Автор: Герман ТЕПЛЯКОВ, бизнес-антрополог

Антропология транспортной безопасности. Часть 1.


Мамонты и летающие тарелки

На протяжении всей истории человечества средства передвижения остаются для людей источником повышенной опасности. Трудно сказать, как выглядел самый первый транспорт. Возможно, это была шкура, под которую для удобства волочения подкладывали гладкие палочки или круглые камни. Может, это был прирученный мамонт, или же подходящий для перевозки первобытной поклажи обломок летающей тарелки. Конечно, всё это было намного удобнее, чем тащить груз на себе. И, тем не менее, мамонт мог взбрыкнуть, а фрагмент НЛО внезапно улететь к своим, по пути чувствительно задев ошеломлённых троглодитов. Шкуру могли и вовсе украсть (прообраз угонов), если она до этого не порвалась в самый неподходящей момент и с самыми неприятными последствиями для своих обладателей.

Первое авто и первое ДТП

Шли века. Человечество взрослело, и вместе с ним усложнялся транспорт. В калейдоскопе цивилизаций сменяли друг друга арбы и боевые колесницы, вёсельные лодки и парусники. С каждым новым средством передвижения в мир приходили и новые виды опасности, которые по мере увеличения массы и скорости транспорта становились более грозными. Всё происходило быстро, и в не столь далёком 1888 г. Карл Бенц запустил массовое производство автомобилей в Германии.

Прошло всего 8 лет, и уже 30 мая 1896 года произошло первое в новой истории ДТП: в Нью-Йорке машина Генри Уэлса столкнулась с велосипедом Эвелина Томаса, который отделался переломом ноги. То, что с нарастающей угрозой железных коней и их лихих всадников что-то надо делать, становилось понятнее с каждым днём. Однако минуло ещё целых три года до той поры, когда в 1899 г. в Париже появились первые в мире регулировщики дорожного движения. Это событие стало первой ласточкой управления безопасностью на транспорте.

Реалии третьего тысячелетия

В наши дни транспортная безопасность – это большая и сложная система, главная цель которой — обеспечение жизни и здоровья человека. К сожалению, задач здесь пока больше, чем решений. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, ежегодно в ДТП по всему миру погибают 1,25 миллиона человек, причём 49% убитых на дорогах — не автомобилисты. Смерть в автомобильной катастрофе является причиной ухода из жизни номер один для людей в возрасте от 15 до 29 лет.

Экономический ущерб от ДТП может доходить до 1—3 % валового национального продукта страны. По оценкам экспертов в России ежегодно в ДТП погибают около 20 000 человек, ущерб от всех ДТП составляет около 2,5 % ВНП России. За 5 лет ущерб российской экономике составил 5,5 триллиона рублей, и это немногим меньше всех денег, которые государство потратило за то же время на здравоохранение.

Транспортная безопасность и безопасность дорожного движения — это одно и то же?

Конечно же, нет. Говоря скучным языком официальных документов, под транспортной безопасностью подразумевается состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ТС) от актов незаконного вмешательства, а обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий.

Безопасность дорожного движения неразрывно связана со всей системой транспортной безопасности, и одним из важнейших звеньев, которое объединяет оба этих понятия, является человеческий фактор. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно сначала посмотреть перечень потенциальных угроз деятельности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и ТС, а затем перевести взгляд на факторы риска ДТП.

Угроза века

Серьёзный фактор риска в системе транспортной безопасности — терроризм. С ним прямо связаны угрозы захвата, взрыва, блокирования, хищения, поражения опасными веществами ОТИ и ТС. Поэтому персоналу службы безопасности исключительно важно обращать внимание на внешность и поведение тех, кто приближается к стратегически важным объектам на транспорте или оказывается в местах, где массовые скопления людей находятся в одном пространстве с транспортными средствами.

Визуальные коды террориста

Не такие как все.
Чаще всего злоумышленников выдаёт то, что они чем-то отличаются от окружающих. Обычно это проявляется в нервозном поведении: они чаще других осматриваются, достают и прячут обратно сотовые телефоны, прикасаются к своей одежде. Она у них нередко отличается от той, которая принята в данной местности — к тому же чаще всего не по сезону тёплая и просторная до мешковатости.

Походка.
Она достаточно своеобразна. Походка таких личностей как бы направлена «вперёд-вниз»: почти всегда террорист-смертник смотрит преимущественно себе под ноги, при этом контролирует окружающую обстановку взглядом искоса или исподлобья, не поворачивая и не поднимая головы. Замедляет шаг либо, напротив, резко его ускоряет — в общем, не соответствуют общему ритму толпы. Походка может быть слишком ленивой или не скоординированной, что может произвести впечатление пьяного человека, находящегося в полудрёме. При ходьбе возможны выбрасывание носков обуви и вколачивание пяток. Амплитуда движений рук чаще всего резко снижена.

Поведение.
В целом для этих субъектов характерны два варианта поведения. Вариант 1. При внешнем спокойствии отмечаются неестественная бледность, некоторая заторможенность реакций и движений. Обращает на себя внимание скованное, не выражающее эмоций, серьезное лицо и бегающие глаза. Губы могут быть плотно сжаты или наоборот, чуть заметно двигаться (шепчут молитвы). Возможна избыточная сосредоточенность.

Вариант 2. Заметное возбуждение, которое может сопровождаться испариной, обильным выделением пота (в том числе в холодную погоду). Как следствие — почёсывание. Человек производит резкие движения, повороты головы, оглядывается назад, как бы опасаясь преследования. Из-за пересохшего рта (от волнения или из-за влияния наркотиков) облизывает губы, по той ж причине частым спутником исполнителя является небольшая бутылка воды.

Впрочем, возможно и неподдельное спокойствие преступника — например, когда организаторы теракта используют его втёмную. Другой причиной внешнего спокойствия может быть воздействие наркотиков, однако опытные оперативники распознают такие случаи достаточно легко. Трудно не обратить внимания на «стеклянные глаза», которые смотрят в одну точку. Взгляд при этом не выражает никаких чувств, зрачки либо резко сужены, либо резко расширены. При задержании подозреваемый на вопросы отвечает неохотно, с паузами, довольно сбивчиво. Чувство юмора при этом подавлено настолько, что субъект может понимать лишь самые прямые и недвусмысленные вопросы, даже если они задаются на родном для него языке.

Терроризм является серьёзной, но не единственной угрозой для человечества. Куда больше жертв приходится на долю ДТП. В следующем номере поговорим о факторах риска наиболее типичных ситуаций, и о том, какие антропологические особенности их чаще всего сопровождают.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru