Владимир СЕРГЕЕВ:
– При выборе извещателей необходимо отдавать предпочтение адресным.
В случае если оборудуются помещения, не предназначенные для временных
выставок, а архитектурные особенности и статус помещений позволяют
сделать проводную разводку, то она предпочтительнее. Если идет речь
об оснащении выставочного пространства с периодически изменяющейся
экспозицией и выставочным оборудованием, предпочтение надо отдать беспроводным приборам. Особенности музеев – это во многих случаях большие
объемы залов, сменные экспозиции с временными щитами, стендами и т.п.
Иногда свои ограничения вносит статус ОКН. Для защиты
от ложных срабатываний – дублирование сигнала тревоги
от двух извещателей.
Вадим ФЕДОСЕЕВ:
– Однозначно для защиты музеев целесообразнее применять адресные системы обнаружения. Связанно это, прежде
всего, с тем, что адресные системы противопожарной
защиты более информативны, данные системы помимо
адреса сработавшего элемента системы передают также и
информацию о состоянии системы как в дежурном, так и в
аварийном режиме и режиме срабатывания. Информация,
передаваемая адресными системами, позволяет более
эффективно обслуживать систему противопожарной защиты, что само по себе увеличивает ее надежность, а также
позволяет оценить пожароопасную ситуацию в конкретном
защищаемом / контролируемом месте системы, что при
должном обслуживании, мониторинге и использовании
периферийных систем, таких как видеонаблюдение, может
предотвратить или уменьшить последствия, как от самого
пожара, так и от системы пожаротушения.
Помимо информативности, адресные системы являются
более надежными по отношению к безадресным системам.
Адресные системы более надежно защищены от «единичной неисправности линии связи», другими словами, при
возникновении аварийной ситуации либо на линии связи,
либо в каком-нибудь элементе системы противопожарной
защиты, будет потеряна связь лишь с конкретным элементом системы, либо будет изолирован участок линии
связи, на котором произошла аварийная ситуация. При
этом система информирует обслуживающий персонал
об аварийной ситуации и об адресе аварийного элемента
системы или участка линии связи. Надежность адресных
систем достигается путем применения кольцевых линий
связи с изолирующими элементами, а в беспроводных
системах техническими решениями, такими, например, как
«динамическая маршрутизация».
Безадресные системы противопожарной защите менее
информативны по отношению к адресным, они не способны
передавать данные о состоянии системы и ее элементов в
режиме реального времени, что, в свою очередь, уменьшает
эффективность обслуживания и, как следствие, уменьшает
надежность системы. В безадресных системах невозможно
отследить динамику увеличения пожароопасной ситуации и
уменьшить потери, как от самого пожара, так и от системы
пожаротушения.
Однозначного ответа, как следует лучше организовывать
зоны контроля пожарной сигнализации в зданиях музеев,
нет.
Естественно, зоны контроля пожарной сигнализацией необходимо организовывать согласно требованиям, изложенным в СП 484.1311500.2020. Это – обязательное условие,
но нужно понимать, что в различных помещениях, которые
согласно упомянутым требованиям относятся к одной
зоне, в различные периоды могут находиться различные
экспонаты (производится смена экспозиций) с различной
пожарной нагрузкой и, возможно, с различными степенями
воздействия на элементы пожарной сигнализации, к примеру, выставка электротехнической продукции, выставка
пиротехнических изделий или выставка картин. Учитывая фактор возможной смены экспозиций, на мой взгляд, недостаточно руководствоваться только обязательными требованиями СП 484.1311500.2020,
нужно увеличить количество зон контроля пожарной сигнализации путем
выделения в отдельные зоны всех помещений или их частей, в которых
возможна смена экспозиций.
При размещении ИП, помимо обязательных требований, изложенных в СП
484.1311500.2020, нужно учитывать и то, что зачастую помещения музеев
являются объектами культурного наследия, и вносить какие-либо изменения
недопустимо. Нужно понимать, что элементы системы противопожарной
защиты не должны выделяться на фоне экспозиции.
В помещениях музеев недопустимы ложные срабатывания системы пожарной
сигнализации или системы пожаротушения, так как они могут привести к
значительным материальным потерям, включая полную утрату элементов,
представляющих культурное наследие. Нельзя забывать и о возможности
получения травм различной тяжести при эвакуации посетителей музея.
Прежде всего, защита от ложных срабатываний обеспечивается выбором
оборудования и алгоритмом срабатывания, согласно СП 484.1311500.
При наличии системы пожаротушения и системы эвакуации 4 и 5 типов
требуется алгоритм «С», а под такие требования зачастую попадает большинство музеев. Сам по себе алгоритм «С» серьёзно снижает вероятность
ложных срабатываний.
Уменьшение вероятности ложных срабатываний возможно при выборе
надежных адресных элементов системы противопожарной защиты: аспирационных пожарных извещателей или извещателей с различными факторами срабатываний, характерных для конкретной пожарной нагрузки, или
применение комбинированных пожарных извещателей.
Вопрос для обсуждения
Какие специальные средства обнаружения пожара
целесообразнее применять для зданий музеев и хранилищ
культурных ценностей, книгохранилищ?
Алексей СЕХИН:
– Для помещений хранения, в случае наличия высоких потолков и большой
площади, целесообразно использовать линейные дымовые извещатели
(в том числе, радиоканальные). Это позволяет сэкономить на стоимости
оборудования и монтажных работ, кроме того, подобные извещатели
имеют меньший процент нештатных срабатываний. В перспективе интересны аспирационные системы, но в настоящее время, на мой взгляд, они
достаточно дороги.
Алексей БОГДАНОВ:
– Как уже было сказано, в музеях необходимо использовать дымовые
датчики. Наибольшей чувствительностью из них, конечно, обладают аспирационные извещатели. При этом очевидно, что их монтаж легче всего
осуществить при реставрации помещений, что происходит не так уж часто.
В помещениях, например, хранилищ возможно применение открытого монтажа. Очевидный плюс таких датчиков, кроме высокой чувствительности,
- еще и чрезвычайно малое отверстие для забора проб воздуха, что делает
устройство почти невидимым.
Развитие линейных датчиков, позволяющих с высокой точностью (до долей
градуса) определять температуру и (до сантиметров) место нагрева, открывает возможность использования их в музеях. При этом одновременно
решается как задача обнаружения возгорания, так и осуществление контроля
температуры в помещениях. Конечно, необходимы определенные алгоритмы
обработки сигналов, позволяющие отличать нагрев от тления, возгорания,
нагрев отоплением или солнцем.
Елена КУРГАШЕВА:
– При обнаружении пожара в музеях можно выделить следующие основные
трудности.
Первое – если музей расположен в здании с большими
открытыми пространствами и атриумами, обнаружение
пожара может быть затруднено. В основном, это связано
с повышенной активностью воздушных потоков из-за их
неравномерного прогрева, и здесь традиционные точечные
извещатели дыма, устанавливаемые на потолке, практически бесполезны. Ведь на момент обнаружения задымления
таким извещателем пожар должен быть уже довольно
сильным, чтобы создать поток тепла и дыма, способный
достичь верхних уровней музейного зала.
В таких условиях наилучшим решением для защиты жизней
людей и материально-культурных ценностей от пожаров
является применение аспирационных систем, которые
ведут постоянный принудительный отбор проб воздуха,
вне зависимости от воздушных потоков, и анализируют их
на наличие примесей дыма, а также имеют повышенную
чувствительность относительно обычных дымовых извещателей.
Еще один извещатель, который эффективно используется
для защиты атриумных пространств, - это линейный дымовой пожарный извещатель. Такие устройства способны
перекрывать большие пространства и не требуют значительных усилий при монтаже. Некоторые современные
линейные дымовые пожарные извещатели имеют ряд
функций, которые позволяют им бороться с их прежними
недостатками, такими как неустойчивость луча при монтаже
на некапитальных конструкциях, защита от срабатывания в
случае появления в поле луча птиц, насекомых, перекрытия
луча предметами.
Второй момент – это сохранение эстетики интерьеров и
невозможность монтажа традиционных извещателей на потолках в помещениях, имеющих историческую ценность.
Для обнаружения задымления в таких помещениях надо
использовать преимущества аспирационных извещателей,
осуществляющих забор проб при помощи капиллярных
трубок, которые визуально практически незаметны, и их
можно скрыть в нишах и конструкциях интерьера.
Аналогичные проблемы могут возникать при защите помещений хранилищ культурных ценностей, книгохранилищ и
т. п. Как правило, это высокостеллажное хранение с высокими потолками, которые могут достигать 30 м. В новых
СП 484 оговаривается использование для защиты таких
помещений аспирационных извещателей. И это наиболее
правильный выбор.
В помещениях с высокими потолками нередко происходит
расслоение дыма, связанное с тем, что солнечное излучение
нагревает воздух в припотолочном пространстве (например,
если это железный потолок или стеклянный). Под потолком
образуется теплая воздушная прослойка. Если температура
теплого слоя воздуха выше, чем температура струи дыма, то
он не даст дыму достичь потолка, на котором установлены
традиционные точечные извещатели.
Елена КОЗИНА::
– Кроме необходимости выполнения требований нормативных документов в части расстановки пожарных извещателей
всех типов, в выставочных залах большое значение уделяется дизайну интерьера, при проектировании которого даже
такие мелочи, как установка пожарного датчика на потолке
имеет немаловажное значение.
Во многом спасает ситуацию применение аспирационных пожарных извещателей, конструкция которых допускает встраивание воздухозаборных труб
в элементы отделки помещения с сохранением доступа к воздухозаборным
отверстиям, остающимися практически невидимыми, но при этом эффективно выполняющими свои функции по обнаружению дыма. Применение
данного типа пожарных извещателей позволяет обнаружить возгорание на
самих ранних этапах, еще до того, как дым станет видимым. При этом извещатель работает на высоте до 30 метров, что позволяет защищать большие
открытые пространства, атриумы и т.д.
Линейные дымовые пожарные извещатели защищают большие высокие
пространства (до 21 метра), имея в своей конструкции всего два элемента
(приемо-передатчик и рефлектор). Большинство производителей заявляют
дальность действия линейников до 100 м, что позволяет упростить защиту
объемных помещений со сложной архитектурой.
Владимир СЕРГЕЕВ:
– Для помещений депозитариев наиболее целесообразно применять системы
сверхраннего обнаружения – аспирационные. В исторических зданиях надо
рассматривать каждое помещение индивидуально, при выборе извещателей
идти по пути минимизации размеров, подбора цветовой гаммы, а также
выбора мест установки. Зарубежные музеи, к примеру, музеи Берлина
активно используют аспирацию, причем устанавливают систему не в залах,
а в вытяжной вентиляции.
Вадим ФЕДОСЕЕВ:
– Опять-таки однозначного ответа на данный вопрос нет, в каждом конкретном
случае средства обнаружения пожара индивидуальны. В большинстве случаев
наиболее эффективными системами являются аспирационные извещатели.
Но не всегда возможно или целесообразно прокладывать воздухозаборные
трубы в интерьерах, представляющих историческую ценность. Тогда возможно
применение точечных извещателей, причем существуют комбинированные
системы, предназначенные для обнаружения возгораний, сопровождающихся
появлением дыма малой концентрации, а также повышением температуры
внутри контролируемого пространства и / или выделением СО, а также
инфракрасного излучения. Такие извещатели эффективны в условиях периодической смене экспозиций и, как следствие, изменения пожарной нагрузки
и факторов пожара, возникающих на начальной стадии горения.
Зачастую при установке извещателей в интерьерах, представляющих историческую ценность, целесообразно использовать беспроводные системы
пожарной сигнализации.
Довольно много споров идет по поводу надежности беспроводных систем,
надо понимать, что принцип обнаружения пожара в проводных и беспроводных системах один и тот же, и отличие состоит в способе передачи
информации и электропитании элементов противопожарной защиты.
По принципу передачи информации зачастую беспроводные системы превосходят проводные, но нужно учитывать такие особенности, как отражение
сигналов от металлических поверхностей, возможность появления помех,
связанных с работой той или иной электроники. Они могут проявиться,
если в помещениях музеев планируется выставлять экспозиции, связанные
с электромагнитным излучением.
С точки зрения электропитания беспроводные системы, безусловно, проигрывают своим проводным аналогам, поэтому персонал, обслуживающий
систему, должен пристально следить за элементами питания и своевременно
осуществлять их замену.
Еще одним эффективным решением по защите от пожара служит совмещение
различных систем обнаружения пожаров с системой видеонаблюдения.
Вопрос для обсуждения
Какие средства пожаротушения целесообразнее всего
применять для зданий музеев и хранилищ культурных ценностей,
книгохранилищ?
Алексей СЕХИН:
– Считаю, что для обеспечения сохранности музейных
предметов лучше всего подходят системы газового пожаротушения с использованием хладона ПФК-49 (фторкетон
ФК-5-1-12), который при тушении не повреждает как сами
музейные предметы, так и внутреннее убранство музейных
помещений, в отличие от систем водяного и порошкового
тушения. Кроме того, при тушении не снижается концентрация кислорода в помещении, что важно для увеличения
времени эвакуации людей. Возможно применение данного
состава при персонале (в случае оформления специальными
техническими условиями). В нашем музее подобная система
установлена и эксплуатируется более 10 лет.
Также интересно применение систем активного предотвращения пожаров в хранилищах путем поддержания безопасной концентрации окислителя в защищаемом объеме
(обедненная кислородная среда). Однако, в настоящее
время в связи с недостаточностью нормативных требований
в области систем предотвращения пожара, для их установки
на объекте защиты должны быть разработаны специальные
технические условия, что само по себе является достаточно
затратным мероприятием. Да и стоимость подобных систем
пока недоступна для большинства музеев.
|