Автор: Дарья ВАГАНОВА, руководитель пресс-службы Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ) | Парковка любой ценой? | | Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту – не просто
требование, изложенное в нормативных документах. Зачастую удобный доступ
техники и пожарных к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв
и быстрее побороть огонь.
В настоящее время технические требования к обозначению указанных проездов и
площадок не установлены, причем как на региональном, так и на федеральном уровне.
Это вызывает сложность при реализации управляющими компаниями обязанности
выполнения противопожарного режима, а также затрудняет понимание гражданами
запрета парковки машин в данном месте. К тому же придомовая территория относится
к общей долевой собственности владельцев помещений в многоквартирном доме,
контроль за которой ГИБДД не осуществляет и не размещает на ней в обязательном
порядке запрещающие дорожные знаки.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений, в том числе многоквартирных жилых домов, должно быть обеспечено устройство
пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, специальных или
совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
В частности, проезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен вдоль всего здания
многоквартирного жилого дома с двух сторон, если его высота равна или более 28
м. К таким зданиям относятся и все стандартные 9-этажки, построенные в стране от
Калининграда до Владивостока. При этом ширина проезда для пожарной техники для
таких зданий должна составлять не менее 4,2 м. В общую ширину противопожарного
проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается
включать тротуар, примыкающий к проезду.
В соответствии с Правилами противопожарного режима запрещается использовать для
стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные
и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной
техники (п.75), а также крышки колодцев пожарных гидрантов (п.56).
Вместе с тем, зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов и разъездных площадок, а также с люками, заставленными авто-
мобилями. Получается, что возможность припарковать свои автомобили поближе к
дому для людей важнее, чем безопасность. При этом вопрос о нарушении требований
пожарной безопасности не сильно волнует ни таких жильцов, ни управляющую ком-
панию. Управляющая компания даже если и хочет, то зачастую не в силах повлиять на
собственников квартир, ведь действенные и легитимные механизмы воздействия на
жильцов попросту отсутствуют.
Жильцов, конечно, можно понять, так как недостаток парковочных мест – очень
острая проблема, особенно в крупных городах, но он, по мнению НСОПБ, не должен
решаться за счет пренебрежения пожарной безопасностью.
Проблема обостряется еще и тем, что в настоящее время требования к разметке специальных площадок для пожарной техники на законодательном уровне не утверждены, а
места их размещения специальными дорожными знаками («Остановка запрещена») не
обозначаются. Попытка утвердить положения по разметке площадок для расстановки
пожарной и специальной техники возле жилых домой увенчалась принятием в 2010 г.
только методических рекомендаций по устройству пожарных проездов и площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домов и объектов Москвы,
но оказывается и они необходимой нормативной силы не имеют.
В соответствии с данными методическими рекомендациями площадки для установки
пожарной техники должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки
(за счет покраски устойчивой светоотражающей краской и устройства специальных
дорожных знаков). Данная разметка должна быть хорошо различима в любое время
суток, регулярно обновляться, а в зимний период года очищаться от снега и льда.
Площадка обозначается чередованием полос (шириной 40 см) белого и красного
цвета по диагонали.
Методическими рекомендациями определены размеры площадок в
зависимости от этажности здания и типа подъемного механизма:
- автолестницы высотой подъема 30 м – 12 х 6 м;
- автолестницы высотой подъема 50 м – 12 х 6 м;
- автоподъемники высотой подъема 30 м – 12 х 6 м;
- автоподъемники высотой подъема 50 м – 12 х 7 м;
- автоподъемники высотой подъема 68 м – 15 х 10 м;
- автоподъемники высотой подъема 90 м – 15 х 10 м;
- автоподъемники высотой подъема до 101 м – 16 х 10 м.
Иных документов, регламентирующих требования к нанесению
разметки площадок, НСОПБ не найдено.
Пожарные проезды и подъездные пути должны обеспечивать возможность осуществления деятельности пожарных подразделений
при возникновении чрезвычайных ситуаций, а невозможность
подъезда специальной техники приводит к невозможности тушения
пожаров и эвакуации людей из горящего дома, что может повлечь
человеческие жертвы и колоссальные имущественные потери у
жильцов.
Во многих регионах России в настоящее время уже реализуется
комплекс мероприятий по содержанию площадок для разворота
пожарной и другой специальной техники, внутридворовых проездов
(подъездов) в исправном состоянии, демонтажу искусственных
препятствий, в том числе железобетонных блоков, ограждений, с
проезжей части внутридворовых проездов (подъездов), а также
проводится работа по ликвидации парковок и стоянок автотранспорта, выносу самовольно размещенного движимого имущества,
не позволяющего обеспечить беспрепятственный проезд (подъезд)
пожарной и другой специальной техники к жилым домам.
Участники «круглого стола», который прошел 18 февраля 2020 года
в Московской городской думе, поделились опытом и взглядами на
решение проблемы подъезда пожарной техники к жилым домам. Все
сошлись в едином мнении, что эта проблема является актуальной и
требует комплексного решения. Отсутствие возможности у пожарных
беспрепятственно подъезжать к очагам возгорания в жилых домах
– проблема на стыке градостроительства и благоустройства. Она
объединяет в себе и дефицит парковочных мест, и необеспеченность
жилых кварталов продуманной придомовой территорией.
Президент НСОПБ Сергей Серёгин видит решение озвученных
проблем в разработке национального стандарта ГОСТ Р «Производственные услуги. Устройство площадок для расстановки
пожарной и специальной техники возле жилых домов и объектов.
Общие требования», проект которого уже направлен во все органы
исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном
уровнях. Это мнение также нашло поддержку в лице представителей
правительства Москвы, депутатов, активистов проекта «Безопасная
столица» и жителей города.
Определенные изменения в московском законодательстве могли бы
существенно облегчить работу аварийно-спасательных служб до того
момента, пока не будет принят федеральный стандарт, – заключили
участники «круглого стола».
Но, в первую очередь, нам как жильцам многоквартирных домов
следует задуматься: сможем ли мы оправдаться перед собой за
смерть людей из-за того, что нам негде было поставить машину?
|
Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru
|
|