Автор: Александр ШАЛЬНОВ, контент-редактор Sigur

СКУД в школе: особенности и рекомендации


«Почему турникеты – лучший вариант».

Почему лучше выбрать именно турникеты, а не, например, считыватели «вход/выход» без преграждающих устройств? Все просто: ученики – умышленно или нет – будут забывать отмечаться, что даст некорректные данные о посещаемости. Зачем тогда вообще СКУД, если она не ограничивает и не учитывает проходы?

Считыватели дальней идентификации также не подойдут – такие решения предназначены в основном для транспорта, и мало применимы для идентификации людей. Таким образом турникет – лучший вариант. Так как обычно в школах требуется максимально оптимизировать бюджет, вполне разумно исходить из расчета: 1 турникет на 500 человек. Для проходной предприятия, где работа идет строго по сменам, этого будет мало. Но в школу не все ученики приходят, и не все приходят одновременно: кто-то раньше, кто-то опаздывает, может быть есть разделение по сменам. Поэтому считаем, что минимально можно закладывать в расчеты такую пропорцию. Какой турникет выбрать? Как правило, при внедрениях в школах используют турникеты-триподы. Обусловлено это тем, что трипод компактен и хорошо размещается в вестибюле школы.

Также хороший вариант – купить IP-турникет. Итоговая стоимость такого решения будет меньше, чем цена всех компонентов по отдельности, ведь в турникет уже встроен контроллер СКУД и пара считывателей. Это гарантирует полную совместимость оборудования и значительно упрощает монтаж, к устройству всего лишь необходимо подвести питание и прикрепить его несколькими анкерами к полу.

Ограждения и требования МЧС

От выбора турникетов переходим к выбору ограждений. Это конструкции (обычно металлические), которые ограждают пространство около входной двери и направляют поток школьников к турникетам.

При выборе нужно, в первую очередь, учитывать требования МЧС, обычно самое важное из них – обеспечить свободный проход при эвакуации шириной не менее 1,2 метра. Для этого рекомендуем сделать быстрооткрывающуюся секцию в ограждениях (так называемая калитка «Антипаника»), а не устанавливать на турникет складывающиеся планки, которые не могут обеспечить нужную ширину прохода и, как следствие, не удовлетворяют требованиям МЧС.

Также зачастую на входе нужна установка формирователя прохода – монолитной секции ограждения длиной около метра. Если этого не сделать, то возможна «пропажа» до 30% проходов или проходы через запертый турникет.

Выбор идентификаторов

От способа идентификации зависит стоимость системы, удобство работы и время прохода (которое, в свою очередь, может повлиять на число устанавливаемых турникетов). Самый распространенный, понятный и бюджетный вариант – карты. На картах можно распечатать информацию о школе, данные о владельце и так далее. Можно рассмотреть вариант использования «карты учащегося»: социальной или банковской (точнее, транспортной, которые школьники используют для оплаты проезда). Правда, здесь стоит учесть, что такие карты можно применять далеко не со всеми считывателями.

Брелок или браслет. По сути — та же карта, только в другом форм-факторе. Стоят почти в два раза дороже, но более устойчивы к повреждениям, их труднее потерять и выглядят нестандартно и технологично в сравнении с картой, что, несомненно, оценят школьники.

Биометрия в школе: нужна ли?

На первый взгляд это может показаться очень удобным решением для школы: не нужно постоянно носить с собой карты или браслеты, которые ученик может потерять или забыть. Однако это, во-первых, недешево, а, во-вторых, идентификация по биометрическим отпечаткам занимает в общем случае больше времени, что может привести к очередям. В-третьих, если используется, например, биометрия по отпечатку пальца, установленные в них сканеры плохо распознают грязные или мокрые пальцы, что может усложнить идентификацию детей в школе. И наконец, дети растут, что потребует регулярной актуализации биометрических шаблонов.

Отдельно отметим распознавание лиц. Если выбирать этот способ идентификации, то лучше в качестве дополнительного, например, к карте – так можно избежать подлога и передачи карты другому человеку. Если как один признак, то мы не рекомендуем: если в школе около 1000 человек, ошибки будут возникать неизбежно.

Какие еще функции востребованы

Что важно для школ? Рассмотрим другие, помимо стандартных, полезные функции СКУД. Многим родителям важно знать, во сколько их ребенок пришел на уроки и вышел из школы. Хорошо, если уведомления могут быть разных типов: SMS, по электронной почте, в Telegram или Viber. Для монтажных организаций рассылка SMS-уведомлений может быть хорошим вариантом получения дополнительной прибыли.

Технически отправка SMS происходит с использованием специализированных сервисов и должна быть оплачена поставщику сервиса по какому-либо тарифу.

Как минимум, каждый день ученик заходит в школу и уходит из неё – это 2 смски в день. В среднем за месяц в школу он ходит 24–25 раз. Итого – около 50 смс в месяц будет отправлено родителю. Купить такой пакет можно, например, за 90 рублей, продать – за 250 (подписка на получение уведомлений на месяц). Следовательно, прибыль – 160 рублей.

Конечно, в реальности не все родители готовы платить за смс-оповещение. Обычно, на это согласны 15–20% родителей. Но даже так: 160 умножаем на 800 и на 0,15 = 19 200 рублей. То есть за месяц с одной школы можно заработать около 20 тысяч рублей. Второй по популярности запрос – организация безналичной оплаты в столовой по той же карте, по какой ученик проходит в школу. Плюсы этого довольно очевидны: учащийся не использует наличные деньги, так как карта привязана к некоему виртуальному счету, который пополняют родители. Все операции движения средств по расчетному счету фиксируются и доступны родителям для просмотра.

Но есть и минусы. Например, необходимо постоянно актуализировать меню и заносить данные по позициям, нужна организация биллинговых операций с печатью кассовых чеков, что может затруднить внедрение данной системы.

Также может быть удобна функция интеграция с веб-ресурсами. Например, с сайтом школы, электронным дневником или специализированным веб-проектом. Для чего? Во-первых, это повышает надежность хранения данных. Хранить все данные об учениках только в школе на одном компьютере (особенно, если это компьютер вахтёра) ненадежно. Можно создать личный кабинет для родителей, который позволяет им посмотреть не только оценки своих детей, но и данные о времени прихода/ухода из школы, о том, что они покупали в столовой. Как вариант – подключить к сервису банковскую систему уведомлений о назначении платежей для автоматизации управления услугой подписки на уведомления или пополнения счёта для столовой.

СКУД в школе требует особого подхода. В первую очередь, это связано с тем, что большинство школ крайне стеснены в финансовом плане, поэтому важно найти для таких объектов оптимальный вариант, который за относительно небольшие деньги обеспечивал бы безопасность и набор дополнительных удобных функций.

Мы обобщили свой опыт в работе со школами и предлагаем стандартный набор оборудования и ПО, который поможет заказчикам сделать правильный выбор.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru