Автор:

Биометрические решения как средство минимизации рисков на транспорте



На вопросы ТЗ отвечает Александр ГОРШКОВ, директор по развитию ООО «Прософт-Биометрикс»

– Компания «Прософт-Биометрикс» получила сертификат соответствия постановлению Правительства от 26 сентября 2016 года № 969 на производимое оборудование. В чем суть сертификации постановления № 969? Какие группы оборудования/функционал входят в перечень сертификации?
– Согласно постановлению № 969 сертификации подлежат технические устройства и системы, применяемые для обеспечения транспортной безопасности. Это системы контроля доступа, видеонаблюдения, оповещения, досмотра, приема/передачи и обработки информации и так далее.

В постановлении Правительства указаны четкие требования, которым должно соответствовать оборудование. Они включают десять разделов для сертификации различных решений. Сертификацией занимается несколько организаций в зависимости от специфики решений. Например, ФСБ России отвечает за сертификацию систем и средств досмотра и интеллектуального видеонаблюдения, а МЧС – за средства оповещения. Работы по сертификации могут также выполнять МВД, Россвязь и Минтранс России. Все производимые в нашей компании изделия проходили сертификацию по третьему разделу постановления № 969. В этом разделе определены требования к системам контроля доступа.

Например, санкционированный проход на охраняемый объект может осуществляться путем идентификации по ряду признаков, в том числе по биометрическим параметрам, исключающим манипулирование путем подбора идентификационных признаков: отпечатки пальцев, сетчатка глаз, рисунок кровеносных сосудов. Должны соблюдаться следующие требования: сохранение настроек и базы данных идентификационных признаков при отключении электропитания, защита технических и программных средств от несанкционированного доступа к элементам управления, выдача информации о попытках несанкционированного прохода на пульт централизованного наблюдения и другие.

– Для каких решений необходима сертификация?

– Сертификация необходима для любых решений, направленных на обеспечение безопасности людей. К ним относятся также системы информирования и оповещения. Если по каким-то причинам в случае чрезвычайной ситуации не произойдет оповещение посетителей и сотрудников МЧС, не будут принудительно разблокированы аварийные выходы и пункты пропуска, это приведет к серьезным последствиям и возможной гибели людей.

Например, если один из элементов технической защиты перестанет функционировать в магазине или банке, то это максимум повлечет за собой финансовые потери. Так, массовый сбой в работе контрольно-кассовой техники в декабре 2017 года, по некоторым данным, привел к суммарной потере выручки ритейлеров до 10 млрд рублей – согласитесь, внушительная сумма. Но если речь идет о средствах обеспечения безопасности, то сбой в работе технических устройств может привести к техногенной катастрофе. Именно для исключения таких ситуаций и нужна сертификация изделий в области безопасности.

– Какие риски можно минимизировать благодаря применению биометрических решений на транспорте?

– Безопасность на транспорте можно разделить на два направления. Первое – это контроль пассажиропотока, а второе – обеспечение безопасного функционирования самих транспортных средств и комплексов по организации и управлению движением. В обоих случаях для обеспечения безопасности могут применяться биометрические технологии. Но у них принципиально разное назначение.

Для контроля пассажиров удобнее использовать методы дистанционной идентификации. Однако ее результаты могут иметь небольшую точность при высокой скорости анализа, так как важно не оставить без внимания ни одного человека. При этом у сотрудника службы безопасности остается возможность провести дополнительную проверку.

Что касается безопасного функционирования транспортных средств, тут необходима однозначная идентификация сотрудников, обеспечивающих организацию движения транспорта, контроль их психоэмоционального состояния и здоровья. Результаты расследования большинства транспортных происшествий выделяют две основные причины: неисправность/отказ техники и человеческий фактор. Если посмотреть на первую проблему глубже, станет понятно, что отказ техники – тот же самый человеческий фактор. Кто-то своевременно не провел осмотр, не выполнил регламентные работы, не заменил деталь. Сотрудник мог быть утомлен, находиться под воздействием лекарств или алкоголя.

В 2014 году произошла катастрофа самолета, на котором вылетал из Москвы глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери. В официальном заключении сказано, что катастрофа стала следствием сочетания нескольких факторов: нарушение медконтроля в аэропорту «Внуково», что «существенно повысило риск употребления водителями алкоголя в рабочее время», и то, что диспетчеры не заметили, как снегоуборщик дважды выезжал на рабочую взлетную полосу.

Интеграция биометрической идентификации в СКУД с прибором контроля паров алкоголя в выдыхаемом воздухе позволяет повысить уровень безопасности путем проведения независимого контроля на алкогольное опьянение не только перед началом Биометрические решения как средство минимизации рисков на транспорте рабочей смены, но и по ее завершении. Такие меры необходимы не только на транспорте, но и в других отраслях.

– Биометрия кооперативная и некооперативная. Какой вид в приоритете для решения вопросов по транспортной безопасности?

– Важны оба метода. У каждого из них есть свои преимущества. Наибольший эффект можно получить от их объединения – бимодальной биометрической идентификации. Во-первых, ее применение позволяет гораздо точнее идентифицировать человека, а во-вторых, не всегда можно использовать некооперативную идентификацию. Приведу простой бытовой пример. Вы прочитали лицензионное соглашение, и его надо подтвердить. Естественным и понятным будет какое-то кооперативное действие, например, что-то написать собственноручно или приложить палец. Странно будет для подтверждения финансовой операции подмигнуть или закрыть глаза. В случае подтверждения действий с использованием биометрической идентификации по лицу могут возникнуть проблемы при нахождении двух лиц в кадре. Кто из них будет считаться подтвердившим действие своим присутствием? А вот контролировать время, проведенное за работой на компьютере, удобнее средствами некооперативной биометрической идентификации. Оба этих метода должны использоваться для обеспечения транспортной безопасности.

– Существуют ли решения для сокращения финансовых потерь в сфере транспортной безопасности?

– Безопасность подразумевает в том числе сокращение и предотвращение потерь. Компания может страховать свои риски, но если в результате расследования выяснится, что пилот, машинист, водитель или диспетчер не были трезвыми, то страховка выплачиваться не будет. Автоматизация диагностики на алкогольное или наркотическое опьянение исключает человеческий фактор. Получается, что введение для сотрудников дополнительного контроля на алкогольное опьянение повышает общую дисциплину и производительность труда, а сокращение числа страховых случаев будет основанием пересмотреть действующие тарифы со страховой компанией. В 2017 году такие решения представили несколько компаний.

– Какие еще отрасли помимо транспортной являются, по вашему мнению, приоритетными в вопросе сертификации биометрических устройств?

– Сертифицироваться должны не только биометрические устройства, но и вся продукция, работающая на обеспечение безопасности. Возможно, надо сертифицировать решения еще на этапе строительства. Особенно если речь идет об объектах проведения культурно-массовых мероприятий.

Чтобы перестала работать железная дорога, ее достаточно обесточить. Отравившийся в столовой охранник не сможет выполнять свои обязанности. Даже такое простое решение, как биометрический контроль доступа в помещения, где готовится пища, может повысить нашу безопасность.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru