Автор: Герман ТЕПЛЯКОВ, бизнес-антрополог | Пять языков безопасности | |  Следопыт. Так называется человек, способный читать знаки окружающего его
мира. Ветка, с которой слетел снег, расшумевшиеся или внезапно умолкнувшие
птицы, тепло земли в ладони, угли тлеющего костра – всё это буквы, слоги и
слова, которые складываются в понятные для опытного человека тексты. Разведчики, охотники, моряки – как раз те люди, которые читают окружающее их
пространство, словно книгу. И есть особая профессиональная область, специалистам которой эти знания нужны как жизнь – служба безопасности.
На каком языке говорит племя
Это вопрос, ответ на который важно получить в первую очередь. Именно поэтому в состав диверсионно-разведывательных групп всегда входит человек со
знанием языка противника. Ведь слушая чужую речь, можно узнать не только
о расположении частей и соединений врага, количестве боеприпасов и прочих
военных тайнах. Ничуть не менее важно – понять настроения в стане противника.
И здесь даже бытовые темы, на которые говорят солдаты, могут дать ключ к
ответу на главный вопрос: какова степень боеготовности врага, и чего
от него можно ожидать – будет ли он биться до последнего патрона,
или сдастся в плен при первом же удобном случае.
Любое сообщество, от первобытных людей до корпоративных
бизнес-племён третьего тысячелетия, создаётся с двумя главными
целями: адаптироваться к окружающей среде и выжить в группе.
Звучит примитивно, но именно по этим законам шла эволюция всего
живого на Земле. Приспособиться к условиям внешнего мира чаще
всего мешали конкуренты из других племён. Что касается внутренней
среды племени, то враги здесь совершенно особые.
Конечно, это могут быть и «засланные казачки», но чаще всего проблемы рождаются в собственном коллективе. И главный враг – это
желание любой ценой, что называется, перетянуть одеяло на себя.
Одеяло – вещь хорошая. Под ним тепло (подумаешь, кто-то при этом
будет мёрзнуть), а ещё под ним очень удобно есть в одиночку, стараясь
при этом поменьше чавкать, чтобы ни с кем не пришлось делиться. Что-
бы распознать этого внутреннего врага, важно понять: на каком языке
говорит племя – на языке эгоизма, или на языке совместности.
Язык племени – ключ к безопасности
Опытные руководители служб безопасности знают, насколько важно
слушать то, о чём говорят люди в их бизнес-племенах. И даже если
тема разговора далека от криминала и никак не связана с преступными
замыслами, становится ясно, насколько эта среда и сложившаяся
обстановка располагают к воровству. Для этого достаточно понять,
каким языком здесь пользуются.
Не так давно в России вышел перевод книги «Лидер и племя», авторы
которой Логан, Кинг и Фишер-Райт в течение десяти лет изучали
корпоративную культуру в американских компаниях. Им удалось выделить пять уровней развития организации: от наиболее примитив-
ного, направленного лишь на выживание, до наиболее продвинутого
– того, что принято называть «бирюзовым». Уровень определяют
по речевому стилю, который характерен для компании. Рассмотрим,
как связаны безопасность компаний и ступени развития, на которых
они находятся.
Язык племени и психология его носителей влияют друг на друга.
Вряд ли у кого-то вызовет сомнения тот факт, что люди, которые
встречаются на международных научных конференциях, отличаются
своей картиной мира от тех, кто собираются на воровской сходке.
Интеллигент, волею судеб оказавшийся в тюрьме с уголовниками,
наравне с ними владеет русским языком, и говорит на нём. Тем не
менее, создаётся впечатление, что такие сокамерники общаются на
разных языках. Он обращается к ним на «вы», что в тюремной среде
совершенно не принято, и не понимает воровской жаргон.
В этом примере случайный гость в камере и её коренные обитатели
относятся к разным племенам. Эти сообщества создаются, в том числе,
и на основе общего языка: на базе особенностей речи, которой люди
описывают себя, своё окружение, свою картину мира. Меняется язык
– меняется племя.
Так поступают при смене власти (вспомним послереволюционные
имена Даздраперма, Тракторина и пр.). Так происходит при смене
управления (уборщица превращается в менеджера по клинингу, а
массовик-затейник в арт-менеджера). Поэтому чтобы понять уровень,
на котором находится племя, надо всего лишь послушать речь, на
которой говорят его люди. Остаётся напомнить, что в корпоративной
антропологии рассматривается пять ступеней развития племён.
Здесь уместно вспомнить, что племена насчитывают от 40 до 150
человек. Именно такое количество людей составляло ячейки общества на
заре человечества. Племена объединялись в роды, связанные первопредком.
Примером родоплеменного союза в наше время можно считать крупный завод,
где несколько цехов (племён) составляют род (предприятие). Вожди здесь
начальники цехов, а генеральный директор символизирует главу рода.
Примечательно, что племена (подразделения компании) могут находиться на
разных (как правило, на соседних) уровнях культуры. Исключительно важна
работа по переводу их на следующую ступень – это определяет жизнь и судьбу
предприятия. Впрочем, это уже управленческие технологии. Мы же поговорим
о том, как влияет уровень культуры бизнес-племени на безопасность компании.
И легче всего определить это, анализируя язык.
|  Язык первого уровня
Племена столь низкого уровня развития исчезающе редки. Единственное исследование, которое проводилось в начале 21 века, относится к США (называлась
цифра 2%). Это самая примитивная стадия культуры, цель которой – физическое
выживание в исключительно суровых условиях окружающей среды. Когда-то
человечество стартовало именно с этой ступени. В наше время на этом уровне
находятся разве что уличные банды с их сверхжесткой иерархией и очень специфическим языком, понятным только им и специалистам из правоохранительных
органов. Тем не менее, такие образования встречаются, хоть и крайне редко,
и в деловой среде.
Племена первого уровня распознаются по единому для её членов девизу: «Жизнь
– боль» (варианты: «жизнь – отстой», «жизнь – дерьмо» и пр.). Во всяком
случае, подобные высказывания часто звучат в их речи. Мир представляется им
несправедливым и враждебным, и они готовы платить ему той же монетой.
Матерная ругань в речи не редкость, однако почти всегда направлена в адрес
третьих лиц – начальства, клиентов, а также сотрудников службы безопасности (их в племенах первого уровня не жалуют особо). Своих стараются не задевать
– отвечать за слова порой приходится жизнью.
Воровать у своих категорически не принято и даже смертельно опасно, а вот
залезть в карман работодателю – высшая доблесть. Соблюдение техники
безопасности зачастую презирается, поскольку это «для слабаков». Разборки
проходят жёстко, и рабочие инструменты часто применяются как оружие
нападения.
Язык второго уровня
Племён, которые находятся на втором уровне корпоративной культуры, в бизнес-
среде порядка 25%. Их девиз несколько иной и звучит примерно как «Моя жизнь
– полный отстой». Настрой в этих племенах сдержанно-враждебный, поведение
отстранённое. Царит апатия и желание держаться подальше от руководства,
наблюдается сопротивление переменам и критическое отношение ко всему
новому, что также сразу заметно в речи. Сотрудники именно этих бизнес-племён,
как манну небесную, ждут пятницу и ненавидят понедельники.
Злоупотребления и правонарушения здесь процветают, причём крадут не только
у предприятия, но и друг у друга. До создания хитроумных схем воровства дело,
как правило, не доходит, а вот откаты в пределах 10-15 процентов – практически
норма жизни.
Язык третьего уровня
Таких бизнес-племён добрая половина. Девиз обитателей этих племён: «Я
звезда, а ты нет!» В компании развита конкуренция: как между подразделениями, так и внутри них. Много разговоров о личных успехах и достижениях,
сильнейшая мотивация на победу и одиночное восхождение на пьедестал – и
к этим разговорам есть смысл прислушиваться.
Именно к таким «звёздам», а также к тем, кто с ними конкурируют, должно быть
усиленное внимание сотрудников службы безопасности и внутренних аудиторов.
Воровство здесь не редкость, причём весьма масштабное, часто с использованием хитроумных схем. Особо пристально надо присматриваться к «звёздам»,
которых увольняются из компании: очень часто они норовят прихватить с собой
важные документы. И не только в электронном виде, поэтому интерес службы
безопасности к «коробкам от ксерокса» должен быть повышен.
Язык четвёртого уровня
Девиз этих племён (считается, что их порядка 20%) – «Мы крутые,
а они нет». Под «они» подразумеваются конкуренты. И вовсе не
обязательно это соперники из внешней среды (компании четвёртого
уровня обычно исповедуют стратегию «голубого океана»). Скорее,
это будут внутренние враги – собственные сомнения, а также затухающие волны неорганизованности и коррупции. И это не удивительно.
Люди такого племени по-настоящему чувствуют себя единой семьёй,
в котором сама мысль залезть друг другу в карман недопустима. В
компании четвёртого уровня люди начинают терять бдительность, о
чём приходится помнить сотрудникам службы безопасности.
Язык пятого уровня
Десять лет назад на этом уровне находились 2% бизнес-племён в
США, и с тех пор их количество в мире постепенно увеличивается.
Это компании, которые меняют мир и творят историю. Девиз их сотрудников: «Жизнь прекрасна», и этим содержанием наполнены их
слова и действия. Красной нитью общения этих людей проходит тема о
новых возможностях, которых вокруг них безграничное множество.
Компании этого уровня избавлены от каких-либо материальных злоупотреблений как во внутреннем пространстве, так и внешней среде.
Однако службе безопасности здесь надо не расслабляться. Дело в
том, что на особо ценных профессионалов компаний этого уровня
порой устраивают настоящую охоту извне. И это не только попытки
переманить профи высокого уровня или склонить их стать «кротами».
Порой речь идёт о физической безопасности, связанной с угрозой
жизни этих людей. Источником могут выступать очень серьёзные внешние структуры, поэтому здесь бывает необходимым сотрудничество
и со специальными службами своего государства.
Уровень, на котором находится компания, прямо влияет на подходы к
организации работы службы безопасности. На низких ступенях (первой и второй) деятельность её сотрудников носит преимущественно
характер надзора. По мере повышения уровня (третья и четвёртая
ступени) подход становится всё тоньше, а задачи – сложнее. В компаниях пятого уровня (их количество в последнее время увеличивается)
акцент смещается на защиту коллектива (особенно наиболее ценных
его членов) от внешних угроз.
Руководителю службы безопасности следует помнить об эффекте
автосинхронизации, когда организованное меньшинство (5% и более)
способно влиять на поведение большинства. Поэтому в зоне особого
внимания должны быть те работники, в прошлом которых есть опыт
пребывания в коллективах низкого уровня (включая места лишения
свободы). Необходимо внимательно прислушиваться к их речи, и
вовремя определять риски для компании. Этому поможет знание
пяти языков безопасности, которое даёт возможность свободно
ориентироваться в деловом пространстве своего бизнес-племени, и
читать его людей, как открытую книгу.
|
Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru
|
|