Автор: Екатерина СОБКИНА, Sigur Евгения ЛАБЗИНА, Владимир НАРОЖНЫЙ, Techportal.ru

СКУД и УРВ на предприятии. Часть 1. Контрольно-пропускные пункты для проезда транспорта

С начала 2017 г. редакции ТЗ и Techportal.ru уделяют особое внимание сегменту СКУД, который продемонстрирует впечатляющий ежегодный прирост – более 13% к 2020 г. Основным драйвером эксперты считают растущую потребность в высоком уровне безопасности в корпоративном секторе.

Обзоры решений. О проекте

На Techportal.ru уже опубликованы обзоры решений с готовыми сметами:

• для микробизнеса – Контроль доступа и учет рабочего времени на одну дверь;
• для малого бизнеса – Контроль доступа в офисе (2–4 двери);
• СКУД и УРВ на предприятии. Проходная: турникет, шлагбаум, двери.

Представляем вашему вниманию первую часть редакционного материала, посвященного организации системы контроля и управления доступом с возможностью учета рабочего времени крупного предприятия с большим количеством сотрудников.



В составе объекта: • контрольно-пропускной пункт для проезда транспорта;
• проходная для персонала;
• дополнительные точки контроля доступа на территории предприятия.

Цели установки СКУД и УРВ на предприятии: • повышение уровня безопасности объекта за счет ограничения доступа на территорию посторонних лиц;
• снижение внутренних угроз за счет разграничения прав доступа в отдельные секторы/помещения объекта;
• автоматизация пропускного режима для людей и транспорта;
• учет рабочего времени сотрудников для удобного и точного начисления заработной платы.

Контрольно-пропускные пункты для проезда транспорта

Задачи

Система, установленная на КПП предприятия, должна обеспечивать решение следующих задач: • автоматизированный въезд-выезд машин из постоянного автопарка предприятия через КПП;
• учет рабочего времени для сотрудников, прибывающих на личном автотранспорте; • автоматизация процесса выдачи разовых пропусков и пропуска автомобилей с разовыми пропусками на территорию предприятия;
• по возможности интеграция с дополнительным оборудованием (барьеры, весовой контроль).

Выбор исполнительных устройств

Выбор исполнительного устройства для оснащения автотранспортного КПП предприятия зависит от степени жесткости допускного контроля, интенсивности потока проезжающих автотранспортных средств и других особенностей объекта.

Ворота используются, как правило, для обеспечения большего уровня безопасности, так как представляют более надежную преграду в отличие от шлагбаумов. Но из-за невысокой пропускной способности ворота не могут использоваться на территории с интенсивным потоком проезжающих.

Шлагбаумы используются там, где установка ворот невозможна или нецелесообразна. Они компактнее ворот, имеют более низкую стоимость и более высокую пропускную способность.

Болларды используются в качестве противотаранных устройств, в основном на военных или объектах повышенной опасности. Поскольку их основание закладывается ниже уровня дороги, их установка сопряжена с дополнительными трудностями.

Для обеспечения более высокого уровня безопасности устройства могут устанавливаться в различных комбинациях, например, болларды могут дополнять шлагбаумы или ворота.

Методы идентификации

Методы идентификации автотранспортных средств должны выбираться не только с учетом дальности считывания, но и удобства использования, обеспечения защиты от копирования и подделки, а также ряда других особенностей.

Дальность считывания обычных бесконтактных карт составляет от нескольких см до нескольких десятков сантиметров, поэтому водителю придется остановиться, выйти или протянуть руку для поднесения к считывателю. При выборе положения установки считывателей необходимо помнить, что высота транспортного средства может быть разной – легковые и грузовые а/м, также автомобиль может быть право- или леворульным. Преимущества использования таких решений заключаются в невысокой стоимости (относительно других методов идентификации) и возможности использования одной карточки при проходе во внутренние помещения объекта – через турникеты, двери и другие точки доступа.

Радиобрелоки могут идентифицировать транспортное средство на расстоянии в десятки метров, однако при этом водителю придется достать его и нажать кнопку, что может быть не очень удобно. Стандартизация протоколов обмена между брелоками и считывателями (keeloq) позволяет использовать оборудование разных производителей. Стоимость такого решения значительно выше, чем при использовании бесконтактных карт.

Активные RFID-метки имеют высокую дальность действия – несколько сотен метров, при этом водителю не требуется выполнение никаких действий, однако они стоят дороже вышеописанных вариантов, требуют периодической замены источников питания и дополнительного определения направления проезда.

Государственный номер автомобиля может распознаваться при проезде и использоваться в качестве идентификатора. Это возможно в СКУД при интеграции с системой видеонаблюдения, в которой предусмотрен функционал распознавания автомобильных номеров. Такой метод имеет дальность в несколько метров, позволяет водителю при проезде не совершать никаких действий, однако не всегда обеспечивает 100%-ный результат в распознавании номеров (например, в условиях плохой видимости) и не исключает возможность его подделки. Стоимость решения зависит от оборудования видеонаблюдения.

GSM-считыватели позволяют производить идентификацию при звонке с мобильного телефона. Такой метод будет работать везде в зоне стабильного покрытия GSM-связи. Стоимость способа идентификации сопоставима со стоимостью пассивных RFID-меток. Преимущества удаленной идентификации в данном случае одновременно являются и недостатками, так как точку доступа можно открыть удаленно, при этом такие устройства слабо представлены на рынке.

Дополнительные требования

Необходимо учитывать, что монтаж преграждающих устройств может включать установку дополнительных датчиков – фотопар, индукционных петель и др. Их использование не только повышает уровень контроля состояния и положения преграждающих устройств, позволяет определять направление проезда, например, при идентификации по радиобрелокам с одной антенной или активным RFID-меткам. Для управления потоком проезжающих автомобилей часто используются светофоры.

Варианты решений

Решение 1. Использование считывателей дальней идентификации

Автотранспортное КПП предприятия состоит из двух шлагбаумов, установленных на въезд и выезд, расположенных рядом. Каждый шлагбаум, а также исполнительное устройство системы сигнализации подключены к контроллеру. Использование UHF-считывателей позволяет обеспечить максимальное удобство пользователей при проезде через контрольно-пропускные пункты на автотранспорте. Бесконтактный считыватель системы дальней идентификации обеспечивает идентификацию различных объектов, маркированных активными метками, на расстояниях от 5 до 50 м.

Рекомендуется выбирать считыватели с двумя каналами. Для каждого канала обеспечивается обработка принимаемых кодов меток, а также сигналов датчика автоматики ворот или шлагбаума и датчика присутствия автомобиля. К каждому каналу подключается собственная антенна. Считыватель должен обеспечивать возможность как независимой, так и связанной работы каждого из каналов считывателя в любой комбинации, в том числе без датчиков автоматики.


Для автоматизированного въезда-выезда машин из постоянного автопарка предприятия через КПП и учета рабочего времени сотрудников, прибывающих на личном автотранспорте, в качестве идентификаторов предлагаются активные метки. Для фотофиксации и видеоверификации въезжающего транспорта рекомендуется установить IP-камеры.



Решение 2. Идентификация с помощью распознавания автомобильных номеров

Въезд и выезд как постоянных, так и временных сотрудников осуществляется на основании распознавания номера транспортного средства. Реализация данного способа осуществляется при помощи интеграции с системой видеонаблюдения, в составе которой есть модуль распознавания автомобильных номеров.

Каждый шлагбаум дополняется тремя фотопарами для регулирования потока проезжающих автомобилей с обеих сторон. Фотопары подключаются к контроллеру и расположены перед стрелой, под стрелой и после шлагбаума для определения направления проезда транспортных средств.

Рядом с зоной проезда располагается пост охраны, рабочее место поста оборудовано клиентским программным обеспечением. При возникновении нештатных ситуаций охранник может поднять/опустить шлагбаум сигналом с пульта или с оборудованного рабочего места, все события протоколируются в системе.


Отдельного внимания заслуживает вопрос идентификации. При автоматизации проезда используется распознавание номеров, а для доступа во внутренние помещения сотрудники имеют другие идентификаторы, например, бесконтактные карты. Соответственно, появляется еще одно требование к системе: на уровне идентификации установить соответствие между сотрудниками и их личными/служебными автомобилями.

В случае проезда автотранспорта, поставленного в соответствие сотруднику, через точку доступа, на посту наблюдения происходит отображение информации не только об автомобиле (госномер, модель, фотография и проч.), но и о самом сотруднике. Любой въезд/выезд автомобиля регистрируется СКУД не только как факт проезда транспортного средства, но и как факт пересечения границы территории сотрудником, которому сопоставлен данный автомобиль.

При использовании корпоративного транспорта для доставки персонала к месту работы на КПП рекомендуется использовать мобильные терминалы для регистрации сотрудников, въехавших на территорию предприятия на корпоративном автобусе.

В первой части редакционного материала мы рассмотрели два разных решения по организации контрольно-пропускного пункта для проезда транспорта. В первом случае используются считыватели дальней идентификации, во втором – идентификация осуществляется с помощью распознавания автомобильных номеров.

Выбор преграждающего устройства обусловлен уровнем безопасности. С точки зрения стоимости самый привлекательный вариант – установка шлагбаума. Для повышения безопасности эксперты рекомендуют использовать различные комбинации, например, установку ворот и шлагбаума.



Шлагбаум «Живчик» (Gate)

Российский шлагбаум Gate «Живчик» не только соответствует традиционным принципам всего бренда Gate – просто, надежно, недорого, но и устойчив к реальным российским условиям эксплуатации. Шлагбаумы являются примером классических электромеханических шлагбаумов со стрелами от 3 до 6 м. Повышенная живучесть шлагбаумов обусловлена специальной конструкцией механизма и электронного контроллера; сниженным и равномерным износом редуктора; невозможностью вывода редуктора из строя при механическом воздействии на стрелу и отсутствием необходимости ее балансировки. Встроенные функции самотестирования и индикации электронного блока управления, а также ряд его дополнительных возможностей обеспечивают удобство настройки и эксплуатации шлагбаумов Gate.

Напряжение питания – 220 В;
потребляемая мощность – 250–370 Вт;
диапазон рабочих температур – от -40 до +60 ºС.

Автоматический шлагбаум FAAC 615 BPR (FAAC)

Автоматический шлагбаум FAAC 615 BPR – это надежное решение для организации контроля доступа на объектах малого и среднего размера со средней интенсивностью движения. В зависимости от ширины проезда этот шлагбаум может комплектоваться стрелами длиной от 2 до 5 м. За счет того что FAAC 615 BPR оснащен электрогидравлическим приводом, в нем практически отсутствуют трущиеся механические детали, и он более надежен и долговечен, чем электромеханические устройства. В случае отключения электропитания шлагбаум легко перевести на ручное управление, а для защиты от поломки при несанкционированном ручном поднятии стрелы используется антивандальный клапан. Устройство выпускается в двух модификациях: 615 BPR STD и его более мощный аналог 615 BPR RAP, отличающийся большей скоростью вращения двигателя и производительностью насоса.

Шлагбаумы серии Barrier-PRO (DoorHan)

Шлагбаумы серии Barrier-PRO – современное решение для контроля въезда и выезда транспорта на огороженных территориях и охраняемых объектах (промышленные, складские, торговые и офисные зоны, автостоянки, места парковки). Диапазон рабочих температур шлагбаумов Barrier-PRO – от -40 до +55 °C (с дополнительным обогревательным элементом – от -60 до +55 °C) позволяет использовать их в различных климатических поясах, что подтверждено протоколом испытаний. Широкий диапазон рабочего напряжения (от 180 до 280 В) допускает использование шлагбаумов в сетях с нестабильным напряжением.
Модельный ряд:
Barrier-PRO-RPD – скоростной шлагбаум со стрелой длиной 3000 мм;
Barrier-PRO-4000 – шлагбаум со стрелой длиной 4000 мм;
Barrier-PRO -5000 – шлагбаум со стрелой длиной 5000 мм;
Barrier-PRO -6000 – шлагбаум со стрелой длиной 6000 мм и опорой стрелы.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru