Автор: Герман ТЕПЛЯКОВ, бизнес-антрополог

Этика психодиагостики. Выпуск 3, Симптомы и синдромы, и это не про медицину



Разговор о психодиагностике мы начали с главного правила: нет никакой предопределённости, есть только предрасположенность. Именно такой подход является лучшей страховкой от попыток навешивать ярлыки и ставить штампы.

Эта правило главное, но не единственное. Есть и другие постулаты, знание которых делают работу психодиагноста по-настоящему эффективной и нужной людям.
Об этом и пойдёт речь в этом выпуске.


Правило, которое мы обязательно будем нарушать

Представьте, что к вам обратились с предложением: «Назовите трёхколёсное транспортное средство». Очевидно, что спектр возможных ответов здесь самый широкий. Ведь это и велосипед, и мотоцикл, и тайский тук-тук, и даже самолёт. При всей непохожести их объединяет одно: наличие трёх колёс. Так и у людей. Каким бы ни был примечательным какой-то внешний признак, его одного недостаточно, чтобы дать характеристику или спрогнозировать поведение человека. Хотя, конечно, длинный нос, оттопыренные уши, губы бантиком, глаза с прищуром, очень высокий или очень низкий рост и другие особенности могут рассказать о многом.

И всё же нельзя полагаться только на отдельные части лица и тела. И уж, тем более, на одежду и аксессуары. Психодиагностическая картина складывается только в комплексе, и это всегда неповторимый рисунок личности. А мы навсегда запомним правило: НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ НА ОСНОВАНИИ ОДНОГО-ДВУХ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫХ ПРИЗНАКОВ!

Тем не менее, именно это правило мы и будем нарушать, причём сознательно. Во всяком случае, на первых порах. И дело здесь вот в чём. Есть такое выражение: «Читать человека, как открытую книгу». И в самом деле: любая знаковая система, в том числе, человек, это текст. Здесь всё, как в школе. Сначала мы учимся распознавать отдельные буквы, затем складываем их в слова, слоги, предложения. И, наконец, начинаем читать целые произведения, то есть тексты.

Знаки лица и тела – это буквы. Поначалу приходится изучать их по отдельности и каждый раз сопоставлять их с тем или иным качеством характера. Именно с этого начинается путь к мастерству читать человека, как открытую книгу. При этом поневоле приходится нарушать важное правило: не делать заключение на основе одного или двух признаков – как в примере про трёхколёсное транспортное средство.

Симптом ЯНТ

Название этого симптома бесполезно искать в справочниках по медицинской и психологической литературе. ЯНТ расшифровывается как «я не такой / я не такая». Он прямо связан с тем самым правилом, которое мы поначалу то и дело будем нарушать.

Выглядит это так. Представьте, что мы начали изучать новую тему, скажем, рост. Там сообщается (причём, вполне обоснованно), что люди высокого роста отличаются большей самостоятельностью, а роста ниже среднего нередко обладают выдающимися организаторскими способностями. Обязательно найдётся тот, кто скажет: «Это не про меня! У меня высокий рост, но я отличный организатор. Я не такой!». Вот он, тот самый симптом ЯНТ. По мере продвижения курса, когда становится ясным, какой вклад в формирование характера делают другие признаки, симптом ЯНТ постепенно сходит на «нет». Впрочем, иногда он всё же обостряется, когда речь заходит о внешних признаках, которые вызывают чувство протеста.

Так, в теме «Глаза» в контексте разговора о цвете радужной оболочки упоминается, что в третьем рейхе кандидатов в SS отбирали по расовым признакам, в число которых входили голубые глаза. Такая информация коробит, а порой и ранит наших соотечественников, которые узнают об этом. У иных глаза наполняются слезами, и они произносят ту самую фразу: «Я не такой!». Конечно, не такой. О том, что нельзя делать выводы по отдельно взятому признаку, надо помнить всегда.

Психодиагностика: синдромальный подход

Здесь уместно напомнить, что симптом – это отдельно взятый признак. Несколько симптомов, которые постоянно встречаются вместе при том или ином состоянии, образуют синдром.

Разберёмся с этим понятием более детально. Итак, в медицине слово «синдром» означает набор симптомов, то есть отдельно взятых признаков. Предположим, какое-то заболевание состоит, условно говоря, из 10 симптомов, которые мы пронумеруем от 1 до 10. Так вот. Если врач выявляет, скажем, симптомы 2, 5 и 7, он может достаточно уверенно предположить, что там есть ещё симптомы 1, 3, 4 и т.д. И по этим признакам понять, с каким именно состоянием имеет дело.

То же самое и в психодиагностике. Часто бывает достаточно точно определить несколько симптомов, чтобы достроить симптомокомплекс (синдром) до целой картины.

Допустим, человек с виду и по поведению аккуратный, чистоплотный, спортивного сложения, хороший профессионал. Если это молодой неженатый мужчина, он наверняка представит особый интерес для девушки, которая планирует свою личную жизнь. Правда, если бы она была знакома с психодиагностикой и владела синдромальным подходом, то наверняка бы предположила, что в дополнение к описанным выше качествам (действительно замечательным) он к тому же агрессивный, конкурентный, любит всё контролировать и наверняка скуповат.

И всё это – с высокой степенью вероятности. Да, к тому же он ещё и не романтик. Прогулкам при луне предпочитает крепкий сон, а цветы дарить не будет в силу своей прагматичности – он точно знает, что женщины цветов не едят.

Перечень скрытых качеств можно было бы в этом случае продолжать долго, между тем были названы лишь основные признаки эпилептоидного типа характера.

Другой пример. На освободившуюся должность руководителя отдела рассматривается сотрудница, которая работает здесь уже добрый десяток лет. Её профессионализм не вызывает сомнения, на высшем уровне находятся такие качества, как ответственность, аккуратность и порядочность. Вроде бы всё хорошо. Присмотримся внимательнее, и обратим внимание на то, что она выглядит явно моложе своего возраста (это важно!), телосложение у неё хрупкое, рост невысокий, глаза серо-голубые, а волосы светлые. Если достроить портрет (теперь уже психологический), получим тревожный радикал характера, низкую стрессоустойчивость и мнительность. С такими качествами руководить коллективом совсем не просто. А вот с функциями советника, эксперта и наставника она справится блестяще — и в этом решении тоже в помощь синдромальный подход. ***

Симптомы и синдромы в психодиагностике безусловно важны. Однако для того, чтобы они создавали пользу по-настоящему, одних их недостаточно. Поэтому следующий выпуск мы начнём с разговора о том, что общего у психодиагноста с врачом-функционалистом и астронавтом, который при освоении новой планеты в дальнем космосе сталкивается с загадками местной фауны.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru