Автор: Дмитрий ПОПОВ, pre-sale инженер Sigur

СКУД и IT-сфера: новые подходы к разработке и интеграции

Принято считать, что сфера систем безопасности является довольно консервативной и что продукты на этом рынке редко отвечают современным стандартам видения разработки и пользовательского опыта.

Однако если погрузиться в специфику внедрения систем и их технические решения на сложных объектах, можно обнаружить, что дела обстоят совсем иначе.

Часто система безопасности на объекте выглядит как набор самостоятельных, не связанных друг с другом конкретных систем, таких как охранно-пожарная сигнализация, система видеонаблюдения, система контроля и управления доступом, система автоматизации зданий. Мало того, встречаются решения, где на одном объекте могут функционировать две, а то и три разных системы одного направления, например, СКУД. Такой подход приводит к максимально негативным условиям эксплуатации системы.

Современная система безопасности на объекте – это взаимосвязанный комплекс решений из различных систем, который все чаще становится не только средством для обеспечения безопасности от внешних и внутренних угроз, но и способом коммуникации с конечным пользователем – человеком. Такое взаимодействие для него должно быть максимально комфортным и понятным. Для того чтобы эти системы связать, требуются определенные инструменты. Эти инструменты должны быть удобными и адаптивными, от этого выиграет как разработчик, так и заказчик.

Инструменты интеграции

Существует множество инструментов взаимодействия систем между собой – от аппаратного взаимодействия с помощью исполнительных устройств до более функциональных программных интерфейсов (API).

Запрос рынка на реализацию комплексного решения с помощью интеграций различных систем ставит задачу не только сделать эту комплексную систему стабильной и безопасной, но и при всех этих условиях гибкой к модернизации и расширению. Наиболее явной проблемой API является то, что каждый разработчик закладывает свои способы взаимодействия и может использовать уникальные форматы передачи данных, что сильно усложняет создание интеграций и не позволяет обеспечить ту самую гибкость системы.

Решением данных проблем может являться шаг производителей и разработчиков систем безопасности к стандартизации инструментов взаимодействия между их продуктами. Этим инструментом призван стать REST API.

API (Application programming interface) – это способ взаимодействия двух разных программ между собой. В системах безопасности это взаимодействие может осуществляться между СКУД и СВН или между СКУД и какой-то глобальной информационной системой. Более того, может получиться целый каскад взаимодействия между множеством систем.

Что такое REST API

API или программный интерфейс приложения представляет собой набор правил, определяющих способ взаимодействия между приложениями или устройствами. REST API – это API, соответствующий принципам архитектурного стиля REST (от англ. Representational State Transfer — «передача состояния представления»). По этой причине REST API иногда называют RESTful API (www.ibm.com/ru-ru/cloud/learn/rest-apis).

Проще говоря, REST API – это более стандартизированный и упорядоченный инструмент для интеграции СКУД с различными системами безопасности и с внешними информационными системами. Он позволяет унифицировать интерфейс взаимодействия, обеспечить возможность масштабирования решения, последующую легкость внесения изменений в функционал системы, сохраняя при этом стабильность работы интеграции.

В рамках данной статьи мы не будем углубляться в то, как работает REST API и какие нюансы нужно учитывать программисту – на эту тему есть множество подробных публикаций. С нашей точки зрения, более интересным является обзор взаимосвязей между различными системами на примере реального кейса – бизнес-центра с возможностью временной аренды рабочего места и прочими функциями, характерными для коворкинга.

Сервер СКУД в данном случае является головной системой, отвечающей за формирование доступа на объект. Формирование базы сотрудников БЦ происходит привычным способом для кадровой службы из 1С. Процессы синхронизации сотрудников в базу контроля доступа происходят автоматически. В свою очередь, СКУД по определенным правилам раз в месяц выгружает в систему 1С данные в виде стандартного табеля Т-13.

В бизнес-центре, конечно же, присутствуют и арендаторы офисных помещений, а с помощью отдельного сервиса «коворкинг» любой человек может арендовать рабочее время на определенное время. Система коворкинга в комплексе с мобильным приложением для резидентов позволяет управлять арендой помещения или рабочего места, а также заносить данные не только о сотрудниках своей компании, но и о посетителях.

Данные сотрудников и посетителей синхронизируются с сервером СКУД.

В архитектуре присутствует система видеонаблюдения с функциями распознавания лица и термометрией, которая позволяет идентифицировать входящего человека, измерить его температуру и передать данные обратно на сервер СКУД. Сервер СКУД автоматически синхронизирует данные о сотрудниках с их биометрическими признаками в систему базу СВН. В свою очередь, СВН при распознавании человека выдает информацию о его идентификации на точке прохода и его температуру, после чего система принимает решение о разрешении или запрете доступа.

Также взаимодействие СКУД с СВН позволяет связать происходящие события на точке прохода с архивом видеозаписей, что помогает оперативно и качественно регистрировать и выявлять различные чрезвычайные случаи.

Проведенное за арендованным рабочим местом время подсчитывается в СКУД.

Системы физической безопасности проходят процесс трансформации в настоящий момент, и самый яркий пример этого - сближение СКУД с IT-сферой. Актуальные требования к взаимодействию систем контроля и управления доступом с бизнес-процессами, а также с системами мониторинга объекта предполагают это сближение, что, в свою очередь, требует кардинального изменения подхода к разработке продукта и реализации современных средств интеграции.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru