Автор: Дарья ВАГАНОВА, руководитель пресс-службы Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ)

Парковка любой ценой?

Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту – не просто требование, изложенное в нормативных документах. Зачастую удобный доступ техники и пожарных к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.

В настоящее время технические требования к обозначению указанных проездов и площадок не установлены, причем как на региональном, так и на федеральном уровне. Это вызывает сложность при реализации управляющими компаниями обязанности выполнения противопожарного режима, а также затрудняет понимание гражданами запрета парковки машин в данном месте. К тому же придомовая территория относится к общей долевой собственности владельцев помещений в многоквартирном доме, контроль за которой ГИБДД не осуществляет и не размещает на ней в обязательном порядке запрещающие дорожные знаки.

В соответствии с частью 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений, в том числе многоквартирных жилых домов, должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

В частности, проезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен вдоль всего здания многоквартирного жилого дома с двух сторон, если его высота равна или более 28 м. К таким зданиям относятся и все стандартные 9-этажки, построенные в стране от Калининграда до Владивостока. При этом ширина проезда для пожарной техники для таких зданий должна составлять не менее 4,2 м. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

В соответствии с Правилами противопожарного режима запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники (п.75), а также крышки колодцев пожарных гидрантов (п.56).

Вместе с тем, зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов и разъездных площадок, а также с люками, заставленными авто- мобилями. Получается, что возможность припарковать свои автомобили поближе к дому для людей важнее, чем безопасность. При этом вопрос о нарушении требований пожарной безопасности не сильно волнует ни таких жильцов, ни управляющую ком- панию. Управляющая компания даже если и хочет, то зачастую не в силах повлиять на собственников квартир, ведь действенные и легитимные механизмы воздействия на жильцов попросту отсутствуют.

Жильцов, конечно, можно понять, так как недостаток парковочных мест – очень острая проблема, особенно в крупных городах, но он, по мнению НСОПБ, не должен решаться за счет пренебрежения пожарной безопасностью.

Проблема обостряется еще и тем, что в настоящее время требования к разметке специальных площадок для пожарной техники на законодательном уровне не утверждены, а места их размещения специальными дорожными знаками («Остановка запрещена») не обозначаются. Попытка утвердить положения по разметке площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домой увенчалась принятием в 2010 г. только методических рекомендаций по устройству пожарных проездов и площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домов и объектов Москвы, но оказывается и они необходимой нормативной силы не имеют.

В соответствии с данными методическими рекомендациями площадки для установки пожарной техники должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски устойчивой светоотражающей краской и устройства специальных дорожных знаков). Данная разметка должна быть хорошо различима в любое время суток, регулярно обновляться, а в зимний период года очищаться от снега и льда. Площадка обозначается чередованием полос (шириной 40 см) белого и красного цвета по диагонали.

Методическими рекомендациями определены размеры площадок в зависимости от этажности здания и типа подъемного механизма:
- автолестницы высотой подъема 30 м – 12 х 6 м;
- автолестницы высотой подъема 50 м – 12 х 6 м;
- автоподъемники высотой подъема 30 м – 12 х 6 м;
- автоподъемники высотой подъема 50 м – 12 х 7 м;
- автоподъемники высотой подъема 68 м – 15 х 10 м;
- автоподъемники высотой подъема 90 м – 15 х 10 м;
- автоподъемники высотой подъема до 101 м – 16 х 10 м.

Иных документов, регламентирующих требования к нанесению разметки площадок, НСОПБ не найдено.

Пожарные проезды и подъездные пути должны обеспечивать возможность осуществления деятельности пожарных подразделений при возникновении чрезвычайных ситуаций, а невозможность подъезда специальной техники приводит к невозможности тушения пожаров и эвакуации людей из горящего дома, что может повлечь человеческие жертвы и колоссальные имущественные потери у жильцов.

Во многих регионах России в настоящее время уже реализуется комплекс мероприятий по содержанию площадок для разворота пожарной и другой специальной техники, внутридворовых проездов (подъездов) в исправном состоянии, демонтажу искусственных препятствий, в том числе железобетонных блоков, ограждений, с проезжей части внутридворовых проездов (подъездов), а также проводится работа по ликвидации парковок и стоянок автотранспорта, выносу самовольно размещенного движимого имущества, не позволяющего обеспечить беспрепятственный проезд (подъезд) пожарной и другой специальной техники к жилым домам.

Участники «круглого стола», который прошел 18 февраля 2020 года в Московской городской думе, поделились опытом и взглядами на решение проблемы подъезда пожарной техники к жилым домам. Все сошлись в едином мнении, что эта проблема является актуальной и требует комплексного решения. Отсутствие возможности у пожарных беспрепятственно подъезжать к очагам возгорания в жилых домах – проблема на стыке градостроительства и благоустройства. Она объединяет в себе и дефицит парковочных мест, и необеспеченность жилых кварталов продуманной придомовой территорией.

Президент НСОПБ Сергей Серёгин видит решение озвученных проблем в разработке национального стандарта ГОСТ Р «Производственные услуги. Устройство площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домов и объектов. Общие требования», проект которого уже направлен во все органы исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это мнение также нашло поддержку в лице представителей правительства Москвы, депутатов, активистов проекта «Безопасная столица» и жителей города.

Определенные изменения в московском законодательстве могли бы существенно облегчить работу аварийно-спасательных служб до того момента, пока не будет принят федеральный стандарт, – заключили участники «круглого стола».

Но, в первую очередь, нам как жильцам многоквартирных домов следует задуматься: сможем ли мы оправдаться перед собой за смерть людей из-за того, что нам негде было поставить машину?


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru