Автор: Леонид СТАСЕНКО, главный конструктор СКУД Parsec | Эволюция контроллеров доступа | | На заре
Не очень много на нашем рынке осталось специалистов, помнящих, как все начиналось. А начиналось все в эпоху перестройки, в те самые «лихие девяностые». Еще
много было инженеров, взращенных в советскую эпоху — не все тогда ушли торговать
сникерсами и прочими благами цивилизации, свалившимися на наши головы, как
манна небесная. Некоторые из образовавшихся тогда на полудиком рынке систем
безопасности компаний канули в лету, некоторые живы и здравствуют по сей день.
Конечно же, передовые технические средства систем безопасности вообще и
СКУД в частности поначалу закупались за рубежом — тема была новой, и поначалу
приходилось набираться опыта на чужих «железках» и софте. Доминирующей
операционкой тогда была Windows 3.1 (16-разрядная), а с затем Windows 95,
уже 32-разрядная.
А среди контроллеров СКУД в начале 90-х, пожалуй, самым известным был контроллер N1000 от Northern Computers, система Granta от Cotag, Apollo и некоторые
другие. Они не отличались завораживающими характеристиками, но на тот момент
это практически был верх совершенства.
Господство иностранной техники продлилось недолго — сначала на рынке появились
proximity считыватели отечественного производства (здесь я готов пальму первенства
отдать питерской ПЭРКо), а затем стали появляться контроллеры отечественного
производства и соответствующий софт для них.
Для тех, кто немного понимает во «внутренностях» контроллеров, приведу
некоторые интересные данные. Ввиду дефицита памяти базы данных (БД) контроллеров редко превышали несколько тысяч карт, да и то с длиной кода от двух
до трех байтов. Не случайно в классическом формате wiegand 26 старший байт
назывался facility — он не хранился в памяти контроллера, а был всегда единым
для конкретного объекта и просто проверялся как константа, а сам код карты
был 16-битным, что позволяло иметь до 65000 уникальных карт на объекте — по
тем временам неслыханно много.
Контроллеры строились на имевшихся в то время микропроцессорах (доминировал
Microchip, затем его «разбавил» Atmel, который сейчас тоже принадлежит Microchip).
Характеристики процессоров были примерно такими: тактовая частота — до 16-20
мегагерц, объем программной памяти — до 8, а затем и до 32 и более килобайт, разрядность — 8 бит. И на такой базе удавалось делать полностью
функциональные контроллеры.
Надо заметить, что уже тогда из общей массы выделялись контроллеры Apollo, которые были сделаны на аппаратной платформе
IBM PC, но и стоили они, как говорится, как чугунный мост.
Сегодня
Примерно на границе веков окрепла и стала интенсивно развиваться архитектура ARM процессоров, 32-разрядная, экономичная и производительная. В свое время Стив Джобс продал
это подразделение, не видя в нем большой перспективы (о чем
позднее наверняка пожалел — сейчас большая часть смартфонов
и планшетов работают на этой архитектуре).
Линейка процессоров ARM имеет как высокопроизводительные
многоядерные процессоры, так и более «мелких» братьев — вчера
это была ARM-7, а сегодня — Cortex-M. По нынешним временам
не такие уж и мощные: тактовые частоты до 120-180 мегагерц,
программной памяти — до 512 и более килобайт. Для сравнения:
первая IBM-PC вашего покорного слуги была 16-разрядной, 16-
мегагерцовой в турборежиме, с 640 килобайтами оперативной
памяти и жестким диском 20 мегабайт. О мониторе стандарта EGA
с разрешением 640 х 480 даже стыдно говорить...
Таким образом, сегодняшнее поколение серийных контроллеров
СКУД имеет «под капотом» ресурсы хорошей ПЭВМ конца 80-х
— 90-х годов прошлого века. Но при этом нельзя сказать, что
пропорционально мощности применяемых процессоров выросла
функциональность контроллеров — как ни парадоксально, новых
функций почти не появилось. Зато встроенное в контроллеры программное обеспечение стало возможно писать на языках высокого
уровня (имея более высокую производительность программистов),
и теперь добавлять по заявкам заказчиков небольшие «бантики»
и «фантики» стало намного проще.
Теперь вспомним про интерфейсы. До начала 2000-х годов для
связи с системой использовался практически только RS-485,
причем на небольших скоростях — от 9600 до 57600 бод (бит в
секунду). Для контроллеров с небольшой БД это не было особой
помехой, а преимущество RS-485 – дальность связи более километра. Ethernet как основной канал связи контроллера и ПО
был весьма дорог: примерно от 15-25 долларов против примерно
пяти для RS-485. Но и тут прогресс оказался неумолим. С одной
стороны, интенсивное развитие Ethernet инфраструктуры в офисах и на предприятиях, ставшее де-факто стандартом, с другой
— удешевление реализации Ethernet в контроллерах, которое
сегодня сравнялось по стоимости с RS-485. Кроме того, толчком
для применения более быстрого интерфейса стали рост среднего
числа контроллеров в системе и появление контроллеров с БД до
нескольких сотен тысяч пользователей (для учебных заведений,
крупных бизнес-центров и предприятий). На старых скоростях
перезагрузка стала непозволительно медленной.
Сегодня стало экономически выгоднее оснащать контроллер сразу
двумя интерфейсами вместо того, чтобы держать на складе запас
двух типов контроллеров, отличающихся только интерфейсом
связи с ПК.
… и завтра
Прогресс не стоит на месте. К современным СКУД предъявляются
все более серьезные требования в части производительности,
масштабируемости и быстродействия. Практически нормой
стали объекты, имеющие филиалы в разных регионах страны,
что заставляет в корне перестраивать архитектуру системы. Для реализации нового функционала появилась и новая аппаратная платформа. Сегодня мало кто не
слышал о Rspberry PI — созданная как учебная ЭВМ, эта платформа позволяет в
корне поменять подходы к разработке перспективных контроллеров СКУД. Такая
платформа работает под стандартной операционной системой Linux, что позволяет
на порядок ускорить разработку приложений, использовать богатейший арсенал
сотен и тысяч проектов с открытым исходным кодом, применять новейшие информационные технологии.
Процессорных модулей, аналогичных по ресурсам упомянутой «малинке», на
рынке можно найти сотни с ценой буквально от 20-25 долларов, что примерно
равно стоимости комплектации современного контроллера СКУД на платформе
предыдущего поколения. Все это позволяет в корне поменять концепцию контроллера, подходы к его разработке и обеспечить приемлемый срок выхода на рынок.
И первые контроллеры такого типа уже имеются в продаже, причем как импортные
(например, Apollo), так и отечественные (Итриум и другие). Меняется архитектура
построения системы в целом — связь контроллеров с ПО верхнего уровня и друг с
другом полностью переходит на Ethernet (включая его беспроводные реализации), а
за RS-485 остается связь контроллера с периферией, поскольку на смену набившему
за десятилетия оскомину Wiegand приходит OSDP, обеспечивающий двухсторонний
(при необходимости шифрованный) обмен с любой периферией на дальностях до
километра и более.
Контроллеры обзаводятся беспроводными интерфейсами, встроенными WEB серверами для настройки и конфигурирования, а для простых систем — и для полного
управления СКУД, включая систему отчетов. Думается, что лет через пять современных «классических» контроллеров СКУД практически не останется, а СКУД как
информационная подсистема станет органической частью всей системы управления
бизнес-процессами современных предприятий.
|
Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru
|
|