Автор: Вячеслав ТЕСАКОВ, генеральный директор компании «Равелин»

А что такое «умный домофон»?


В современном обществе появилось много новых маркетинговых понятий: безопасный город, умный дом, умный домофон, умный шлагбаум. Они постоянно звучат из телевизоров, радиоприемников, в выступлениях чиновников. Но так ли это все нужно обычному жителю многоквартирного дома?

В современном обществе появилось много новых маркетинговых понятий: безопасный город, умный дом, умный домофон, умный шлагбаум. Они постоянно звучат из телевизоров, радиоприемников, в выступлениях чиновников. Но так ли это все нужно обычному жителю многоквартирного дома?

Наша компания много лет работает в сфере ЖКХ как производитель систем контроля доступа и поставщик домофонов. На наших глазах происходила и происходит эта IP-революция. Однако стоит признать: не все то, что так активно рекламируют производители, реально нужно потребителям. Хочу в данной статье поделиться своим мнением о сложившейся ситуации.

Наверное, самое сложное – правильно выбрать цель, определиться, что же на самом деле необходимо обычному жильцу. Думаю, что известный слоган «Безопасность и комфорт» в полной мере отражает реализацию этих потребностей.

Безопасность

Когда мы приходим с работы домой, что мы хотим больше всего? Тишины и отсутствия новых проблем, нам их и на работе, как правило, хватает! А тут приезжаешь, и первая, проблема - где припарковаться? Ладно, когда все парковочные места заняты соседями, а если дом возле станции метро или торгового центра? Тогда в вашем дворе паркуются все, кто не нашел место на улице. Соответственно вместе с ними приходят и те, кто активно интересуется оставленными машинами. Само собой, появляются и просто раздраженные граждане, которым автомобили мешают пройти. Вот так оставляешь машину, а утром находишь ее со спущенными колесами, царапинами, разбитыми стеклами.

Как известно, всех этих неприятностей можно избежать, для этого надо просто ограничить въезд на придомовую территорию. В новостройках это – стандартная практика. Второе место, где я хочу спокойствия, – моя квартира. Нам не нравятся орущие по ночам под окнами компании, и уж тем более, когда подростки начинают собираться в нашем подъезде. Мы ставим домофон и надеемся, что ограничили вход в подъезд, но это не всегда срабатывает. В этом случае гораздо эффективнее камеры, установленные на лестнице, хотя бы на первом этаже.

Следующая проблема – периодически появляющиеся новые соседи с хмурыми лицами. Кто они, откуда взялись, уж не бандиты ли? Ответы на эти вопросы вы не получите, кто-то просто сдал квартиру. Здесь уже может помочь только полиция. А там у вас попросят хотя бы фото подозрительного лица.

Итак, получается, что в подъезде нужно иметь, как минимум, камеру на лестнице, а лучше и запись видео с домофонной камеры.

Комфорт

Комфорт – это когда я дома совершаю минимум движений, так как отдыхаю, либо занят своими делами. Использование какой технологии позволит сохранить этот мирок? Безусловным лидером сегодня является идея использования мобильного приложения на телефоне для приема звонков с домофона. Есть еще и возможность удаленного открытия шлагбаума с помощью телефона. Понятно, что звонят не часто, но все равно удобнее пользоваться таким приложением. Правда, надо отметить, что связь имеет тенденцию пропадать, телефон – разряжаться и ломаться. Поэтому трубочку домофона надо все-таки в квартирах оставлять на случай непредвиденных обстоятельств.

Но тут зачастую появляются неудобства. Их, как правило, создают «продвинутые» управляющие компании – необходимость зарегистрироваться в приложении либо обязательность создания личного кабинета на сайте управляющей компании. А, следовательно, мне приходит ненужная реклама, и я вынужден стать участником чуть ли не социальной сети жильцов дома. Вопрос, а зачем мне такое добавление к домофону? Я же дома отдыхаю, не надо меня грузить, мне и так хватает плохих новостей.

Безусловно, если я захочу, могу и личный кабинет создать, и приложение управляющей компании установить. Я вообще не понимаю, почему многим до сих пор приходится куда-то относить показания счетчиков, получать платежки и т.п. Почему нельзя использовать современные, средства связи? Ответ прост: многие управляющие компании не хотят создавать себе лишние проблемы.

Поэтому, на мой взгляд, домофон – отдельно, а все остальное – лучше тоже отдельно.

Вторая прекрасная идея – бесконтактные ключи для доступа на парковку и в подъезд. Сколько раз было: идешь из магазина, руки заняты, а надо ключ от домофона из кармана доставать. Подъезжаешь к шлагбауму, брелок куда-то завалился, а сзади другие машины подпирают.

Поэтому бесконтактный брелок – это очень хорошая идея. Что еще помогает обеспечивать комфорт? Это возможность посмотреть видео с камер, установленных на моем доме и в моем подъезде. А то шумят, скандалят, а я не в курсе. Дети гуляют, как они там? И так далее. Но подчеркиваю: вся информация должна приходить на мой смартфон. Но ведь это все производители видеосистем обеспечивают. Ну, вроде все, что хочется. Специально не упоминал про умный дом, это отдельная история для избранных и требует тоже глубокого анализа потребностей. Основные пожелания сейчас уже начали воплощаться в жизнь. Например, бесконтактное считывание показаний со счетчиков. Подчеркиваю, считывание, а не отправка сразу в управляющую либо энергосбытовую компанию. Так как жилец всегда хочет знать, за что он платит.

Таким образом, для реализации лозунга «Комфорт и безопасность» необходимо в доме иметь некую экосистему.
Но если посмотреть глубже, то потребностей не так уж и много.
1. Хочу открывать дверь, не бегая к трубке домофона.
2. Хочу видеть, что происходит во дворе с моей машиной, детьми и т.п.
3. Хочу комфортно входить в свой подъезд и въезжать в свой двор.

Какие есть технологии для решения этих задач.
О возможностях видеосистем уже написаны сотни статей, и повторяться не стоит. Все, о чем сказано выше, легко реализуется на оборудовании большинства разработчиков.

О домофонах.
Сейчас практически все производители домофонов – как IP-, так и аналоговых – создали решения, с помощью которых вызов с домофона приходит к вам на телефон. Вы можете переговорить с гостем и открыть дверь. Иногда можно посмотреть и видеокартинку с домофонной камеры. Однако, реализация данного решения на базе IP-домофонии наиболее эффективна в новых домах, так как требует создания своей информационной сети. Если же у вас в доме установлен аналоговый домофон, то для перехода на новую технологию, кроме панели IP-домофона, вам потребуется еще установить специализированный коммутатор для подключения аналоговых домофонных трубок. Получается не очень дешево.

Но есть другой вариант. Если вы хотите получить подобную услугу при наличии у вас в подъезде домофонов торговой марки «Визит», обслуживающая организация может установить в каждом подъезде дополнительные блоки, которые позволят получить подобный сервис.

Для реализации возможности комфортного доступа в подъезд и на парковку потребуется дооснащение входных групп и ворот считывателями, поддерживающими технологию BLE. В этом случае наличие у вас в кармане брелока позволит легко и беспрепятственно попасть, как на придомовую территорию, так и в свой подъезд.

Какие есть варианты у простого жильца

Во-первых, обратиться к провайдеру. Наши крупные провайдеры предлагают подобные решения, которые базируются на облачной технологии. Но, как правило, потребуется поменять домофонную панель и контроллер на въезде, но это провайдеры в основном делают за свой счет. Правда, надо признать, что полный спектр умных услуг ограничивается предоставлением приложения, с помощью которого вы можете открыть дверь и шлагбаум, а также получить доступ к камерам и видеоархиву по подписке. Провайдеры используют оборудование компаний, с которыми у них заключены договоры, и не любят отходить от отработанных решений. Поэтому BLE-технологии они, как правило, пока не внедряют.

Во-вторых, некоторые управляющие компании предлагают использовать свое приложение, в рамках которого есть доступ к домофону и видеокамерам.
С одной стороны, эти компании заинтересованы в улучшении качества жизни своих жильцов и поэтому должны идти им навстречу. Но на практике они больше заинтересованы в увеличении квартплаты, а качество услуг – уж как получится. Поэтому они будут настаивать на едином приложении, где вам действительно могут предоставить данные услуги в каком-то объеме, но при этом загрузят вас рекламой и другой информацией.

В-третьих, крупные обслуживающие организации предлагают подобную услугу на основе решений производителей. С моей точки зрения, это самый верный подход. Так как данные организации, как говорится, «собаку съели» на обслуживании и держатся за свои объекты двумя руками. Они заинтересованы в том, чтобы вы были довольны и заключали с ними договоры из года в год. Они могут, тоже за свой счет, при необходимости, заменить вам оборудование на то, которое обеспечит требуемый уровень безопасности и комфорта. И самое главное, они не будут навязывать дополнительные услуги.

Конечно, идеальным решением видится внедрение данных технологий прямо на этапе строительства. Ведь производители предоставляют возможность создания комплексной системы, в которую сразу можно заложить все необходимые технические решения. Появление в составе интегрирующих оболочек SIP-серверов позволяет теперь подключать и различные виды домофонов.

Такой подход позволит, с одной стороны, полностью обеспечивать и комфорт, и безопасность, а с другой – уменьшать издержки управления жильем. Создавать такую комплексную систему безопасности в эксплуатируемом жилье могут себе позволить только крупные компании, так как срок возврата инвестиций довольно большой – от 3 лет. Поэтому на существующих объектах более целесообразным является ее поэтапное внедрение с использованием наработанных производителями решений.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru