Автор: | Главное – профессионализм | |  – Вам наверняка много раз задавали этот вопрос, но, тем не менее, не побоюсь повториться. Пожарный, пожарная техника, – понятия в массовом
и даже в «отраслевом» сознании – абсолютно мужские. Мешает ли это вам
руководить одной из самых успешных компаний?
– Я закончила математическую школу, затем факультет ВМК МГУ, и определенному
структурированию сознания все это поспособствовало, и сейчас очень помогает
работать в инженерном бизнесе. Магистратура Высшей школы экономики дала
нужные знания в микро- и макроэкономике, теории фирмы, управленческом и
финансовом учете. И мне не так уж важно – мужской у нас бизнес или нет, главное
для меня – профессионализм, способность найти решение для любой, даже самой
сложной задачи и, безусловно, ответственное отношение к своему делу. Кстати,
успешных женщин в нашей отрасли не так уж мало.
– «Быть лидирующим российским производителем систем автоматического
газового пожаротушения и поставщиком решений в области пожарной безопасности…» – такова провозглашенная вашей компанией миссия. Вы изначально видели себя на позиции лидера? Какие для этого были основания?
– Нет, конечно, осознание миссии пришло только лет через пять работы, первые
годы о таких высоких материях просто еще не было поводов задумываться. А потом появились и основания – мы вдруг, с некоторым удивлением, поняли, что уже
довольно давно делаем то, что до нас никто никогда не делал не только в России,
но и в мире, нам подражают, нас начинают копировать и даже иногда подделывать. А это уже явные признаки лидерства, поэтому появилась потребность как-то
сформулировать, зачем, ради чего мы работаем, к чему стремимся и какие ценности
разделяем. В этом году «Пожтехнике» исполнилось 15 лет – срок, не такой уж и
большой в глобальном масштабе, но для нас и для всей противопожарной отрасли
это целая эпоха качественных изменений, не только у нас, но и в мире. Мы гордимся
тем, что стали активными участниками этих изменений. Лидерство – не цель, а результат, – я продолжу цитату о нашей миссии, – «быть лидером – защищая жизни
людей, информацию и ценности. Удерживать лидерство, разрабатывая и внедряя
инновационные и высокоэффективные решения, быть единым центром компетенций
по противопожарной защите для наших заказчиков и партнеров».
Начинали небольшой командой с дистрибуции инновационных, на тот момент,
решений от международных компаний, сегодня мы сами стали и разработчиками,
и проектировщиками, и производителями современного высокотехнологичного
оборудования, не уступающего лучшим международным аналогам ни по функционалу, ни по качеству. Сегодня «Пожтехника» – это группа компаний с различными
направлениями деятельности, но диверсификация происходит в
рамках отрасли. За исключением, разве что IP-систем палатной
связи для больниц, которыми мы стали заниматься еще лет
шесть назад.
|  – В продолжение предыдущего вопроса. Стремление к лидерству – это всё-таки максимализм, всегда ли он оправдан
в долгосрочной перспективе?
– В какой-то степени, да, максимализм. Невозможно стать
лидером, если нет стремления быть лучшим в своей профессии.
А в случае с пожарной безопасностью – понятие «быть лучшим»
приобретает особый смысл. Качество нашей работы напрямую
влияет на спасение жизни и здоровья людей, и эту работу
нужно делать либо хорошо, как говорится, на все сто, либо не
делать вообще и поискать себе какое-нибудь другое занятие.
В большинстве случаев настоящий успех приходит к тем, кто
стремится быть лучшим – технологически, организационно (я
имею в виду человеческий капитал), идеологически. С идеей
как можно быстрее заработать много денег лидером не стать.
А вот с идеей сделать наш мир лучше и безопаснее – можно,
как мне кажется.
|  – Ваша компания – единственный в России производитель систем пожаротушения c Новек® 1230. Система
востребована рынком, но конкурентов по этой позиции у
ГК «Пожтехника» нет. Почему? Не боитесь ли вы, что отсутствие конкуренции может, как это часто бывает, негативно
сказаться на вашем бизнесе?
– Не соглашусь с данным утверждением. Да, когда мы в 2005 году
только начинали, мы были единственными, мы с нуля создали и
стали развивать эту рыночную нишу под названием «Безопасные
системы газового пожаротушения с Новек® 1230». Начинали мы
с дистрибуции иностранного оборудования, но очень быстро
поняли, что без собственного производства весомых результатов
достичь невозможно. Уже через год мы построили свою первую
заправочную станцию и стали завозить не готовые системы, а
компоненты, из которых собирали и заправляли «отечественную» систему. Такой уровень «производства» давал и до сих пор дает
формальное право именоваться «российским производителем»
и получать соответствующий сертификат на оборудование.
На этом уровне большинство «российских производителей»
находится и сейчас, но мы, в силу разных причин и не в один
момент, пошли по пути собственного производства компонентов
– сварных баллонов, ЗПУ, насадок-распылителей, коллекторов,
рукавов высокого давления, КСИД и так далее. Сегодня мы не
производим сами только манометры – их для нас делает Wika,
сигнализаторы давления и предохранительные мембраны – это
составляет менее 5% от стоимости системы. Так что мы – реальный российский производитель с очень высоким процентом
локализации и гордимся этим.
Как только глобальные игроки заметили, что в России появился
такой рынок с темпами роста 100–150% в год, они тут же стали
заводить дистрибьюторов, пытаться копировать нашу бизнес-
модель. На сегодняшний день поставщиков систем с Новек® 1230
в России немало, но официальным российским производителем
является «Пожтехника» – это может подтвердить компания
«3М Россия», которая уже локализовала производство
Новек® 1230 и очень строго следит за тем, чтобы оборудование соответствовало
специфике этого огнетушащего вещества. Конкуренция на рынке как раз очень
высокая, и нам приходится тяжелее всех, ведь мы развиваем рынок, а это всегда
затратно. Мы можем годами вести объект, давать бесплатные консультации, делать обследование, проектирование, но, когда доходит до закупки, генподрядчик
может выбрать любого другого поставщика с ценой пусть на три рубля, но ниже.
В наших реалиях, к сожалению, «три рубля» нередко перевешивают качество,
квалификацию и соответствие проектному решению. Все вытекающие из этого
проблемы достаются конечному пользователю. Поэтому мы всегда стараемся
достучаться именно до тех, кто должен будет в дальнейшем под защитой нашей
системы жить и работать, чтобы объяснить все риски и возможные сценарии.
Достучаться удается, если заказчик действительно хочет за свои деньги получить
современное и реально работающее решение, и для этого пытается хоть немного
вникнуть в специфику нашей, в общем-то, очень нишевой, технологии безопасного
газового пожаротушения.
– Если бы вам было дано право внести любые изменения в нормативные
документы, регламентирующие российский рынок средств пожаротушения,
какими бы они были?
– Я бы сделала страховые компании инструментом обязательного страхования
пожарных рисков, как это имеет место быть в развитых странах мира. И тогда
систему пожарной безопасности станут выбирать не по цене, а по уровню соответствия задачи по снижению этих рисков. Больше ничего не нужно – рынок сам
себя отрегулирует. Абсолютно очевидно, что нынешняя система закостенела,
отстает от жизни и тормозит внедрение новых технологий, которыми уже давно
пользуется весь мир.
– Как себя чувствует ваша компания в это непростое для российского бизнеса
время? Что посоветуете коллегам?
– Нам, как и всем, сейчас непросто, все, кто может, трудятся удаленно, но производству, складу и монтажникам работать удаленно никак нельзя. Уже появились
в достатке маски, перчатки и дезинфицирующие средства, так что мы продолжаем
– с соблюдением всех мер предосторожности. Коллегам могу посоветовать только
запастись терпением и оптимизмом, беречь своих людей и верить в себя.
|  |
Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru
|
|