Автор: Сергей СЕРЁГИН, советник президента Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ), Дарья ВАГАНОВА, руководитель пресс-службы НСОПБ

Организация общественного контроля в области пожарной безопасности

В настоящее время в свете социально-экономических и надзорных реформ в Российской Федерации с целью создания комфортных условий субъектам предпринимательской деятельности для процветания их бизнеса и, как следствие, пополнения бюджета Российской Федерации за счет налогов вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов, к сожалению, отошли на второй план.
Например, объявлены надзорные каникулы до 2019 г. в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. К сожалению, если нельзя, но очень хочется и так удобно, а также есть возможность повысить рентабельность предприятия за счет снижения расходов, в том числе в вопросах обеспечения пожарной безопасности, и при этом отсутствует неотвратимость наказания, то и обязательные требования не всегда выполняются. Поэтому многие нерадивые предприниматели восприняли данное решение руководства страны как возможность отказаться от обеспечения безопасности на эксплуатируемых объектах, тем самым сократив расходы, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, их имуществу и окружающей среде.
Кроме того, остро стоит проблема и с поступлением на рынок Российской Федерации качественной продукции пожарно-технического и общего назначения, к которой установлены обязательные требования пожарной безопасности. Надежда граждан, уверенных, что данная продукция защитит их в случае пожара, может не оправдаться. К сожалению, возникновение чрезвычайной ситуации может стать критичным, потому что от качества огнезащитных материалов, средств спасения и первичных средств тушения пожара, противопожарных перегородок, занавеса и т. д. зачастую зависит жизнь людей.
Такое положение дел способствует уходу с рынка профессиональных специалистов и закрытию профильных организаций. Из-за невостребованности продукции приостанавливают свою деятельность заводы, выпускающие оборудование пожарно-технического назначения. Теряются рабочие места, уходят высокоэффективные технологии.
Гарантированное исполнение обязательных требований может достигаться одним или двумя способами – убеждением и (или) принужденим. Убеждение, это когда человек осознанно выполняет требования безопасности, так как понимает, какими могут быть печальные последствия, связанные с угрозой жизни и здоровью людей, потерей имущества и невосполнимостью финансовых затрат в случае возникновения пожара. Принуждение – создание условий невозможности невыполнения требований, а также неотвратимость наказания. В настоящее время ни один из способов не приведен в действие в полном объеме.
Создание системы должно быть основано не только на увеличении штрафных санкций и выявлении нарушений в период проверки государственными пожарными инспекторами, но и на серьезной профилактической (агитационной, пропагандистской) работе с населением, которая должна охватывать все периоды социализации человека.
Регулирование деятельности, направленной на профилактику, агитацию и пропаганду помимо федеральных органов исполнительной власти, необходимо возлагать на общественные объединения. Профессиональные общественные объединения, регулирующие сферу пожарной безопасности, должны на своей базе создавать площадки для построения консолидированного мнения профессионального бизнес-сообщества по развитию вопросов пожарной безопасности и быть проводниками между бизнесом и властью, отстаивая интересы профессионального бизнес-сообщества. Помимо прочего данные объединения должны создавать фонды, в которых участвовал бы пожарный бизнес и денежные средства которых направлялись бы на профилактическую работу. Также эти средства можно было бы использовать в качестве микрозаймов для обеспечения пожарной безопасности субъектов малого и среднего бизнеса, что снизило бы первичные затраты на открытие бизнеса, повысило бы уровень безопасности и обеспечило бы работой профессиональное сообщество.
Исходя из изложенного, остро стоит вопрос о создании общественной профилактики и контроля на рынке за оборотом продукции и пожароопасным состоянием объектов защиты.
Вместе с тем очевидно, что государство непосредственно заинтересовано в повышении качества и уровня жизни граждан. Такие цели декларируются как приоритетные и президентом Российской Федерации. Политическая стратегия заключается также в том, чтобы «поднять стандарты жизни людей на качественно новый уровень». Поэтому повышение уровня жизни граждан, который не может расти вне взаимосвязи с надежностью их потребительской безопасности, является фактически бессрочным государственным приоритетом.
При такой перспективе роль общественных объединений потребителей как негосударственного субъекта будет постоянно возрастать. Несомненно, что без прямого и масштабного участия потребительского движения в экономической жизни, в том числе и через расширение форм народного контроля, достичь новых стандартов качества и уровня жизни просто невозможно. Пришло время общественному контролю сменить Государственный надзор.
Хотелось бы остановиться на отличиях государственного контроля (надзора) от общественного. Государственный орган надзора при выявлении нарушений требований пожарной безопасности в обязательном порядке должен наложить санкции на проверяемое лицо в виде штрафа, приостановки деятельности, запрета на реализацию продукции и т. д. Общественные контролеры в первую очередь призваны помочь собственнику объекта в вопросах обеспечения пожарной безопасности, рассказать, показать, что необходимо сделать и какие последствия могут наступить в тех случаях, когда требования по обеспечению пожарной безопасности не будут выполнены. Учитывая, что собственники объектов не обладают специальными знаниями в области пожарной безопасности, они не смогут самостоятельно обеспечить должный уровень пожарной безопасности на объекте защиты.
Без привлечения квалифицированного специалиста руководитель всегда будет виноват в том, что он не может обеспечить должный уровень пожарной безопасности на объекте защиты. А ведь ему необходимо еще строить бизнес, чтобы можно было заработать, платить налоги, оплачивать труд работников и т. д.
Для подтверждения качества продукции необходимо вводить QR-кодировку, в которую была бы зашита информация о продукции, и эксперт или даже сам потребитель могли бы идентифицировать, соответствуют ли характеристики представленной продукция заявленным.
Еще один немаловажный момент: в соответствии с законом о защите прав потребителей общественное объединение потребителей в области пожарной безопасности может обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Закончить эту статью хотелось бы следующими словами: мы с вами добьемся успеха, если сами создадим свое благополучие и процветание, а не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру, если справимся с неорганизованностью и безответственностью, с привычкой, что кто-то за нас создаст условия по развитию бизнеса в области обеспечения пожарной безопасности.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru