Автор: Герман ТЕПЛЯКОВ, эксперт в области визуальной психодиагностики

О кротах и крысах


Давно подмечено, что деловой лексикон компаний, и не только российских, постоянно обогащается терминами, которые приходят из других структур. Так, из специальных служб перекочевало и надежно закрепилось понятие «крот». В контексте бизнеса под этим словом подразумевается вовсе не тот самый милый зверек из мультика, а сотрудник, который сливает информацию на сторону. Кстати, именно по этой причине у офицеров-шифровальщиков Пентагона установлен до неприличия высокий оклад –такой, чтобы перекупить подобного специалиста было накладно для любой разведки мира.

Еще один хорошо знакомый любому бизнесмену термин –«крыса». Именно так презрительно называют тех, кто ворует у своих. Интересно, что понятие «у своих» в последние годы стало расширяться. Еще недавно позором считалась разве что кража у сотрудников из непосредственного окружения вора, при этом присвоение корпоративного имущества считалось чуть ли не доблестью. Как говорили в не так давно ушедшую эпоху: «Ты хозяин, а не гость, тащи с завода каждый гвоздь». Теперь же наступают времена, когда сознание коллектива начинает меняться в сторону другого представления: «Украл у компании = украл у меня».

Отсюда первый вывод: самый надёжный заслон на пути «кротов» и «крыс» —новые ценности корпоративной культуры. И прежде всего – создание нетерпимости к воровству. Ведь во многих компаниях существует проблема, о которой не подозревают собственники: сотрудники знают о хищениях (как информации, так и материальных ценностей), но молчат из-за боязни прослыть стукачом. Так уж сложилось в России с её богатым лагерным опытом, что стукач— это ничуть не лучше, чем «крыса» или «крот», а также приравненный к ним прочий люд низшего тюремного сословия.

Ключ к перевороту сознания здесьв разъяснении коллективу того, что«крысы» и «кроты» –они не свои, а чужие, причем опасные. Опасные и для кошелька, и для будущего честных работников. Такой подход основан на древнем этологическом механизме, который делит окружение на своих и чужих. Есть самые разнообразные способы сдвинуть сознание сотрудников к пониманию того, что воры – это те самые патогены, которые несут смерть всему коллективу. И тогда сами работники выстроят систему противостояния злоупотреблениям, да еще и с такой степенью эффективности, что позавидуют службы безопасности и внутреннего контроля компании. Как это сделать практически, подскажет корпоративный антрополог либо организационный психолог.

Злоупотребления в компаниях не редкость. Эксперты утверждают, что предприятий, полностью свободных от воровства и слива информации на сторону, всего от 1 до 5%. Остальные грешат, причем не только выносом ручек из офисов и распечаткой курсовых на казенной оргтехнике. Так, по данным российского портала Superjob, в 16% компаний воровство сотрудников приводило к крупным убыткам. Печально, что нарушения такого рода возможны на любом уровне: от рядовых сотрудников до совладельцев бизнеса. Задача этой статьи – не вскрыть конкретные схемы мошенничества (они и так хорошо известны безопасникам), а показать, какие особенности человеческого фактора надо учитывать в профилактике хищений и борьбы с ними.

Итак, антропологические особенности, знание которых позволяет сохранить информационные и материальные ресурсы компании.

Согласно закону нормального распределения признаков (он распространяется и на такой критерий, как честность) практически в каждом коллективе есть минимум 10% сотрудников, которые при первой же возможности пойдут на воровство. Им противостоит такое количество работников, которые не совершат кражу ни при каких обстоятельствах. И еще80% – это те, кто может пойти на хищение или слив информации, но лишь в том случае, если об этом гарантированно никто не узнает.

Отсюда практические рекомендации. Прежде всего необходимо выявить те самые 10%, которые «никогда и ни за что». Опытному специалисту, сведущему в визуальной психодиагностике, будет достаточно непродолжительной беседы для того, чтобы определить: это именно те люди, которые станут агентами новой корпоративной культуры, нетерпимой к махинациям. Именно в их сторону будет смещаться мода гауссова распределения и вероятность того, что 80% «колеблющихся» попутает бес, резко снизится. Оставшиеся 10% тоже достаточно эффективно выявляются технологиями визуальной психодиагностики –и это те 10%, с которыми надо побыстрее расстаться. Также приходится помнить о том, что от 0,1 до 0,6% населения Земли страдает клептоманией – непреодолимой тягой к воровству. И это, увы, не лечится.

Многие потенциальные проблемы можно предотвратить еще на уровне трудоустройства нового сотрудника. Например, поинтересоваться, есть ли у него базы данных с прежней работы. Если новичок с радостью подтвердит это, можете не сомневаться: придет время, и он покинет вас уже с вашими базами. Между прочим, на собеседовании будет не лишним задать вопрос: «Как вы относитесь к воровству в компаниях?» На самом деле, это проективныймини-тест, который эффективно раскрывает личность кандидата. Его пространный ответ с оправданиями воришек расскажет о нем много интересного –фактически, даст личную характеристику.

Еще одна особенность, которая заставит опытного эйчара задуматься, – это завышенные зарплатные ожидания претендента. Например, выпускник вуза без опыта работы может запросить 50 т.р. в месяц за работу, ставка которой 25 т.р., без убедительных обоснований своей ценности как сотрудника. Приняв условия компании и устроившись на работу, он с высокой степенью вероятности может начать «доплачивать» себе разницу до желаемой суммы и делать это самыми разнообразными способами. Особенностями внешности таких сотрудников часто являются брови «домиком» (внутренние уголки поднимаются к середине лба), а также полные губы с «луком Купидона» (так называется выемка в середине верхней губы, под основанием носа).

Кстати, нередко и сами руководители провоцируют сотрудников на «компенсацию дельты». Этому весьма способствует показушная роскошь боссов: частая смена дорогих автомобилей и часов, отдых на самых престижных курортах, перелеты классом «империал», элитная мебель себе в кабинет стоимостью в десятки миллионов рублей и прочие атрибуты статуса. Все это способно вызывать чувство протеста у низкооплачиваемых сотрудников и провоцировать их «восстановить социальную справедливость» путем теневой доплаты самим себе. Благо, 90-е позади и такиепонты в российском бизнесе почти ушли в прошлое.

В свое время итальянский врач ЧезареЛомброзо описал тип внешности, который он назвал «человек преступный». В начале своих исследований он выделил лишь типаж убийцы, но в дальнейшем описал также характерные признаки насильников, мошенников и воров. Последние, по его мнению, выглядят следующим образом: неправильный маленький череп, удлиненная голова, прямой нос (часто вздернутый у основания), бегающий или, наоборот, цепкий взгляд, черные волосы и редкая борода. Интересно и описание «типичного мошенника»: лицо бледное, глаза маленькие, суровые, нос кривой, голова лысая. В целом, как отмечал Ломброзо, внешность мошенников достаточно добродушная.

Несмотря на то что основоположник криминальной антропологии описывал в основном своих земляков-итальянцев, его наблюдения (хоть и не в полной степени) актуальны и по сей день. К сказанному Ломброзо можно добавить, что у предрасположенных к воровству людей нередко встречаются такие особенности, как узкая челюсть, впалые щеки, выпяченная нижняя губа, удлиненное расстояние между основанием носа и верхней губой, прижатые внизу и оттопыренные вверху уши. Разумеется, перечисленные признаки ни в коем случае не ставят клейма на их обладателе, однако эти антропологические индикаторы и в самом деле могут с определенной степенью вероятности располагать к соответствующему типу поведения.

В последнее десятилетие будничными реальностями многих российских компаний стали проверки сотрудников на полиграфе («детекторе лжи»). По закону работник может отказаться от такой проверки,хотя такое решение уже само по себе симптоматично. И здесь работодателю следует помнить о том, что полиграф – это не истина в последней инстанции. Его показатели напрямую зависят от антропологических особенностей исследуемого. Так, люди гиперстенического сложения (широкие плечи и грудная клетка, короткие ноги, склонность к полноте) зачастую дают ложноположительную реакцию только из-за того, что очень волнуются.

Интересным воздействием на психологию сотрудников обладают камеры видеонаблюдения. Там, где они открыто расположены, количество хищений заметно снижается, даже если это не сами устройства, а всего лишь их муляжи с мигающим огоньком. И это не удивительно. Как мы помним, совершить преступление готовы многие, но лишь в том случае, если об этом никто не узнает. Сознание того, что за тобой наблюдают, не останавливает разве что самых отъявленных социопатов и откровенных клептоманов. Сходным эффектом обладают проверки, которые, конечно же, всегда должны быть внезапными.

Один из самых эффективных инструментов в выявлении и профилактике преступной деятельности корпоративных «кротов» и «крыс» –наблюдательность в сочетании с аналитикой. Здесь руководителю есть смысл обратить на некоторые особенности поведения сотрудников, которые могут насторожить в отношении риска финансовых нарушений. Вот как минимум три из них:

–Заискивание, желание понравиться и отвести от себя подозрения. Нередко сочетается с попыткой «перевода стрелок» на других работников.
–Несоразмерные легальным доходам траты: появление дорогого автомобиля или элитной недвижимости, отдых высшего ценового сегмента. Как правило, на этом этапе нередки рассказы про почившего дядю или бабушку, оставивших богатое наследство.
– Выявление любых видов зависимости, из которых особенно опасны игровая и наркотическая. Во внешнем виде сотрудника должен насторожить такой признак, как снижение тонуса губ (рот при этом все чаще становится полуоткрытым), что свидетельствует о прогрессирующем снижении волевых качеств.

Как бы то ни было, приходится признать, что воровство в компаниях (равно как и в обществе) окончательно искоренить не удастся никогда. Такова природа, и не только человеческая. В животном мире мошенничество процветает на всех уровнях – от бактерий до высших приматов. И тем не менее хорошая новость для бизнеса заключается в том, что это явление вполне реально поставить под контроль и свести к минимуму его неприятные последствия. Остается напомнить, что главным инструментом здесь является корпоративная культура, и вклад в ее развитие не только создает позитивную рабочую атмосферу, но и сохраняет и приумножает финансовые ценности корпорации.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru