Автор: Сергей ГОРДЕЕВ, региональный менеджер по продажам компании HID Global Россия и СНГ

Владеть или пользоваться? Сервисные модели в СКУД: надежды и опасения


Индустрия СКУД – довольно закрытая отрасль. Я бы добавил, что она еще и консервативна, – революционных изменений в ней не происходит. Напротив, идут эволюционные процессы по созданию более защищенных технологий идентификации, интегрированных систем с разветвленной структурой, биометрических систем, различного оборудования, которое поддерживается современными системами безопасности.

Вместе с тем глобальные тренды – искусственный интеллект и интернет вещей – все же, несмотря на закрытость СКУД, влияют и на эту сферу.

СКУД как сервис (ACaaS) – это сегодня очень интересная тема. Важно понять, как осуществляется переход от владения СКУД к модели, когда она является услугой. В чем преимущества и какие тренды мы сегодня наблюдаем? К тому же есть и определенные опасения: что будет происходить в этот переходный период, какие опасности подстерегают разработчиков и пользователей?

Если говорить о сервисах, то они стремительно развиваются во всех сферах, и данный процесс непременно будет продолжаться. Это комфортно и удобно: например, каршеринг, аренда квартир, коворкинг, аренда инструментов. Сервисная модель удобна тем, что не предполагает затрат на капитальные вложения и обслуживание, ремонт и обновление машины, дрели, склада, квартиры.

Это операционные расходы, которые можно просто рассчитать и заложить в годовой бюджет.

Более близкая и понятная, чем каршеринг и аренда дрелей, для нас модель – софт как сервис, или, как теперь все чаще говорят, «облачный сервис»: бухгалтерские услуги, CRM, хостинг и так далее.

В СКУД всем знакома классическая модель: считыватели, модули, контроллеры, корпоративный сервер, рабочие места операторов системы. Если переходить к модели СКУД как сервис, «железная» архитектура остается примерно прежней. С той лишь разницей, что сервер переходит в «облако». С точки зрения организации рабочих мест все может быть так, как нужно заказчикам, ведь основное здесь – права доступа к сервису у конкретного работника.

Главное, чтобы было подключение к интернету. Обслуживающая компания в таком случае отвечает за работоспособность системы, обновление ПО и хранение данных.

Преимущества такого подхода для конечных пользователей: отсутствие необходимости устанавливать ПО на каждое рабочее место, обновления, платформенная независимость, возможность работы СКУД без компьютера, централизованное управление несколькими объектами, доступ из любой точки мира.

Преимущества для инсталляторов: не нужно ничего настраивать и устанавливать. Можно установить СКУД даже там, где нет возможности использовать компьютеры. Не прокладывать дополнительные сети, а воспользоваться существующими IP-сетями для доступа в интернет.

По прогнозам уже в нынешнем году 20% крупных компаний перейдут на модель ACaaS. А к 2022 году рынок вырастет до 1,7 млрд долларов, показывая ежегодный прирост в 24-26%.

Также дополнительно СКУД может предлагать анализ данных, полученных от маячков сотрудников об их перемещении по предприятию: это поможет понять, где происходят крупные потери времени, и устранить их, таким образом, оптимизировав рабочие процессы.

Казалось бы все так радужно. Но внедряются новшества не так быстро, как, вероятно, многим хотелось бы. Почему? Главным образом, нет уверенности в сохранности данных и защите их от утечек и хакерских атак. Хотя постепенно технически и законодательно защита улучшается, но все же утечки, к сожалению, случаются.

Но и здесь прогноз вполне благоприятен: с каждым годом эта уязвимость будет иметь все меньшее значение в связи с совершенствованием законодательства на международном уровне.

По материалам конференции СКУД 2019.
Редакция благодарит компанию Sigur за помощь в подготовке статьи.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru