Автор: | Руководство по обнаружению неработающих систем видеонаблюдения | |  Фото 1. Необслуживаемые телекамеры на улицах Москвы
Итак, необходимые средства выделены и
освоены, камеры заняли положенные им
места, а комиссия подписала акт приёмки
системы видеонаблюдения. Самое время
ввести систему в эксплуатацию или хотя бы
сделать вид, что телекамеры используются по
назначению.
Поводом к этой заметке стала рядовая поездка в троллейбусе 60-го маршрута в
городе Москва. Сотрудник компании «ТЕРАТЕК», вооружённый фотокамерой,
обратил внимание на новенькую камеру видеонаблюдения в салоне. Точнее, на то,
что с защитного стекла объектива никто не потрудился снять упаковочную плёнку,
хотя с момента наклейки гарантийного стикера на корпус прошло несколько лет.
По всей видимости, никаких тестов, подтверждающих правильность настройки, не
проводилось. Впрочем, не работал и монитор в кабине водителя: судя по всему, ни
локальная видеорегистрация, ни передача сигнала не велись.
Возможно, плёнка на стекле оставлена намеренно. К примеру, в отчаянной попытке
обеспечить дополнительную защиту. Мы молчаливо полагаем, что в транспорте принято устанавливать какие-то особенные телекамеры и видеорегистраторы: устойчивые к
вибрациям, вандалостойкие, низким температурам и т.п. Возможно, это вовсе не так:
тендеры на поставку устройств выигрывают те, кто предложит минимальную цену.
В результате устанавливают то, на что хватило средств после уплаты всех откатов.
Вот и иллюстрация: повреждённая камера в тамбуре электрички. Орудовали явно не
ломом, просто стёклышко подкачало. И главное, никто не заметил «потери бойца»,
поскольку поездная система скорее всего попросту отключена.
Несмотря на то, что инфракрасная подсветка считается невидимой, работающие
светодиоды в большинстве случаев испускают и световые лучи красного цвета.
Интенсивность видимого излучения невелика, но обнаружить его в тёмное время
суток не составляет труда, например, направив камеру смартфона. Если подсветка
в тёмное время суток не включена, вести съёмку никакого смысла
нет: полученное изображение не будет обладать достаточной контрастностью, и различить какие-либо детали не смогут ни живые
операторы, ни умная видеоаналитика.
Камеры в общественном транспорте нередко оказываются
относительно легко досягаемыми за счёт небольшой высоты
установки. В холодное время года установить, включена ли камера, проще всего, потрогав её рукой: тёплая — значит, работает.
Дистанционно оценить температуру корпуса чуть сложнее. Для
этого потребуется техника, как минимум, инфракрасный пирометр
или мобильный тепловизор. Несмотря на серьёзно звучащие
названия, китайские приборы такого рода вполне доступны по
цене: в интернет-магазинах можно без труда купить пирометр
меньше чем за пару тысяч рублей, а тепловизионный модуль для
смартфона стоит от 20 тысяч. После такого приобретения можно
уже замышлять и кое-что посерьёзнее, чем вандализм в тамбурах.
Например, с помощью мобильного тепловизора легко обнаружить
установленные скрытые камеры видеонаблюдения.
|  Фото 2.Телекамера с разбитым стеклом
в тамбуре электрички
Впрочем, более серьёзные дела чаще всего можно провернуть и голыми руками — кроме зловредных намерений, понадобится иметь
элементарные представления о том, как устроено видеонаблю
дение. Пример? Пожалуйста. В торговых точках сетевого дискаунтера над кассами
установлены телекамеры. Видеорегистратор обычно закреплён под монитором у
кассы — на манер «видеодвойки» времён 90-х. При этом какая-либо индикация того,
что ведётся запись, отсутствует. Картинка на экране лишь напоминает покупателям о
том, что за ними присматривают. И основная система записи, скорее всего, отключена
— пылится себе в подсобке. А в настройках по умолчанию дешёвых регистраторов
китайского происхождения, как правило, не предусмотрено автоматической активации записи при включении питания. Поэтому если вас невзначай обсчитают, можете
не рассчитывать на просмотр видеозаписи манипуляций кассира.
|  Фото 3. Монитор и видеорегистратор над
кассами в торговой сети «Дикси».
Запись отключена – идет только
отображение изображений с камер
видеонаблюдения, расположенных
в торговом зале.
В последнее десятилетие, когда видеонаблюдение приобрело глобальные масштабы, основной его функцией стала не столько охрана, сколько профилактика
преступлений и правонарушений. Телекамеры на предприятиях торговли, в салонах
транспорта, на оживлённых улицах и в подъездах призваны напомнить о том, что
ни один антиобщественный поступок не пройдёт
незамеченным, при условии, что оборудование
исправно и используется по назначению.
В прежние времена, когда телекамеры были на
порядок дороже, для создания видимости видеонаблюдения вовсю использовались муляжи.
|  Фото 4. Один из муляжей наружных телекамер на фасаде
небольшого офисного здания на Садовом кольце
города Москвы. Признаки, по которым удалось
понять, что это муляж: форм-фактор камеры для
внутренних помещений (ставят в гермокожух
для наружного использования), пластиковый
корпус. Наличие грязи на объективе и корпусе
свидетельствует о том, что камера вообще не
обслуживается.
Что же заставляет сегодняшних «конечников»
переводить в разряд муляжей системы, способные
приносить пользу? Экономия ресурсов, халатность,
невежество? В каждом конкретном случае, несомненно, найдутся свои объяснения, а при серьёзном
инциденте будут установлены и виновные. Однако
каких-либо системных мер в этом направлении
ещё не принимается. Самым очевидным первым
шагом было бы установление единых эксплуатационных требований к системам видеонаблюдения, как это уже
давно сделано в Великобритании. Возможно, ответственность
пользователя системы придётся устанавливать и более жёсткими
нормативами: пренебрежение к мерам безопасности открывает
«зелёную улицу» криминалу.
Ну а пока можно наблюдать картину попросту необслуживаемых
телекамер, про которые давно забыли. Они, как брошенные
автомобили, до которых никому нет дела, ржавеют и пылятся на
улицах, во дворах и в подъездах.
Источник: пресс-служба «ТЕРАТЕК»
|
Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru
|
|