Автор:

Сергей ЛЕКТОРОВИЧ: «Сложившаяся ситуация – катализатор для принятия новых решений»



Основатель и генеральный директор компании «Инновационные системы пожаробезопасности» о ситуации в отрасли газового пожаротушения, недостатках системы квотирования хладонов и возросшей актуальности экспортного развития.

– Какова нынешняя ситуация на рынке систем газового пожаротушения?

– О глобальных изменениях говорить еще рано. Но неопределенности стало больше. Во много раз больше. В логистике, в поставках, в ценообразовании. Как и откуда ввозить импортные комплектующие? Как за них расплачиваться и чем их заменить? Как работать со странами, которые попали в список недружественных России государств? Исчерпывающих ответов на эти вопросы пока нет.

– Какой вопрос в импортных поставках сейчас стоит наиболее остро?

– С газовыми огнетушащими веществами – хладонами. В России производство хладонов было уничтожено еще в 90-е гг. прошлого века. Технической возможности импортозамещения на текущий момент просто нет. Все газовые огнетушащие вещества в нашу страну поставляются из-за рубежа. Но ввезти мы их не можем. И не из-за санкций. Этот вопрос целиком и полностью упирается во внутренний административный барьер.

– Можете рассказать более подробно, о чем идет речь?

– В 2020 году правительство РФ ратифицировало Кигалийскую поправку к Монреальскому протоколу по ограничению использования веществ с потенциальным воздействием на озоновый слой. Перечень веществ, подлежащих государственному регулированию, расширили, в него были включены хладоны 227еа и 125, которые являются самыми востребованными видами ГОТВ в системах газового пожаротушения.

С прошлого года ввоз хладонов в Россию ограничен квотами, которые распределяются Министерством природных ресурсов и экологии РФ. В результате цепочка поставок была грубо нарушена. Мы столкнулись сразу с двумя большими проблемами.

Во-первых, ведомство затянуло распределение квот (на момент интервью соответствующий приказ еще не был выпущен – ред.), хотя прием заявок от компаний был завершен еще 1 октября 2021 года. Без утвержденных квот Росприроднадзор не выдает разрешений на трансграничное перемещение хладонов. В результате производители несут колоссальные убытки, оплачивая простой контейнеров с хладоном на таможне и неустойки за срыв сроков поставок оборудования на объекты.

Во-вторых, квоты распределяются по схеме «кто больше ввозил раньше, тот больше получит сейчас». Это напрямую ведет к неконкурентным условиям работы, монополизации отрасли посредниками и трейдерами, что существенно снижает конкурентоспособность отечественных производителей. В настоящий момент мы уже наблюдаем на российском рынке масштабный дефицит хладонов, спекуляции и стремительный рост цен на хладоносодержащую продукцию.

– Как вы планируете действовать в данной ситуации?

– Мы подготовили письмо на имя председателя правительства РФ Михаила Мишустина с призывом приостановить действие Кигалийской поправки и пересмотреть систему квотирования. И призываем коллег выступить с нами единым фронтом. Поскольку в данном случае речь идет о перспективе коллапса всей отрасли производства систем газового пожаротушения. Пострадают все. Причем негативные последствия будут иметь веерный эффект для всей российской экономики.

Поэтому сейчас нам, как никогда, важно наладить взаимодействие и действовать сообща. Направить усилия не на усиление конкурентной борьбы, а на развитие самой отрасли пожаротушения.



– Как дефицит хладонов отражается на клиентах? Есть альтернативные варианты?

– Альтернативой хладонам выступает фторкетон, который не подлежит квотированию. Этот вид ГОТВ считается более безопасным с точки зрения воздействия на окружающую среду и человека. Но при этом он более «капризен» в использовании и стоит дороже.

Плюс еще один важный момент. В Россию поставлялся фторкетон американского (Novec 1230) и китайского (ФК-5-1-12) производства. Но после введения санкций одной из первых с нашего рынка ушла американская корпорация 3M Company.

Более того, в начале марта действие сертификата на Novec 1230 вообще было приостановлено по решению органа сертификации на территории всех стран ЕАЭС. Причина – «непредоставление возможности проведения периодической оценки сертифицированной продукции».

Минимальная объемная огнетушащая концентрация при тушении н-гептана 3,5%, указанная в данном сертификате, давно возмущала профессионалов, ответственных за проектирование систем безопасности.

Например, мы на протяжении нескольких лет не только используем, но и настоятельно рекомендуем своим партнерам применять нормативную объемную огнетушащую концентрацию 5,04% при защите объектов системами с фторкетоном.

Поэтому сейчас все проектировщики и заказчики, которые использовали Novec 1230, попали в непростую ситуацию. Мы со своей стороны оказываем всю возможную поддержку: помогаем переделать проекты на ФК-5-1-12, согласовать уже принятые проекты, консультируем по возможным вариантам.

– Новые масштабные санкции, уход иностранных брендов с российского рынка, рост курса валют… Насколько в данных условиях вообще актуально развитие экспортного направления для отечественных производителей?

– Общая геополитическая ситуация накладывает свой отпечаток на экспортные планы. С одной стороны, увеличивает те сложности, с которыми всегда сталкивались российские бренды при выходе на зарубежные рынки. С другой – открывает новые возможности. Особенно на восточном рынке. Вообще, вся сложившаяся ситуация сейчас является катализатором для принятия новых решений по развитию. Все проекты, которые раньше мы могли откладывать и не торопиться с реализацией, сейчас необходимо форсировать. Поиск новых территорий присутствия, новых партнеров, новых ниш, – все это становится актуальным, как никогда.

– Вы сказали об увеличившихся сложностях при выходе на экспорт. О чем именно идет речь?

– Любая развитая экономика ставит заградительные барьеры: обязательная сертификация, участие в различных ассоциациях и т.д. На господдержку в этом вопросе мы как не рассчитывали, так и не рассчитываем. При этом стоимость международной сертификации превышает стоимость локальной в десятки и даже сотни раз. А с учетом нынешнего валютного курса эта разница становится еще более существенной. Тем не менее, мы намерены идти именно в этом направлении.

– От чего зависит успешная конкуренция на иностранных рынках?

– На мой взгляд, успех абсолютно в любой стране мира базируется на трех составляющих. Отличный продукт, который решает потребности клиента. Яркий и понятный маркетинг, который доносит до клиента преимущества продукта. Сервис с любовью, который дарит клиенту wow- ощущения. Вот универсальная формула.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru