Автор: Сергей Хлопков, консультант компании IPICA

Какие задачи решает система видеонаблюдения на крупных складах



Для проектирования систем видеонаблюдения на складах удобно применять компьютерное моделирование. Это позволяет визуализировать зоны обзора камер, оценить области распознавания и идентификации, выбрать оптимальные места установки камер и избежать ошибок проектирования.

Задача
Необходимо предложить собственнику логистического комплекса решение ряда задач:
• контроль работы сотрудников
• контроль перемещения грузов по Складу
• контроль доступа на территорию

Исходные данные
Планировка логистического комплекса, геоподоснова или географические координаты с Google Maps .

Вопросы
• Какие зоны склада необходимо контролировать? Как быть с «мертвыми зонами»?
• Как правильно располагать камеры на складе с высотным хранением товара? Куда крепить камеру?
• Как организовать контроль и управление доступом на склад? На территорию склада?
• Как контролировать периметр территории логистического комплекса? Нужно ли контролировать внутреннюю территорию?

Решение
Планирование видеонаблюдения на территории логистического комплекса (склада) требует четко поставленных задач и целей наблюдения. Наиболее востребованными являются контроль пропускного режима и доступа на территорию, а также контроль перемещения грузов и соблюдения регламентов сотрудниками.

КПП
Первый рубеж систем безопасности – периметр. Важнейшая составляющая периметра – контрольно-пропускной пункт. Именно на КПП контролируется вход и въезд на территорию / выход и выезд с территории.

Как правило, КПП оборудуется системами контроля и управления доступом (СКУД) как для сотрудников, так и для автотранспорта.

Чаще всего для контроля режима устанавливается быстровозводимое модульное здание с комнатой охраны, а также несколькими турникетами-триподами или полноростовыми в зависимости от типа склада и модели возможных угроз.

Рис. 1 КПП, контроль за входом на территорию.

Рис. 2 Проверка личности при помощи СКУД.

Задача видеонаблюдения в самом здании КПП – верифицировать события СКУД. Как один из предпочтительных вариантов: при считывании карты доступа (турникет) на мониторе охранника должны быть выведены потоки с камеры видеонаблюдения, логически привязанной к данному считывателю, а также информация из базы данных СКУД с фотографией сотрудника, кому принадлежит карта доступа. Это позволит охраннику визуально сверить принадлежность карты доступа человеку, ее предъявившему, и оперативно принять меры. В случае расследования произошедшего инцидента данные камеры позволяют получить фоторобот любого человека, легально попавшего на территорию логистического комплекса. Исключение составляют те, кто попал на территорию в автомобиле.

Для небольших КПП шириной 4-5 метров можно установить купольные или мини-купольные камеры с фиксированным фокусным расстоянием объектива 3,6 либо 4 мм. Основная проблема при решении задачи идентификации на КПП – обеспечить приемлемый угол наклона камеры к горизонту.

Рис. 3 Установка камер на КПП, проект в IP Video System DesignTool..

Помимо «пеших» сотрудников охранник должен также контролировать въезжающий и выезжающий с территории транспорт.

Для этого, как правило, используется интеграция между системами видеонаблюдения и СКУД, только вместо турникетов – шлагбаумы, а вместо карточек – RFID-метки (как правило, пассивные) и / или регистрационные номера автомобилей. В остальном схема та же, только сверять нужно карточки машин, а не карточки людей.

При интеграции СКУД и видеонаблюдения часто ставится задача автоматизации распознавания регистрационных номеров, ведение «белых» и «черных» списков, передача информации о нахождении конкретного авто на территории логистического комплекса в сторонние ERP-системы (например, в 1С Предприятие).

Но для автоматического распознавания автомобильного номера важно не только получить четкий и детальный стоп-кадр, но и соблюсти требования видеоаналитических модулей распознавания номеров по предельным горизонтальному углу между оптической осью камеры и нормалью к плоскости регистрационного знака и вертикальному углу между оптической осью камеры и горизонтом.

Рис. 4 Распознавание автомобильного номера..

Поэтому первое очевидное решение – повесить данную камеру на здание КПП – как правило, не работает – слишком большие углы. Разумней установить дополнительный столб на некотором удалении от шлагбаумов, при этом потребуется применить камеры с вариофокальным объективом либо фиксированным длиннофокусным объективом.

Рис. 5 Установка камеры для получения автомобильного номера.

Для распознавания номера автомобиля, как правило, достаточно разрешения 720P или 1080P, большее разрешение только сильнее нагружает процессор сервера и может привести к снижению светочувствительности камеры и худшим показателям распознавания в темное время суток.

Рис. 6 Получение изображения автомобильного номера.

Специфика работы логистического центра может предполагать наличие процедуры осмотра выезжающих с территории грузовых автомобилей на предмет несанкционированного вывоза товаров. Часто для этих целей используют помост для досмотра грузовиков. За сотрудниками, проводящими досмотр, также бывает необходимо производить видеонаблюдение для фиксации их действий и, при необходимости, проведении внутренних служебных проверок.

Рис. 7 Осмотр автомобиля на выезде со склада.

Перечисленные камеры, как правило, выводятся на отдельный монитор сотрудника охраны, работающего в КПП.

Рис. 8 Виды с камер для оператора видеонаблюдения.

Поскольку на действиях сотрудника охраны завязано много важных для безопасности логистического комплекса процедур, его действия также могут фиксироваться.

Для этого достаточно установить купольную камеру с фиксированным короткофокусным (широкоугольным) объективом в комнату охраны, расположенную в КПП.

Рис. 9 Видеонаблюдение за комнатой охраны.

Зона разгрузки товара
Зона разгрузки товара, как правило, требует повышенного контроля. При разгрузке нужно фиксировать время подачи автомобиля, действия сотрудников, происшествия при разгрузке, а также отслеживать перемещение грузов из машины на склад.

Рис. 10 Контроль зоны разгрузки товара.

Для этого требуется контролировать места разгрузки фургонов и фур, а также въезд на территорию склада для фиксации номеров автопогрузчиков, проводящих работы по перемещению грузов с зоны разгрузки на склад высотного хранения.

Рис. 11 Контроль перемещения грузов на склад.

Одна из проблем – наличие большого числа «мертвых зон» как на складе, так и в самой зоне разгрузки. Это мешает контролировать процесс разгрузки товаров. Для решения задачи обзорного наблюдения можно использовать панорамные или FishEye камеры, установленные на потолке.

Рис. 12 Мертвые зоны на складе, применение Fisheye камеры.

Но панорамные камеры не подходят для задач идентификации. Например, для фиксации номеров погрузчиков правильней установить камеры с длиннофокусным объективом напротив въезда на территорию склада.

Рис. 13 Фиксация номеров погрузчиков при помощи длиннофокусного объектива.

Рис. 14 Контроль перемещения товаров на складе.

Склад
Основной задачей видеонаблюдения на складе является контроль перемещения товаров и соблюдения персоналом регламентов компании. Главные проблемы при установке системы видеонаблюдения на складе – высотные стеллажи, образующие огромное число рядов, что серьезно затрудняет создание системы без «мертвых зон».

Рис. 15 Установка Fisheye камеры для контроля стеллажей.

Часто оптимальным решением данной проблемы является установка уже упоминавшихся панорамных или FishEye камер на пересечении стеллажей. Получающаяся при этом картинка достаточна для обзорного наблюдения за перемещением сотрудников, техники и грузов.

Рис. 16 Установка длиннофокусных камер для контроля склада.

Альтернативный вариант – установка в каждом ряду из стеллажей пары длиннофокусных камер, зоны обзора которых закрывают «мертвые зоны» друг друга.

Рис. 17 Использование коридорного режима для видеонаблюдения за складом.

Это позволяет получать более детальное изображение. При этом следует использовать т.н. коридорный режим – формат кадра 9:16.
Часто оптимальным вариантом является сочетание панорамных и стационарных камер в зависимости от требований к контролю конкретного ряда стеллажей.

Периметр территории
Особенностью защиты логистического комплекса является то, что, как правило, более опасная ситуация не проникновение посторонних, а попытка переброса / выноса с территории товаров сотрудниками. Поэтому основной упор при видеонаблюдении периметра должен быть сделан на контроль внутренней территории.

Рис. 18 Контроль внутренней территории склада.

Стоит обратить внимание на то, что при контроле периметра очень желательно оставлять зону без препятствий. Если это возможно, подрезать деревья и кусты, чтобы избежать затенение зоны обзора листвой в теплое время года.

Рис. 19 Видеонаблюдение за протяженным периметром.

Контроль периметра – важный элемент защиты логистического комплекса.

Рис. 20 Контроль за периметром.

Рис. 21 Видеонаблюдение за парковкой склада.

Парковка
Дополнительно при необходимости следует устанавливать камеры системы видеонаблюдения на парковке.

Рис. 22 Фиксирование номеров на парковке.

Одновременно на территории логистического комплекса может находиться несколько десятков грузовых машин. При въезде и выезде их регистрационные номера фиксируются, но для расследования инцидентов на парковке полезно иметь запись с камер.

Рис. 23 Расширение зоны обзора при помощи PTZ-камеры.

В дополнение к стационарным камерам могут применяться высокоскоростные поворотные PTZ-камеры. Они дополняют обзорные камеры на парковке и на КПП для детального анализа ситуации. Чтобы расширить зону обзора таких камер, целесообразно применять монтажные адаптеры и кронштейны для крепления на угол здания склада.

Выводы
Системы видеонаблюдения логистического комплекса, прежде всего, призваны решать вопросы ситуационной безопасности. Для данного объекта характерны повышенные требования к планированию мест установки камер, интеграция с другими системами безопасности и информационными системами заказчика. Важную роль в охране объекта играют службы охраны, что приходится учитывать для предотвращения негативного влияния человеческого фактора. Охрана логистического комплекса является составной, включающей в себя ряд других, более мелких задач:

• Идентификация посетителей и автотранспорта на КПП (въезд и выезд, вход и выход с территории).
• Контроль процедуры разгрузки товара.
• Контроль перемещения товара по складу
• Контроль периметра территории комплекса.
• Контроль парковки.

Поэтому такие объекты, безусловно, требуют процедуры проектирования и согласования мест расположения камер и их технических характеристик с заинтересованными сторонами заказчика: службами безопасности и эксплуатации, менеджментом. Только в случае учета потребностей всех заинтересованных лиц можно считать внедрение системы видеонаблюдения обоснованным и эффективным.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru