Автор: Том РОШ, Марсело ЛИМА

Защита нашего наследия



Пожар представляет собой серьезную опасность для объектов культурного наследия. Сильные пожары почти полностью уничтожают библиотеки, музеи, дворцы и соборы. Недавний пожар в соборе Нотр-Дам-де-Пари в Париже стал последним в растущем списке трагедий, связанных с мировым культурным наследием (таблица 1). Такие события становятся в один ряд с национальными катастрофами. Кроме того, зачастую потерянные в результате пожаров сокровища невозможно восстановить в первозданном виде. Тот же Нотр-Дам, не говоря об огромной стоимости восстановительных работ, уже никогда не будет таким, каким его задумали в ХIII веке архитекторы Жан де Шель и Пьер де Монтрей.
Сочетание конструктивных особенностей объектов, их внутреннего содержания и трудностей, связанных с внедрением тех или иных средств противопожарной защиты в уже существующие здания, – всё это в совокупности является сложнейшей технической и организационной проблемой. Если ее не решить, пожары, к сожалению, будут продолжаться.

Задача защиты объектов культурного наследия от огня

Эти здания уникальны и требуют решений, специально разработанных для каждого из них. Из-за своего возраста объекты культурного наследия часто построены из горючих материалов с многочисленными пустотами внутри. Содержимое построек очень ценно, но, как правило, оно при этом и очень горюче.
В то же время старые здания регулярно подвергаются текущему ремонту. Хотя реставраторы при этом стремятся сохранить исторический вид объекта, зачастую возникают протесты определенных организаций и общественности против нарушения первоначального облика зданий или слишком частому его изменения. Естественно, что люди стремятся поделиться с миром подлинным представлением об исторических памятниках.
Попытки внедрения современных методов противопожарной защиты часто отвергаются: противопожарные барьеры, противопожарные двери, системы обнаружения возгорания и автоматические системы противопожарной защиты рассматриваются как навязываемые. Они портят эстетику объекта и изменяют его первоначальный вид. Однако такое свойство, как горючесть, делают исторические здания чрезвычайно уязвимыми по отношению к пожару. Особенно это актуально во время ремонта, когда в здании проводятся определенные работы или применяется дополнительное оборудование для проведения этих работ. Исторические здания очень восприимчивы к традиционным источникам возгорания, а как только возгорание происходит, пожар почти неизбежно распространяется на доступные горючие поверхности и предметы.


Коллекции внутри исторических зданий часто бесценны, незаменимы и могут быть очень чувствительны к дыму, пыли и влажности. Из-за своих свойств они требуют таких методов пожаротушения, которые являются точными, надежными и наносят минимально возможный побочный ущерб.
Насколько хороши существующие системы управления потенциальными источниками возгорания и скорость, с которой пожарные службы реагируют на такие возгорания, видно из конкретных примеров. Так как предпринимаемые меры зачастую неадекватны угрозе, разрушительные пожары будут повторяться. Поэтому жизненно важно определиться со средствами, с помощью которых можно защитить объекты исторического наследия, сохранить их первозданный вид и в то же время ограничить потенциальный значительный ущерб от пожаров.


Искусство и пожары в Великобритании

В Великобритании произошло несколько больших пожаров, связанных с объектами культурного наследия. Каждый из них спровоцировал ряд вопросов об уровне защиты таких объектов. Среди объектов стоит отметить Clandon Park House, особняк 18-го века в Суррее, где пожар в апреле 2015 года уничтожил тысячи исторических предметов. В октябре 2016 года отель Royal Clarence в Эксетере, который считается старейшим отелем Англии, тоже был охвачен пожаром.
Продемонстрировал разрушительное воздействие огня и пожар в Школе искусств Глазго (здание Макинтоша). Здание сильно пострадало в результате пожара в мае 2014 года. Во время реконструкции 15 июня 2018 года там вспыхнул еще один пожар. Пламя распространилось на соседние объекты. Более 120 пожарных и 20 пожарных машин были вызваны для тушения.
После происшествия обсуждалось много вопросов, чтобы понять, как это произошло, где были системы пожаротушения, почему не было сделано все возможное, чтобы защитить это бесценное сокровище культурного наследия Шотландии.

Национальный музей в Рио

Пожар, который произошел в сентябре 2018 года в Национальном музее в Рио-де-Жанейро (Бразилия), получил печальную всемирную известность. Огонь уничтожил крупнейшую в Латинской Америке антропологическую коллекцию, насчитывающую около 20 миллионов артефактов, включая самые ранние останки людей, найденные на континенте.
Здание, по сообщениям, остро нуждалось в ремонте, и отсутствие системы пожаротушения, возможно, было лишь одной из многих проблем. Конструктивные недостатки и проблемы с электрической проводкой требовали принятия срочных мер, поэтому пакет инвестиций в незамедлительный ремонт был одобрен бразильским банком развития BNDES. К сожалению поздно.
Официальное расследование пришло к выводу, что пожар начался в аудитории на первом этаже здания из-за перегруженного электрического соединения трех блоков кондиционирования воздуха с одним автоматическим выключателем.
Было и еще одно событие в длинном списке пожаров, связанных с бразильскими культурными ценностями, в последние годы. В 2015 году музей португальского языка, один из самых посещаемых музеев Сан-Паулу и Латинской Америки, был сильно поврежден в результате пожара, вызванного строительными работами. В 2013 году в результате пожара был поврежден зал латиноамериканского мемориала в Сан-Паулу, спроектированный известным бразильским архитектором Карлосом Нимейером. В 2011 году часовня Сан-Педро-де-Алькантара в Рио-де-Жанейро, построенная в 1850 году, была разрушена пожаром, предположительно начавшимся в результате сварочных работ. В 2010 году пожар в Институте Бутанта в Сан-Паулу уничтожил самую большую коллекцию змей в мире, состоящую из 85 000 экземпляров, собранных за последние 120 лет.

Искусство, культурное наследие и пожары в Азии

В последние годы в Азии в результате пожаров серьезно пострадали несколько исторических зданий и библиотек. Национальный музей естественной истории в Нью-Дели должны были перевести в новое здание, потому что здание музея обветшало и нуждалось в серьезной реконструкции. К сожалению, прежде чем это произошло, в музее, который не имел системы автоматической противопожарной защиты, вспыхнул пожар. Многочисленные экспонаты и более половины выставочной площади были утрачены.
Пожары в храмовых комплексах и зданиях происходили и в Китае. Так, в 2014 году в результате пожара пострадала большая часть древнего тибетского города Дукэцзон в Шангри-Ла, было уничтожено более 240 зданий и бесчисленное количество предметов. Плотная деревянная застройка, холодная погода и проблемы с доступом к воде, необходимой для пожаротушения, помешали усилиям по сохранению уникального памятника. В 2017 году комплекс усадьбы Линггуань в провинции Сычуань был на реконструкции после разрушительного землетрясения, но пожар уничтожил 16-этажную пагоду и прилегающий к ней храм. В конце 2018 года пожар затронул храм Джоканг в Лхасе, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас в храме ведется ремонт.

Стратегии противопожарной защиты

Традиционные концепции противопожарной защиты для таких зданий по-прежнему являются актуальными. Конечно, их применение на объектах культурного наследия усложняет процесс оценки, проектирования, установки и повышает стоимость противопожарной системы. Важным остается и тот факт, что установка систем противопожарной защиты может влиять на эстетический вид таких объектов. Однако прежде чем отказываться от противопожарной защиты только по этим причинам, необходимо оценить потенциальные последствия пожара.
Системы обнаружения пожара позволяют определить место возгорания, вовремя отключить электропитание, начать процесс эвакуации и оперативно вызвать пожарные и спасательные службы. Существует несколько технологий обнаружения пожара, обеспечиваемые таким оборудованием. Это: линейные извещатели (для больших помещений), мультисенсорные детекторы (для конструктивно сложных помещений) или аспирационные системы (для архивов, музеев, складов, серверных, коммутаторных помещений электронных узлов связи, центров управления и т.п.).
Для пожарных инцидентов также актуален вопрос пожаротушения и доступа к воде. Исторические здания зачастую находятся в труднодоступных местах, где развертывание пожарных рукавов может быть затруднено. Это – фактор, который необходимо учитывать и заранее подготавливать и планировать любое аварийное реагирование.
Основная концепция противопожарной защиты заключается в возможности локализации возгорания в отдельных помещениях с целью ограничения распространения огня внутри здания. Этот вопрос может решаться с помощью противопожарных перегородок, барьеров в особо горючих пространствах на крыше или барьеров для ограничения распространения огня в пустотах. Такая организация пространства задерживает распространение огня и удерживает его в области, которую владелец собственности «готов потерять».
Способ защиты, который вызывает много споров, – это использование активных противопожарных систем. В тех ситуациях, когда важна скорость в борьбе с огнем, эти системы дают огромное преимущество в сочетании с другими стратегиями. Тем не менее, такие системы редко встречаются на объектах культурного наследия.

Системы автоматического пожаротушения: опыт применения на исторических объектах

Неудивительно, что после разрушительного пожара в соборе Нотр-Дам-де-Пари возникли вопросы об отсутствии или неиспользовании на объектах систем автоматического пожаротушения. Спринклерные системы имеют отличную репутацию в качестве способа тушения пожаров в помещениях различного типа. В недавнем исследовании, проведенном в Великобритании Национальным советом пожарных, их надежность и эффективность была оценена в 90%. Годы кумулятивных исследований показывают, что вода, используемая этими системами, является самым быстрым, безопасным и наиболее эффективным способом контроля или тушения пожара. Но, несмотря на эффективность и надежность этой старейшей технологии, которая применяется уже150 лет, использование спринклеров может и во многих случаях является спорным вопросом. Спор идет не о том, как хорошо работают спринклеры во время пожара, а о страхе того, что спринклеры активируются при отсутствии огня, нанося непоправимый ущерб зданию, предметам и людям, как это показано во многих голливудских блокбастерах.
Этот контраргумент актуален в таких секторах, как здравоохранение, склады и помещения с электронной аппаратурой. На подобных объектах спринклеры продемонстрировали положительные результаты в борьбе с пожарами, но страх того, что вода из спринклера повредит сложное электронное оборудование или, например, зальет больничные палаты, сохраняется.
Тем не менее, данные исследований не подтверждают, что такое представление однозначно. Каждый спринклер приводится в действие тогда, когда подвергается достаточному нагреву. 10-летнее исследование данных по претензиям (проведено FM Global), связанным, например, со сборочным производством электроники, показало, что средние потери при пожаре в такой области без спринклеров в семь раз превышают средний ущерб от возможной утечки спринклерных систем.
Несмотря на это, ни один тип объектов не является таким чувствительным к возможному ущербу от воды, как здания и сооружения, являющиеся объектами искусства и культурного наследия. Устоявшееся со времени пожара в соборе Нотр-Дам-де-Пари мнение заключается в том, что спринклеры приносят больше вреда, чем пользы, нанося непоправимый ущерб произведениям искусства, случайно срабатывая в отсутствии реального возгорания. Вместо того, чтобы спорить о сложности реализации того или иного подхода или отклонять его из-за страха перед меньшими по масштабам последствиями, возможно, следует взглянуть на системы, которые имеют проверенный позитивный послужной список, и разумно их реализовать с учетом уникальных задач применения на объектах культурного наследия.

Учиться на примерах?

В Школе искусств города Глазго владельцы здания планировали установить автоматическую противопожарную защиту. Они оценили последствия воздействия пожаров и признали, что стоит извлечь уроки из истории. К сожалению, пожар вспыхнул еще до того, как были приняты меры. Если бы вовремя была внедрена автоматическая защита от пожара, результаты могли бы быть иными.
Удивительно отметить, что через несколько недель после пожара в Национальном музее в Бразилии федеральное правительственное учреждение, ответственное за управление культурными ресурсами, IPHAN, выпустило документ, регулирующий противопожарную защиту исторических зданий и объектов культурного наследия. В этом документе содержатся ограничения использования воды для тушения пожаров в музеях и подобных зданиях, фактически запрещающие использование автоматических спринклеров.
Утверждается, что «использование автоматической защиты с помощью спринклеров будет разрешено только в тех местах, где нет коллекций, которые могут быть повреждены водой». Отсутствие в указе IPHAN определения того, что представляет собой коллекция, которая может быть повреждена водой, оставляет вопрос открытым для спекуляций.
Положительным моментом является то, что примерно через семь месяцев после пожара в Национальном музее федеральное правительство Бразилии завершило проект по модернизации электроустановок и улучшению мер противопожарной защиты в 200 исторических зданиях и федеральных музеях.
Два музея в городе Сан-Паулу, музей португальского языка (MPL) и музей Ипиранга полностью перестраиваются и будут защищены спринклерами. В MPL работа уже ведется и скоро будет завершена. В настоящее время растет список объектов культурного наследия, в которых используются активные формы противопожарной защиты (таблица 2).


Источник: www.ifpmag.mdmpublishing.com


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru