Автор: Анатолий МАКАРЕВИЧ, первый вице-президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

Общественные организации на страже безопасности

После распада Советского Союза в Российской Федерации возникла необходимость создания национального законодательства в области пожарной безопасности. Это было обусловлено как изменением структуры пожарной охраны Российской Федерации, так и изменением правоотношений внутри страны в связи с переходом к рыночной экономике. Поэтому начиная с 1992 г. в пожарной охране МВД России была организована работа по подготовке законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности. Первым таким документом стало постановление Совета Министров – правительства Российской Федерации № 849, принятое в 1993 г. Данным нормативным правовым актом впервые в Российской Федерации определялась численность и структура Государственной противопожарной службы МВД России (ГПС МВД России), задачи ГПС МВД России, права и полномочия должностных лиц, в том числе и в области осуществления государственного пожарного надзора, устанавливались вопросы финансового обеспечения деятельности ГПС МВД России.
В целях дальнейшего развития нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности велась работа по принятию Федерального закона «О пожарной безопасности», постановления правительства Российской Федерации «О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании» и ряда других нормативных правовых актов в области пожарной безопасности.
Уже в 2000-х гг. были приняты Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон «О добровольной пожарной охране», постановления правительства Российской Федерации «О государственном пожарном надзоре» и «О противопожарном режиме», ряд ведомственных нормативных правовых актов.
Сегодня можно говорить о создании в целом законодательной базы в области пожарной безопасности на всех уровнях нормативного правового регулирования (федеральные законы – ведомственные нормативные правовые акты).
Вместе с тем законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности представляет собой не застывший, а постоянно развивающийся и совершенствующийся механизм, адаптирующийся к изменяющимся условиям административных и экономических отношений на территории нашей страны. После ряда лет практического применения норм и требований пожарной безопасности возникла необходимость по их оптимизации и совершенствованию. Вот почему были подготовлены изменения как в Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», так и в постановление правительства Российской Федерации «О противопожарном режиме».
В частности, в Техническом регламенте предполагается введение статьи, регламентирующей вопросы идентификации объектов защиты (продукции), в том числе зданий и сооружений, производственных объектов, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения по пожарной и взрывопожарной опасности, которая проводится для установления их принадлежности к той или иной группе признаков с целью выбора (подтверждения) системы противопожарной защиты.
Изменяются требования, предъявляемые:
к декларации пожарной безопасности, в том числе и в части упрощения заполнения декларации;
к порядку определения вида пожарной охраны городских и сельских поселений в зависимости от их категории;
к системам пожарной сигнализации, которые должны будут обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения;
к размещению пожарных депо в зависимости на объектах различной взрывопожарной опасности;
к проездам и подъездам к зданиям и сооружениям.
Предполагается исключить ст. 70, 71, 73, 74 из норм Технического регламента как избыточные и перевести их в разряд норм добровольного применения, а также исключить ряд таблиц из приложения к Техническому регламенту и другие изменения.
Изменения, предполагаемые к внесению в постановление правительства Российской Федерации «О противопожарном режиме», утвердившим Правила противопожарного режима в Российской Федерации, предусматривают уточнение:
– терминологии, используемой в Правилах;
– порядка утверждения инструкции о мерах пожарной безопасности в отношении каждого объекта защиты, а также осуществления обучения мерам пожарной безопасности;
– требований к пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, с ночным пребыванием людей, в зданиях для летнего детского отдыха;
– к установлению дополнительных требований пожарной безопасности, к расположению временных строений, а также к пожарной безопасности на землях общего пользования населенных пунктов;
– к работам с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и при использовании системы теплоснабжения и отопления, в зданиях для проживания людей, в культурно-просветительных и зрелищных учреждениях, на объектах организации торговли, хранения, производственных объектах, при проведении строительно-монтажных и реставрационных, пожароопасных работ, на автозаправочных станциях;
– к обеспечению объектов первичными средствами пожаротушения и порядку оформления паспорта населенного пункта.
В целом внесение указанных изменений в нормативные правовые акты подразумевает снижение избыточных требований пожарной безопасности, предъявляемых в отношении объекта защиты.
Помимо этого федеральная противопожарная служба Российской Федерации (ФПС), осуществляя взаимодействие с аналогичными службами стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС), принимает активное участие в разработке нормативных правовых актов ЕАЭС в области пожарной безопасности, а также в осуществлении контроля за исполнением требований этих документов на территории Российской Федерации.
В частности, было принято участие в разработке Технического регламента «О безопасности пиротехнических изделий». После его принятия в 2011 г. контроль по практической реализации этого нормативного правового акта был возложен на ФПС в части проверки соответствия требованиям пожарной безопасности мест хранения, реализации и использования пиротехнических изделий.
Кроме того, при непосредственном участии ФПС был подготовлен проект Технического регламента ЕАЭС «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения», разработанный в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды от пожаров и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Проектом этого документа на межгосударственном уровне планируется унифицировать требования пожарной безопасности, предъявляемые к продукции, предназначенной для предотвращения, снижения риска возникновения, ограничения развития пожара и ограничения распространения его опасных факторов, тушения пожара, спасения людей, защиты жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды от пожара, а также для снижения риска причинения вреда и (или) нанесения ущерба вследствие пожара.
В то же время совершенствование законодательного регулирования правоотношений в области пожарной безопасности не решит всех проблем в этой сфере. Необходимо использовать и уже имеющиеся механизмы реализации мер по защите личности, имущества, общества и государства от пожаров.
И в первую очередь использовать возможности общественных организаций, основной уставной целью которых является деятельность в области обеспечения пожарной безопасности.
Независимая оценка пожарного риска, добровольные системы сертификации в области пожарной безопасности, декларирование пожарной безопасности на объектах защиты должны стать не эксклюзивной формой подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, а одним из основных инструментов взаимодействия надзорных органов ФПС, общественных организаций и собственников имущественного комплекса по приведению объекта защиты в надлежащее противопожарное состояние.
Принятие вышеуказанных нормативных правовых актов, а также более широкое привлечение общественных организаций к контролю за соблюдением пожарной безопасности послужит делу укрепления состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров в Российской Федерации.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru