Автор:

Выбор систем противопожарной защиты музеев

В этом номере с вами

Алексей СЕХИН, , заместитель генерального директора по безопасности ФГБУК ГЦ ТМ им. А.А. Бахрушина

Алексей СЕХИН, , заместитель генерального директора по безопасности ФГБУК ГЦ ТМ им. А.А. Бахрушина

Алексей БОГДАНОВ, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа, к.т.н., доцент кафедры пожарной безопасности зданий и автоматизированных систем пожаротушения Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы

Елена КУРГАШЕВА, заместитель директора отдела системных проектов OОО «Армо-системы»

Елена КОЗИНА, начальник проектного отдела Группы компаний «Пожтехника»

Владимир СЕРГЕЕВ, заместитель директора – главный инженер ГМИИ им. А.С. Пушкина

Вадим ФЕДОСЕЕВ, независимый специалист по системам противопожарной защиты


Вопрос для обсуждения

Какие особенности необходимо учесть при выборе для музеев систем пожарной сигнализации и автоматики согласно последнему СП?

Алексей СЕХИН:

– Какие СПС лучше выбрать: адресные, беспроводные, радиоканальные?
Считаю, что для музеев, расположенных на объектах культурного наследия, важно сохранение интерьеров помещений, поэтому однозначно – радиоканальные адресные системы. Радиоканальные – потому, что это позволяет избежать прокладки многокилометровых шлейфов пожарной сигнализации (это еще экономия бюджетных средств, так как огнестойкие кабельные линии нынче не дешевы). Адресные же – потому, что это позволяет производить мониторинг и оперативное реагирование на возникшие тревожные сообщения от пожарных извещателей с точностью до помещения, в котором они находятся, в отличие от аналоговых систем, в которых в срабатывание уходит весь шлейф.

Согласно действующему СП 484.1311500.2020 уже на этапе проектирования объект должен быть разделен на ЗКПС. На основании ЗКПС строится вся логика работы СППЗ, именно поэтому очень важно перед установкой новых систем АПС разработать проект (рабочую документацию), обеспечивающий устойчивость к единичной неисправности линий связи. Согласно действующим нормам СП, иного не дано. Как обеспечить защиту от ложных срабатываний? В первую очередь, профессиональным монтажом пожарных извещателей, соблюдая необходимые расстояние от осветительных приборов и вентиляционных отверстий для недопущения воздействия на извещатель электронаводок и воздушных потоков, прокладку шлейфов осуществлять с соблюдением требований СП, в особенности, не допуская совместной прокладки с силовыми линиями, во избежание электронаводок. Во вторых, обеспечить грамотное и своевременное техническое обслуживание АПС, очистку камер извещателей от запыления, замену элементов питания и т. д.

Алексей БОГДАНОВ:

– Давайте порассуждаем, а что хранят в музеях? В подавляющем количестве случаев – органику, то есть экспонаты, состоящие из органических материалов. Это, например картины, ткани, мебель, книги, фотографии, гравюры и т. д. Конечно, в любом музее мы можем найти и негорючие материалы, например, монеты или фарфор, но они представляют небольшую часть фонда, если речь не идет о специализированных музеях. Сами помещения, как правило, тоже построены из органических материалов, самый распространенный из них, конечно, дерево. Отсюда вывод: вероятнее всего при возгорании сначала будет процесс тления с образованием дыма, который и надо обнаружить в первую очередь, а значит необходимо использовать дымовые извещатели. Что касается структуры системы то, в первую очередь, необходимо обеспечить ее устойчивую работу в условиях пожара. Для этого можно использовать разные способы, от прокладки негорючих кабелей до систем с передачей данных по радиоканалу. Радиоканальные системы имеют еще одно неоспоримое преимущество перед проводными: при их монтаже происходит гораздо меньшее воздействие на само здание как на предмет охраны. А ведь многие музеи находятся в исторических зданиях. Мое мнение: в новых зданиях при строительстве использовать проводные системы, а в исторических зданиях устанавливать радиоканальные.

Елена КОЗИНА:

– При проектировании систем противопожарной защиты музеев как зданий с пребыванием большого количества посетителей, первоочередным критерием выбора СПС является надежность и достоверность системы обнаружения возгорания. Это обеспечивается применением адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации, отличительной особенностью которых является принятие решение об обнаружении пожара прибором управления, а не извещателем, что повышает достоверность сигнала о пожаре и уменьшает вероятность ложных срабатываний.

Что касается использования беспроводных систем, хочется отдельно подчеркнуть, что это действительно спасает в случаях невозможности прокладки кабельных трасс в помещениях с особенными требованиями к интерьерам, а также в особо охраняемых помещениях, объектах культурного наследия. Но данные категории помещений очень часто имеют толстые стены и перекрытия, которые являются непреодолимой преградой для радиосигнала, и выяснить это зачастую возможно только при проведении натурных испытаний на месте. Кроме того, использование радиоканалов часто бывает невозможным при наличии электромагнитных помех, а они – не редкость на специальных объектах. Поэтому я бы рекомендовала использовать проводные системы как наиболее надежные и прогнозируемые.

Действующими нормами регламентируется деление всего здания на так называемые зоны контроля пожарной сигнализации (ЗКПС), при котором единичная неисправность одной ЗКПС не должна приводить к потере работоспособности других ЗКПС.

Выставочные залы часто имеют сложную конфигурацию, являются проходными, занимают существенные площади, имеют сложные конфигурации потолков, фальшпотолки. В связи с этим необходимо соблюдать требования нормативных документов в части деления охраняемых помещений на зоны контроля пожарной сигнализации (ЗКПС), учитывая все перечисленные особенности. Зон контроля пожарной сигнализации будет ожидаемо больше, и структура системы пожарной сигнализации будет сложнее.

Защита от ложных срабатываний достигается использованием более сложных и надежных алгоритмов принятия решения о пожаре В или С (при срабатывании двух пожарных извещателей в разных вариантах), а также выбором типов пожарных извещателей, наиболее подходящих к условиям защищаемого помещения.



Владимир СЕРГЕЕВ:

– При выборе извещателей необходимо отдавать предпочтение адресным. В случае если оборудуются помещения, не предназначенные для временных выставок, а архитектурные особенности и статус помещений позволяют сделать проводную разводку, то она предпочтительнее. Если идет речь об оснащении выставочного пространства с периодически изменяющейся экспозицией и выставочным оборудованием, предпочтение надо отдать беспроводным приборам. Особенности музеев – это во многих случаях большие объемы залов, сменные экспозиции с временными щитами, стендами и т.п.

Иногда свои ограничения вносит статус ОКН. Для защиты от ложных срабатываний – дублирование сигнала тревоги от двух извещателей.

Вадим ФЕДОСЕЕВ:

– Однозначно для защиты музеев целесообразнее применять адресные системы обнаружения. Связанно это, прежде всего, с тем, что адресные системы противопожарной защиты более информативны, данные системы помимо адреса сработавшего элемента системы передают также и информацию о состоянии системы как в дежурном, так и в аварийном режиме и режиме срабатывания. Информация, передаваемая адресными системами, позволяет более эффективно обслуживать систему противопожарной защиты, что само по себе увеличивает ее надежность, а также позволяет оценить пожароопасную ситуацию в конкретном защищаемом / контролируемом месте системы, что при должном обслуживании, мониторинге и использовании периферийных систем, таких как видеонаблюдение, может предотвратить или уменьшить последствия, как от самого пожара, так и от системы пожаротушения.

Помимо информативности, адресные системы являются более надежными по отношению к безадресным системам. Адресные системы более надежно защищены от «единичной неисправности линии связи», другими словами, при возникновении аварийной ситуации либо на линии связи, либо в каком-нибудь элементе системы противопожарной защиты, будет потеряна связь лишь с конкретным элементом системы, либо будет изолирован участок линии связи, на котором произошла аварийная ситуация. При этом система информирует обслуживающий персонал об аварийной ситуации и об адресе аварийного элемента системы или участка линии связи. Надежность адресных систем достигается путем применения кольцевых линий связи с изолирующими элементами, а в беспроводных системах техническими решениями, такими, например, как «динамическая маршрутизация».

Безадресные системы противопожарной защите менее информативны по отношению к адресным, они не способны передавать данные о состоянии системы и ее элементов в режиме реального времени, что, в свою очередь, уменьшает эффективность обслуживания и, как следствие, уменьшает надежность системы. В безадресных системах невозможно отследить динамику увеличения пожароопасной ситуации и уменьшить потери, как от самого пожара, так и от системы пожаротушения.

Однозначного ответа, как следует лучше организовывать зоны контроля пожарной сигнализации в зданиях музеев, нет.

Естественно, зоны контроля пожарной сигнализацией необходимо организовывать согласно требованиям, изложенным в СП 484.1311500.2020. Это – обязательное условие, но нужно понимать, что в различных помещениях, которые согласно упомянутым требованиям относятся к одной зоне, в различные периоды могут находиться различные экспонаты (производится смена экспозиций) с различной пожарной нагрузкой и, возможно, с различными степенями воздействия на элементы пожарной сигнализации, к примеру, выставка электротехнической продукции, выставка пиротехнических изделий или выставка картин. Учитывая фактор возможной смены экспозиций, на мой взгляд, недостаточно руководствоваться только обязательными требованиями СП 484.1311500.2020, нужно увеличить количество зон контроля пожарной сигнализации путем выделения в отдельные зоны всех помещений или их частей, в которых возможна смена экспозиций.

При размещении ИП, помимо обязательных требований, изложенных в СП 484.1311500.2020, нужно учитывать и то, что зачастую помещения музеев являются объектами культурного наследия, и вносить какие-либо изменения недопустимо. Нужно понимать, что элементы системы противопожарной защиты не должны выделяться на фоне экспозиции.

В помещениях музеев недопустимы ложные срабатывания системы пожарной сигнализации или системы пожаротушения, так как они могут привести к значительным материальным потерям, включая полную утрату элементов, представляющих культурное наследие. Нельзя забывать и о возможности получения травм различной тяжести при эвакуации посетителей музея. Прежде всего, защита от ложных срабатываний обеспечивается выбором оборудования и алгоритмом срабатывания, согласно СП 484.1311500. При наличии системы пожаротушения и системы эвакуации 4 и 5 типов требуется алгоритм «С», а под такие требования зачастую попадает большинство музеев. Сам по себе алгоритм «С» серьёзно снижает вероятность ложных срабатываний.

Уменьшение вероятности ложных срабатываний возможно при выборе надежных адресных элементов системы противопожарной защиты: аспирационных пожарных извещателей или извещателей с различными факторами срабатываний, характерных для конкретной пожарной нагрузки, или применение комбинированных пожарных извещателей.

Вопрос для обсуждения

Какие специальные средства обнаружения пожара целесообразнее применять для зданий музеев и хранилищ культурных ценностей, книгохранилищ?

Алексей СЕХИН:

– Для помещений хранения, в случае наличия высоких потолков и большой площади, целесообразно использовать линейные дымовые извещатели (в том числе, радиоканальные). Это позволяет сэкономить на стоимости оборудования и монтажных работ, кроме того, подобные извещатели имеют меньший процент нештатных срабатываний. В перспективе интересны аспирационные системы, но в настоящее время, на мой взгляд, они достаточно дороги.

Алексей БОГДАНОВ:

– Как уже было сказано, в музеях необходимо использовать дымовые датчики. Наибольшей чувствительностью из них, конечно, обладают аспирационные извещатели. При этом очевидно, что их монтаж легче всего осуществить при реставрации помещений, что происходит не так уж часто. В помещениях, например, хранилищ возможно применение открытого монтажа. Очевидный плюс таких датчиков, кроме высокой чувствительности, - еще и чрезвычайно малое отверстие для забора проб воздуха, что делает устройство почти невидимым.

Развитие линейных датчиков, позволяющих с высокой точностью (до долей градуса) определять температуру и (до сантиметров) место нагрева, открывает возможность использования их в музеях. При этом одновременно решается как задача обнаружения возгорания, так и осуществление контроля температуры в помещениях. Конечно, необходимы определенные алгоритмы обработки сигналов, позволяющие отличать нагрев от тления, возгорания, нагрев отоплением или солнцем.

Елена КУРГАШЕВА:

– При обнаружении пожара в музеях можно выделить следующие основные трудности.

Первое – если музей расположен в здании с большими открытыми пространствами и атриумами, обнаружение пожара может быть затруднено. В основном, это связано с повышенной активностью воздушных потоков из-за их неравномерного прогрева, и здесь традиционные точечные извещатели дыма, устанавливаемые на потолке, практически бесполезны. Ведь на момент обнаружения задымления таким извещателем пожар должен быть уже довольно сильным, чтобы создать поток тепла и дыма, способный достичь верхних уровней музейного зала.

В таких условиях наилучшим решением для защиты жизней людей и материально-культурных ценностей от пожаров является применение аспирационных систем, которые ведут постоянный принудительный отбор проб воздуха, вне зависимости от воздушных потоков, и анализируют их на наличие примесей дыма, а также имеют повышенную чувствительность относительно обычных дымовых извещателей. Еще один извещатель, который эффективно используется для защиты атриумных пространств, - это линейный дымовой пожарный извещатель. Такие устройства способны перекрывать большие пространства и не требуют значительных усилий при монтаже. Некоторые современные линейные дымовые пожарные извещатели имеют ряд функций, которые позволяют им бороться с их прежними недостатками, такими как неустойчивость луча при монтаже на некапитальных конструкциях, защита от срабатывания в случае появления в поле луча птиц, насекомых, перекрытия луча предметами.

Второй момент – это сохранение эстетики интерьеров и невозможность монтажа традиционных извещателей на потолках в помещениях, имеющих историческую ценность.

Для обнаружения задымления в таких помещениях надо использовать преимущества аспирационных извещателей, осуществляющих забор проб при помощи капиллярных трубок, которые визуально практически незаметны, и их можно скрыть в нишах и конструкциях интерьера.

Аналогичные проблемы могут возникать при защите помещений хранилищ культурных ценностей, книгохранилищ и т. п. Как правило, это высокостеллажное хранение с высокими потолками, которые могут достигать 30 м. В новых СП 484 оговаривается использование для защиты таких помещений аспирационных извещателей. И это наиболее правильный выбор.

В помещениях с высокими потолками нередко происходит расслоение дыма, связанное с тем, что солнечное излучение нагревает воздух в припотолочном пространстве (например, если это железный потолок или стеклянный). Под потолком образуется теплая воздушная прослойка. Если температура теплого слоя воздуха выше, чем температура струи дыма, то он не даст дыму достичь потолка, на котором установлены традиционные точечные извещатели.

Елена КОЗИНА::

– Кроме необходимости выполнения требований нормативных документов в части расстановки пожарных извещателей всех типов, в выставочных залах большое значение уделяется дизайну интерьера, при проектировании которого даже такие мелочи, как установка пожарного датчика на потолке имеет немаловажное значение.

Во многом спасает ситуацию применение аспирационных пожарных извещателей, конструкция которых допускает встраивание воздухозаборных труб в элементы отделки помещения с сохранением доступа к воздухозаборным отверстиям, остающимися практически невидимыми, но при этом эффективно выполняющими свои функции по обнаружению дыма. Применение данного типа пожарных извещателей позволяет обнаружить возгорание на самих ранних этапах, еще до того, как дым станет видимым. При этом извещатель работает на высоте до 30 метров, что позволяет защищать большие открытые пространства, атриумы и т.д.

Линейные дымовые пожарные извещатели защищают большие высокие пространства (до 21 метра), имея в своей конструкции всего два элемента (приемо-передатчик и рефлектор). Большинство производителей заявляют дальность действия линейников до 100 м, что позволяет упростить защиту объемных помещений со сложной архитектурой.

Владимир СЕРГЕЕВ:

– Для помещений депозитариев наиболее целесообразно применять системы сверхраннего обнаружения – аспирационные. В исторических зданиях надо рассматривать каждое помещение индивидуально, при выборе извещателей идти по пути минимизации размеров, подбора цветовой гаммы, а также выбора мест установки. Зарубежные музеи, к примеру, музеи Берлина активно используют аспирацию, причем устанавливают систему не в залах, а в вытяжной вентиляции.

Вадим ФЕДОСЕЕВ:

– Опять-таки однозначного ответа на данный вопрос нет, в каждом конкретном случае средства обнаружения пожара индивидуальны. В большинстве случаев наиболее эффективными системами являются аспирационные извещатели. Но не всегда возможно или целесообразно прокладывать воздухозаборные трубы в интерьерах, представляющих историческую ценность. Тогда возможно применение точечных извещателей, причем существуют комбинированные системы, предназначенные для обнаружения возгораний, сопровождающихся появлением дыма малой концентрации, а также повышением температуры внутри контролируемого пространства и / или выделением СО, а также инфракрасного излучения. Такие извещатели эффективны в условиях периодической смене экспозиций и, как следствие, изменения пожарной нагрузки и факторов пожара, возникающих на начальной стадии горения.

Зачастую при установке извещателей в интерьерах, представляющих историческую ценность, целесообразно использовать беспроводные системы пожарной сигнализации.

Довольно много споров идет по поводу надежности беспроводных систем, надо понимать, что принцип обнаружения пожара в проводных и беспроводных системах один и тот же, и отличие состоит в способе передачи информации и электропитании элементов противопожарной защиты.

По принципу передачи информации зачастую беспроводные системы превосходят проводные, но нужно учитывать такие особенности, как отражение сигналов от металлических поверхностей, возможность появления помех, связанных с работой той или иной электроники. Они могут проявиться, если в помещениях музеев планируется выставлять экспозиции, связанные с электромагнитным излучением.

С точки зрения электропитания беспроводные системы, безусловно, проигрывают своим проводным аналогам, поэтому персонал, обслуживающий систему, должен пристально следить за элементами питания и своевременно осуществлять их замену.

Еще одним эффективным решением по защите от пожара служит совмещение различных систем обнаружения пожаров с системой видеонаблюдения.

Вопрос для обсуждения

Какие средства пожаротушения целесообразнее всего применять для зданий музеев и хранилищ культурных ценностей, книгохранилищ?

Алексей СЕХИН:

– Считаю, что для обеспечения сохранности музейных предметов лучше всего подходят системы газового пожаротушения с использованием хладона ПФК-49 (фторкетон ФК-5-1-12), который при тушении не повреждает как сами музейные предметы, так и внутреннее убранство музейных помещений, в отличие от систем водяного и порошкового тушения. Кроме того, при тушении не снижается концентрация кислорода в помещении, что важно для увеличения времени эвакуации людей. Возможно применение данного состава при персонале (в случае оформления специальными техническими условиями). В нашем музее подобная система установлена и эксплуатируется более 10 лет.

Также интересно применение систем активного предотвращения пожаров в хранилищах путем поддержания безопасной концентрации окислителя в защищаемом объеме (обедненная кислородная среда). Однако, в настоящее время в связи с недостаточностью нормативных требований в области систем предотвращения пожара, для их установки на объекте защиты должны быть разработаны специальные технические условия, что само по себе является достаточно затратным мероприятием. Да и стоимость подобных систем пока недоступна для большинства музеев.



Алексей БОГДАНОВ:

– Относительно средств пожаротушения в музеях. К сожалению, современные требования разрешают применение любых огнетушащих составов, и эту ситуацию нам надо в корне изменить. Для музеев пригодны только системы газового пожаротушения, причем с применением таких газов, которые в огнетушащих концентрациях безвредны для человека и не оказывают воздействие на экспонаты. Под воздействием на экспонаты я понимаю четыре возможных процесса: химический – от самого газа; термический – от резкого сильного охлаждения; физический – от механического воздействия струи газа; Химический – от продуктов теплового разложения газа на очаге пожара.

Рассмотрим их подробнее. Как правило, тушение организуется газами, представляющими собой различные фторводороды, иногда с включением брома. Некоторые их них ядовиты, у других необходимая для тушения концентрация вызывает удушье. К счастью, существует и газ, лишенный этих недостатков.

Сильное резкое охлаждение может привести к порче некоторых экспонатов. Падение температуры при пуске газа в любом случае произойдет, главное, чтобы оно было в допустимых пределах. Это, конечно, зависит от состава газа, его давления и форсунок.

Физическое воздействие струи газа может просто сдуть экспонаты с полок и стеллажей при использовании газов, требующих высокой огнезащитной концентрации, и, как ее следствие, имеющих более высокое давление в системе.

Вопрос о термическом разложении газов при тушении ими очага пожара практически вообще никогда не рассматривается, а ведь при тушении фторводородами образуются пары плавиковой кислоты, одной из самых химически активных. Конечно, главное – потушить пожар, но, наверное, при этом по возможности необходимо сохранить экспонаты.

Еще одним, пока достаточно редким способом пожаротушения (а точнее, способом, делающим возгорание невозможным), является система, обеспечивающая в защищаемом помещении пониженное содержание кислорода. При этом достигается еще и лучшая сохранность экспонатов, так как именно наличие кислорода в воздухе является фактором старения (обычного окисления органики) предметов. При достижении определенных концентраций кислорода горение органических материалов уже невозможно, а пребывание людей в помещении вполне допустимо.

Елена КУРГАШЕВА:

– Применение любых тушащих средств в зданиях, где расположены культурные ценности, это все-таки нежелательная ситуация. Системы пожаротушения должны срабатывать, когда огонь распространяется и угрожает людям, ценностям и зданию.

Наиболее важной задачей является не допустить такой ситуации. Важно обнаружить задымление еще до появления огня, и эту функцию хорошо выполняют аспирационные извещатели, которые имеют повышенную чувствительность относительно обычных дымовых извещателей.

Хотелось бы отметить, что помимо различных систем пожаротушения, которые могут применяться в хранилищах культурных ценностей и книгохранилищах, необходимо отдавать предпочтение средствам предотвращения возгорания, которые не позволяют огню гореть. Это спасает ценные реликвии от уничтожения огнем или тушащим веществом, которое, так или иначе, воздействует на них во время пожара.

Елена КОЗИНА::

– Пожаротушение музейных помещений связано с решением следующих задач: эффективно потушить пожар; обезопасить жизнь и здоровье персонала и посетителей; сохранить материальные ценности.

Многие огнетушащие вещества эффективно и быстро тушат, но вредны для человека. Есть и другие, которые полностью безопасны для человека, но их применение губительно для ценностей, влечет за собой невосполнимые и катастрофические последствия, сопоставимые с самим пожаром. Есть огнетушащие вещества, которые лишь локализуют возгорание до приезда подразделений пожарной охраны.

В настоящее время самый эффективный и безопасный тип пожаротушения помещений хранилищ, выставочных залов и прочих музейных помещений – это, конечно же, газовое пожаротушение. Оно обеспечивает наиболее эффективное тушение за минимальное время, сохранность защищаемого имущества. При этом имеются инновационные огнетушащие вещества, совершенно безопасные для человека, что подтверждается многочисленными тестами и испытаниями.

Владимир СЕРГЕЕВ:

– При выборе средства пожаротушения необходимо учитывать возможное воздействие огнетушащего вещества на экспонаты и посетителей.

Обычное водяное пожаротушение малоприменимо. В некоторых случаях допустимо применение системы тушения тонкораспыленной водой (ТРВ). Достоинства – малое количество воды, подаваемое в залы, безвредность для посетителей и персонала. Минус – в любом случае имеет место воздействие влаги на экспонаты. Газовое пожаротушение оптимально для экспонатов, но воздействует на людей (за исключением Novec), еще один минус – высокая цена перезаправки. Мне кажется достаточно перспективным оборудование, работающее по принципу снижения уровня кислорода в воздухе. Это полностью исключает саму возможность возгорания. Минус – высокая стоимость.

Вадим ФЕДОСЕЕВ:

– Огнетушащее вещество в помещениях музеев должно быть эффективным и не оказывать никакого воздействия на экспонаты. Безусловно, наиболее эффективным и безопасным решением для таких помещений является газовое пожаротушение. Но применение газового пожаротушения недопустимо в помещениях с экспозициями в связи с постоянным нахождением в них посетителей.

Системой газового пожаротушения, безусловно, эффективно оснащать хранилища культурных ценностей и книгохранилищ.

А что делать с основными помещениями, где размещаются экспозиции? На мой взгляд, наиболее эффективными для данных помещений являются системы пожаротушения тонкораспыленной водой.

За счет небольших, по сравнению с классическими видами спринклерного пожаротушения, размеров капель система тонкораспылённой воды минимизирует негативное воздействие от огнетушащего вещества на экспонаты.

Недопустимо применения огнетушащего вещества со смачивателями, так как смачиватель по своей сути – это пенообразователь в малом процентном соотношении, является агрессивным элементом и приводит к порче большинства экспонатов. Из вышесказанного следует, что нецелесообразно применение модульных установок пожаротушения тонкораспыленной водой, потому что в их огнетушащем веществе всегда содержится смачиватель.

В настоящий момент на рынке существуют спринклерные системы тонкораспыленной воды с принудительным пуском. Такие системы наиболее эффективны с точки зрения локализации и ликвидации возгорания. Алгоритм их работы предполагает обнаружение возгорания и его локализацию за счет принудительного срабатывания оросителей. Такие системы не позволяют возгоранию распространяться и уходить из-под сработавшего оросителя, а за счет принудительного срабатывания рядом стоящих оросителей локализуют возгорание.

Вывод из вышесказанного: наиболее эффективными системами пожаротушения в помещениях хранилищ являются газовые системы пожаротушения с неинерционными газовыми огнетушащими веществами, а для помещений непосредственно экспозиций наиболее эффективными и безопасными являются агрегатные установки тонкораспыленной воды с принудительным пуском.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru