объект (средства контроля персонала, посетителей и их ручной клади);
  2. оборудование для контроля почтовой корреспонденции;
  3. оборудование для выявления безнадзорных (оставленных) предметов;
  4. оборудование для локализации и подавления энергии взрыва;
  5. оборудование для предотвращения срабатывания радиовзрывателей взрывных устройств;
  6. оборудование для предотвращения проезда заминированного транспорта (средства ограничения скорости движения автотранспорта);
  7. средства досмотра автотранспорта.

Главной составляющей системы антитеррористической защиты должна являться организация стационарных и мобильных постов контроля людей, ручной клади, почтовых отправлений и автотранспорта, оснащенных соответствующими техническими средствами. Работа данных постов должна сочетаться с комплексом мероприятий по пропускному и внутриобъектовому режиму, грамотным построением и использованием комплекса инженерно- технических средств охраны объекта.

При этом учитываются следующие факторы:

  1. плотность потока людей;
  2. наличие на них верхней одежды;
  3. характер ручной клади и степень ограничений на ее пронос;
  4. объемы почтовых отправлений;
  5. регистрация сотрудников и посетителей по документам, удостоверяющих личность;
  6. плотность потока автотранспорта.

В зависимости от решаемых задач и требований по полноте и глубине проводимых проверок в состав САЗ могут входить следующие подсистемы:

  1. подсистема контроля входящих почтовых отправлений;
  2. подсистема контроля посетителей и ручной клади;
  3. подсистема контроля автотранспорта;
  4. подсистема сопряжения с системой контроля и управления доступом (СКУД) и системой сбора обработки и отображения информации;
  5. подсистема оповещения центрального поста охраны.
Одновременно с контролем на наличие взрывчатых веществ и взрывных устройств необходимо проводить контроль на наличие радиоактивных веществ (РВ).

Посты контроля людей на наличие взрывчатых веществ и взрывных устройств под одеждой и в ручной клади, как правило, оборудуются как постоянные. Число их определяется количеством независимых потоков людей, подлежащих контролю.

Датчики стационарного радиометра при их использовании в составе системы целесообразно устанавливать прямо на входе, когда человек еще имеет ручную кладь при себе. При их срабатывании источник излучения обнаруживается с помощью поискового сигнализатора.

Для контроля людей целесообразно использовать стационарные и ручные металлодетекторы.

Для контроля ручной клади на наличие взрывчатых веществ и взрывных устройств необходимо использовать рентгенотелевизионные интроскопы, которые в настоящее время являются наиболее эффективным техническим средством досмотра ручной клади.

Около досмотрового пункта необходимо оборудовать взрывозащищенные камеры хранения подозрительных предметов.

Контроль автотранспорта является самым сложным звеном в системе антитеррористической защиты. Наиболее надежным методом обнаружения взрывных устройств, провозимых автотранспортом, является использование специальных рентгеновских или гамма-интроскопов.

Помимо этого пункт контроля должен оборудоваться взрывозащищенной площадкой с помещением для оператора и персонала. При оборудовании поста контроля автотранспорта также следует учитывать климатические условия. В частности, в холодные периоды применение большей части химических обнаружителей взрывчатых веществ на открытом воздухе невозмож- но. Для повышения эффективности комплекса необходимо оборудование специальных обогреваемых боксов для автотранспорта.

Таким образом, можно предложить следующий состав досмотрового оборудования для подсистемы контроля автотранспорта:

  1. средства снижения скорости транспортного средства (искусственными неровностями);
  2. система автоматического распознавания автомобильных номеров;
  3. средства автоматизированного досмотра транспортного средства (сканирование днища автомобиля);
  4. противотаранные устройства (автомобильные блокираторы);
  5. средства оперативной связи с центральным постом охраны;
  6. средства локализации взрыва;
  7. блокираторы радиовзрывателей. Требования к объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований определены нормативными документами [2-4]. Требования к объектам, на которых запланировано присутствие более 40 тысяч зрителей, представлены в таблице 1.


Примечание:
1. Знак «+» – оснащение обязательно.
2. Знак «-» – оснащение не применяется
3. Знак «-/+» – оснащение возможно по усмотрению организатора соревнования или собственника (пользователя) спортивного объекта.

Требования к оснащению объекта, на котором запланировано присутствие более 40 тысяч зрителей, техническими средствами для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, представлены в таблице 2.


На основе анализа требований нормативных документов и опыта оборудования системами безопасности крупных спортивных объектов, на которых проводились международные соревнования, можно определить перечень средств антитеррористической защиты входных групп такого объекта.
Примерный перечень основного оборудования для транспортного контрольно-пропускного пункта представлен в таблице 3.

Особенности допуска транспортных средств на спортивные объекты более подробно рассмотрены в [7, 9].

Примерный перечень основного оборудования для пешеходного контрольно-пропускного пункта представлен в таблице 4.

Проектные решения по необходимому количеству транспортных и пешеходных контрольно-пропускных пунктов определяются заданным временным графиком загрузки спортивного объекта.

Для обеспечения проверки пешеходных потоков необходимо определить потребность в точках контроля посетителей. Все пешеходы должны пройти через полноростовой турникет и стационарный металлодетектор.

Пропускная способность типового полноростового турникета составляет до 20 проходов в минуту. При расчетах с учетом пропускной способности турникетов и времени личного досмотра посетителя целесообразно считать нормативное время проверки одного посетителя равным 20 - 30 сек. При заданном временном графике загрузки объекта нетрудно определить требуемое количество пунктов пропуска.

Отдельный расчет должен быть проведен по количеству эвакуационных выходов, обеспечивающих эвакуацию зрителей и персонала объекта в нормативные сроки. Проектные решения по обеспечению безопасности таких объектов в обязательном порядке подлежат согласованию с территориальными органами силовых структур.

Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
3. Приказ МВД от 17 ноября 2015 года № 1092 «Об утверждении Требований к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению объектов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. №353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта».
6. Мальцев А.Д. Проектирование систем безопасности спортивных объектов: обзор нормативной базы – Технологии защиты. - №1.- 2014 г.
7. Мальцев А.Д. Проектирование систем безопасности спортивных объектов: анализ угроз безопасности – Технологии защиты. - №2.- 2014 г.
8. Мальцев А.Д. Особенности требований к реализации систем видеонаблюдения спортивных объектов – Технологии защиты. - №5.- 2014 г.
9. Мальцев А.Д. Особенности допуска транспортных средств на спортивные объекты при проведении официальных мероприятий FIFA. – Технологии защиты. - №1. - 2017 г.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru