Автор: Сергей Щербина, руководитель отдела маркетинга компании «Вокорд»

Распознавание лиц в ритейле


Видеонаблюдение и видеоаналитика стали неотъемлемой составляющей систем безопасности самых разных объектов, в первую очередь транспортно-пересадочных узлов, спортивных комплексов, торговых центров и крупных розничных магазинов. Их использование обусловлено, с одной стороны, тем, что за последние 10 лет в России принят ряд нормативно-правовых актов по техническому оснащению мест массового нахождения людей специализированными аппаратно-программными комплексами для обеспечения безопасности граждан. С другой стороны, применение видеоаналитических систем давно вышло за рамки охранных функций.

Благодаря алгоритмам распознания изображений, систематизации и обработке полученных данных видеоаналитика способна решать сразу несколько базовых задач без участия человека. Аналитические возможности современного видеонаблюдения позволяют использовать его для сбора различной статистики, обнаружения скопления людей и подсчета посетителей, распознавания лиц и автомобильных номеров и многого другого. Богатый функционал аппаратно-программных комплексов позволяет подбирать дополнительные модули, интегрировать новые сервисы и неограниченно масштабировать систему.

Остановимся более подробно на том, чем же могут быть полезны новые технологии в розничной торговле. Подавляющее большинство торговых сетей использует для привлечения покупателей бонусные программы, выпускает именные накопительные карты, предоставляет скидки, применяет другие маркетинговые инструменты. Не все постоянные посетители пользуются программами лояльности. Кто-то принципиально не желает заполнять анкеты, кому-то лень следить за распродажами посредством мобильных приложений или рассылок. Очень часто бывает, что покупатель не может воспользоваться своим преимуществом, поскольку забыл карту дома или просто не хочет носить дополнительный кошелек для карточек. А количество пластиковых карт у многих уже перевалило за десяток, ведь почти каждый магазин предлагает ее оформить. Более того, выпускаются дополнительные скидочные карты на определенную сумму, которые начинают действовать, например, со следующего месяца после момента покупки, и сотни других вариантов. Человек, который уже оформил одну карту, хочет получить свой бонус, а не очередной «отложенный подарок». Завоевать лояльность потребителя, а тем более удержать в течение продолжительного времени задача непростая.

В условиях высокой конкуренции в розничной торговле бороться за своего покупателя помогает статистика, которая собирается на основе данных видеоанализа. Одной из таких новых вех в современной видеоаналитике является биометрическая идентификация по лицу. Системе не требуется взаимодействие с человеком, чтобы верно его распознать. Сбор статистики происходит дистанционно, занимает мало времени и не затрагивает персональных/личных данных человека. Большой плюс таких систем заключается в том, что украсть биометрический идентификатор невозможно, а попытка сымитировать его весьма затруднительна. Применение новой технологии в розничной торговле позволяет определять состав посетителей по полу и возрасту, узнавать постоянных покупателей, кто из них предпочитает покупать утром, а кто заходит только в выходные, выделить VIP-клиентов. Покупателям больше не нужно постоянно носить с собой бонусную карту.

Применение систем распознавания поможет, например, вводить «счастливые часы» для разных категорий посетителей или автоматически предоставлять скидку на продукцию, когда человек находится на кассе. Процесс подтверждения будет происходить мгновенно, система сама узнает человека, в то время как верификация по sms требует времени и не всегда отрабатывает штатно, а дисконтной карты и вовсе может не оказаться с собой. Такие нововведения способны существенно повысить лояльность покупателей магазину.

Маркетологам такие системы помогают оптимизировать рекламные бюджеты, оценивать привлекательность тех или иных торговых центров для посетителей или отдельных магазинов. Эти системы позволяют проводить анализ маршрутов движения покупателей, увидеть и оценить реальную карту их перемещений по территории магазина (так называемый типовой путь покупателя или «трекинг»), что может влиять на расстановку товара наиболее выгодным образом. Облегчит работу мерчендайзеров в выборе выигрышных товарных мест, поскольку с помощью сегментации людей по полу и возрасту можно определять популярность того или иного отдела магазина среди разных возрастных и гендерных групп.

Одним из самых востребованных применений дистанционной биометрии по лицу может стать учет рабочего времени сотрудников. Торговые сети насчитывают сотни штатных единиц, персонал на аутсорсинге, стажеров и соискателей. Им необходимо автоматизировать кадровое делопроизводство, табельный учет и управлять услугами подрядных организаций. Интегрировав биометрическое распознавание лиц в бухгалтерскую систему, работодатель получает инструмент точного, достоверного и полной фиксации рабочего времени персонала. Более того, такая интеграция позволяет осуществлять контроль и управление доступом (СКУД) на объекте. Если для сотрудников созданы сценарии доступа, биометрическая идентификация по лицу исключает возможность несанкционированного доступа с использованием чужой или поддельной карты.

Изображение с камеры передается на облачный сервер, где с помощью алгоритма распознавания лиц происходит верификация предъявителя карты: если человек пытается пройти по чужой карте, доступ блокируется и срабатывает уведомление. При этом точность верификации превышает 99%. Повышается и общий уровень безопасности, особенно на таких крупных объектах, как сети розничной торговли. На рынке уже представлены «коробочные» решения, которые легко интегрируются в ERP систему заказчика. В целом системы биометрической идентификации лиц востребованы рынком, поскольку дают результат уже на первом этапе – обеспечивают оптимизацию расходов на ФОТ, позволяют точно рассчитывать затраты на внештатных сотрудников и сводят к минимуму риски недобросовестных действий и злоупотреблений.

Такие системы целесообразно применять и для борьбы с воровством в торговых залах. Принцип работы системы дистанционной биометрической идентификации заключается в том, что человек, находящийся в базе данных полиции, попадает в объектив камеры, автоматически ею распознается, а изображение лица архивируется. К системе распознавания лиц можно подключить неограниченное число баз данных. В случае обнаружения человека в розыске или человека с прошлым система выдаст уведомление оператору с пометкой, в какой базе он находится, и комментариями, если они были изначально добавлены. Информация появится на тревожном мониторе оператора менее чем за секунду. Это поможет задержать нежелательного посетителя еще на входе.

Данные, аккумулируемые системами распознавания лиц, позволяют анализировать эффективность торговых точек, и оптимизировать затраты можно, только зная с точной и полной статистикой. Уже в ближайшем будущем технологии распознавания лиц могут стать и инструментом контекстной рекламы. Системы распознавания будут устанавливаться непосредственно в конструкции IndoorVideo – сеть экранов и мониторов различных типов, объединенных в единую систему, которая транслирует звук и видео внутри помещений. Системы IndoorVideo (indoor TV) используются для рекламы в магазинах, фаст-фудах, кинотеатрах, железнодорожных вокзалах, аэропортах и т. д. Когда в зоне действия какого-то элемента комплекса появляется человек из подходящей целевой аудитории, система его автоматически распознает и показывает ту рекламу, которая актуальна именно для этой аудитории.

Программное обеспечение систем видеоаналитики имеет интуитивно понятный интерфейс, гибкую настройку параметров и выдает статистическую информацию в наглядных отчетах в удобных сравнительных диаграммах и графиках для отдела маркетинга. Такая информация позволяет анализировать качество работы объектов, оценивать привлекательность тех или иных торговых центров для посетителей или отдельных магазинов в них, оптимизировать затраты на рекламу и многое другое. Проанализировав полученные статистические данные, можно вести эффективную маркетинговую аналитику и разрабатывать маркетинговые стратегии. Все это предоставляет магазинам мощные инструменты для увеличения эффективности управления бизнесом.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru