Автор:

Видеонаблюдение в ритейле


Факты, как известно, вещь упрямая: потери в ритейле постоянно растут. Об этом, частности, свидетельствует статистика. И с житейской точки зрения все объяснимо: там, где есть деньги, товар и потребитель, вероятность мошенничества и прямого воровства максимальная.

Поэтому не случайно специалисты обратились за помощью к технике. Современные технологии, используемые в противокражном оборудовании, и IT стремительно ворвались в ритейл, осуществив там мини-революцию. Внедрение касс самообслуживания становится тенденцией. В итоге кассир превратился в упаковщика товара, а покупатель оплачивает свои покупки после упаковки сам.

Ритейл. POS. Контроль очередей

Ярким примером может служить использование систем безопасности для повышения эффективности бизнеса, а именно верификация процесса продажи товара с помощью кассового аппарата и системы видеонаблюдения. Таких систем довольно много, начиная от самых простых и поэтому малоэффективных (например, такие, которые в процессе оформления покупки накладывают картинку чека поверх видеоизображения, не передавая сами транзакции для анализа) до полноценной системы анализа всех поступающих данных с POS-терминала с алгоритмами привлечения внимания к подозрительным транзакциям.

Схема обмана нанимателя очень проста: сотрудник заводит дисконтную карту на себя или на своего родственника и, прикладывая карту лояльности ко всем покупкам на кассе, тем самым предоставляя незаслуженную скидку всем покупателям в течение дня, собирает бонусные баллы для себя лично. При этом обратите внимание: бонусные баллы он собирает для себя, а скидка снижает прибыль собственника магазина, то есть фактически такой сотрудник обворовывает своего нанимателя.

С такими случаями как раз и борется POS-фиксация транзакций совместно с системой видеонаблюдения, и такой алгоритм отслеживания подозрительных скидок – один из многих, позволяющих привлекать внимание контролирующего сотрудника к кассиру, в чью смену более одного раза применялась одна и та же дисконтная карта. При наличии единого сервера, обрабатывающего такие транзакции, можно фиксировать применение одной и той же дисконтной карты во всем магазине или даже в масштабах целой сети.

Еще одним вариантом использования системы охранного видеонаблюдения является сигнализация о превышении очереди сверх установленного параметра или слишком долгое время обслуживания одного покупателя.

Какие задачи ставят перед производителями и поставщиками систем видеонаблюдения представители ритейла? Это не только анализ длины очередей, есть ряд очень важных смежных задач. Например, вычислить среднее время нахождения покупателя в очереди. Эта информация потом усредняется по количеству покупателей в пределах определенного временного отрезка, она представляет интерес для маркетинговых служб торговых сетей. Еще одна задача – определение количества покупателей, которые покинули очередь, не дождавшись обслуживания. Это раздраженные покупатели, и зачастую это раздражение вызвано длительным временем обслуживания даже при относительно коротких очередях. Все эти задачи очень важны для оптимизации работы магазина. Есть разные пути их реализации. Например, на рынке присутствуют решения, основанные на анализе двухмерного видеоизображения поступающего от видеокамер. Есть и специализированные аппаратные решения (устройства контроля очередей), основанные на иных принципах.

Первая категория – фактически видеоаналитические решения. Но поскольку мы здесь имеем дело с двухмерным изображением, которое формирует камера, есть ряд затруднений. В частности, в особо плотных очередях изображения людей могут сливаться и результаты подсчета становятся некорректными. За счет использования современных аналитических алгоритмов и путем выбора оптимальных мест расположения камер можно уменьшить эту ошибку, но полностью исключить ее очень трудно.

Некоторые производители предлагают специализированные устройства. В их состав входят камера ИК-диапазона (требуется преимущественно для калибровки), а для индивидуального детектирования людей в составе плотных очередей используется лазерный дальномер: лазерный ИК-диод и ИК-приемник. Зона покрытия таких устройств представляет собой условный прямоугольник с длиной большей из сторон до 7-8 метров (зависит от высоты установки). На самих устройствах реализован аналитический функционал - как правило, это полный пакет видеоаналитики: фильтр направления, фильтр скорости, возможность подсчета движущихся и неподвижных объектов, объединения с помощью логических правил нескольких фильтров в общий фильтр и передача информации как метаданных на сторонние устройства или ПО. Важно, что подобное решение самодостаточно, оно в состоянии само сформировать исходную информацию в каждый конкретный момент времени. При этом каналы связи практически не загружаются, ведь для передачи метаданных требуется весьма низкий битрейт.

Подсчет посетителей, плавающая арендная ставка. Контроль качества обслуживания

Все большую популярность получают системы по подсчету посетителей. Самая примитивная – это перекрытие ИК-луча при входе в магазин. Однако такая система фиксирует сам факт и не дает понимания, вошел посетитель или вышел, а также не позволяет правильно посчитать группу людей, одновременно входящих в магазин.

Более продвинутые функции есть у системы, производящей подсчет посетителей на основе видеоаналитики. Данные с такой системы можно представить в виде графика посещаемости магазина, что позволяет усиливать персонал магазина большим количеством продавцов-консультантов в часы пик без необходимости присутствия такого персонала весь день, что существенно сокращает расходы на персонал. Другим плюсом такой точной системы подсчета может служить эффективность работы каждой смены продавцов-консультантов: сопоставив количество посетителей и количество транзакций, можно получить среднее количество покупателей на тысячу посетителей, что покажет менеджменту эффективность той или иной бригады продавцов-консультантов, а в привязке к POS даст еще и огромное количество статистических данных для отдела маркетинга и развития, например среднюю выручку на каждого посетителя.

Интересным примером использования системы охранного видеонаблюдения является удаленная оценка торговой точки на предмет соответствия стандартам сети (внешний вид продавцов, правильность и наличие ценников на товаре). Наличие видеокамер с микрофонами позволит оценить качество общения сотрудника с покупателем. Например, система видеонаблюдения со звуком была внедрена в магазинах одной из сетей недорогой одежды, что позволило кардинально сократить количество менеджеров, ранее выезжавших в отдельные торговые точки с внезапными проверками, и более чем в 10 раз повысить эффективность контроля стандартов качества и обслуживания в сети. Простое расширение функциональности системы видеонаблюдения позволяет в течение дня несколько раз удаленно контролировать работу каждой торговой точки.

Распознавание лиц в ритейле и лакшери-бизнесе. Эффективность рекламы

Применение таких, казалось бы, экзотичных и узкопрофессиональных систем, как распознавание лиц, может существенно повысить понимание среднего покупателя. Ведь многие алгоритмы позволяют оценить пол, возраст, расу и тем самым сформировать портрет покупателя. Для решения таких задач используют камеру, направленную крупным планом на входящих посетителей, с функцией детекции лиц. Распознавание в данном случае не требуется, только детекция.

Дополнительно подобные алгоритмы в сочетании с показом рекламы могут дать понимание эффективности действия рекламы на посетителей. Всего лишь одна камера с распознаванием лиц на входе помимо маркетинговой информации может оповещать охранника о том, что необходимо усилить бдительность, так как в магазин вошел ранее замеченный в воровстве посетитель.

Мерчандайзинг и маркетинг

Интересной выглядит и система, составляющая карту перемещений посетителя по магазину, что позволяет оптимизировать раскладку товара. Массив таких треков можно преобразовать в тепловую карту, которая даст понимание общего движения большинства покупателей по магазину. Не секрет, что многие магазины периодически меняют товары местами, стимулируя покупателя дольше искать нужный ему товар между полками, что способствует росту спонтанных покупок. Таким образом, тепловая карта дает понимание: покупатели запомнили, где какой товар находится, и что пора менять его местами.

Тепловые карты, - тут речь идет не о тепле как таковом, а о плотности движения в пределах изображения, - начинают появляться в решениях у некоторых компаний рынка СБ. Есть варианты, когда даже через веб-интерфейс самой камеры можно сформировать тепловую карту без использования стороннего ПО. Но если требуется накопление данной информации, ее статистическая обработка, то здесь уже не обойтись без специального ПО.

При размещении брендированных товаров на соседних полках в сочетании со счетчиком посетителей система видеонаблюдения дает понимание, насколько велика популярность того или иного бренда или какая маркетинговая акция стимулирования продаж успешнее.

Применение части или всего перечня подобных алгоритмов позволяет автоматизировать многие процессы, привязав основные и дополнительные функции систем безопасности и видеонаблюдения, в частности, к ERP- и CRM-системам. В свою очередь, такой подход повышает эффективность, при этом гарантируется соответствие стандартам качества обслуживания в любом магазине сети, что, несомненно, влияет на узнаваемость марки и лояльность к ней.

Видеоаналитика в ритейле в очень малой степени служит задачам по обеспечению безопасности - это, скорее, эффективное средство оптимизации бизнеса. Но очень важно не придумывать ритейл-задачи самим, чем иной раз грешат некоторые разработчики, а внимательно слушать пожелания ритейлеров.

Благодарим Алексея ВИТАЛИСОВА (компания «СМАРТЕК СЕКЬЮРИТИ»
и Руслана ШАРИФУЛЛИНА (компания NUUO Inc.) за активное участие в подготовке материала.


Ниже представлены анонсы решений по теме "Видеоаналитка в ритейле",
подробные описания читайте в журнале ТЗ №2-2018 и на techportal.ru


SMARTEC

Устройство STX-IPT1000MR предназначено для подсчета посетителей и учета очередей. Высокотехнологичные компоненты позволяют применять видеоанализ к трехмерному изображению наблюдаемой сцены. Устройство стандартно поддерживает все необходимые функции видеоанализа и может отслеживать как активно движущиеся, так и малоподвижные очереди, демонстрируя большую точность измерений. Система отслеживания объектов показывает точные результаты даже тогда, когда один объект частично закрыт другим.

ITV | AxxonSoft

Это решение включает видеонаблюдение и контроль кассовых операций, видеоаналитику для маркетингового анализа, оптимизации и управления бизнес-процессами. Оно позволяет выявлять и пресекать мошенничество, ошибки персонала и нарушения регламентов. Удаленно контролировать очереди, выкладку товара и рабочий график сотрудников. Анализировать посещаемость магазинов и зон торгового зала, демографические характеристики аудитории и конверсию розничных точек.

IDIS

IDIS VA in the Box – это мощный инструмент аналитики, предоставляющий информацию, необходимую для принятия оптимальных бизнес-решений в сфере ритейла.
Создание аналитических отчетов – эффективный способ узнать больше о ваших клиентах, их поведении и потребностях.
IDIS VA Box позволяет производить подсчет посетителей, управлять очередями, составлять карты активности, получать визуализированную информацию о поведении потребителей.

Hanwha Techwin

Решение по подсчету посетителей и построению тепловых карт в розничной торговле с помощью сетевых камер видеонаблюдения Wisenet.
Функционал современных камер видеонаблюдения существенно выходит за рамки задач, связанных с охраной и мониторингом обстановки. Одной из передовых функций является подсчет посетителей магазинов и построение тепловой карты в панорамных купольных камерах, имеющих объектив «рыбий глаз». Такие возможности имеются у 9-мегапиксельной камеры Wisenet PNF-9010R и у линейки камер с фиксированными объективами серии Wisenet X.

Dahua

Новое комплексное решение для предприятий розничной торговли – Smart Retail Solution. Комплекс оборудования позволяет вести круглосуточное видеонаблюдение без мертвых зон, составлять тепловые карты, анализировать поток посетителей и эффективность рекламных акций. Возможность интеграции с POS-оборудованием помогает исключить мошенничество со стороны персонала и разрешать потенциальные споры с клиентами. Система контроля доступа и сигнализация защитят технические помещения от проникновения посторонних лиц. Дистанционный доступ к системе видеонаблюдения с помощью мобильного приложения позволяет быть всегда в курсе того, что происходит в магазине.

Vocord

Система распознавания лиц для розничной торговли решает две категории задач: обеспечение безопасности (ведение «черных и «белых» списков, борьба с кражами, контроль доступа) и повышение качества обслуживания клиентов (персонализация торговых предложений, сбор аналитических данных, оценка качества работы персонала). Использование лица в качестве универсального идентификатора позволяет полностью пересмотреть подходы к программам лояльности, анализу покупательского поведения, ведению истории покупок и предпочтений клиентов.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru