Автор: Павел ЧЕРНОБРОВ, директор по развитию бизнеса ATLEX.Ru

Интернет вещей и промышленный интернет вещей: тренды развития и сферы применения

Хостинг и промышленный интернет
Мы – компания, предоставляющая хостинг для профессионалов. Казалось бы, какое нам дело до интернета вещей? Между тем уже сегодня IoT применяется в ЦОДах для того, чтобы обеспечить мониторинг состояния оборудования например. Возьмем популярную концепцию «умный дом». В чем ее суть? В том, чтобы бытовые приборы общались друг с другом, обеспечивая жильцам максимальный комфорт. Все плюсы и минусы такого подхода применимы и к дата-центрам. Чтобы данные клиентов были в целости и сохранности, принципиально важно контролировать физическую инфраструктуру: датчики собирают информацию о температуре воздуха и поверхности сервера, об отсутствии или наличии задымления, измеряется влажность, фиксируется движение в машинном зале.
Все эти данные должны одновременно транслироваться на пульт дежурного и устройствам, отвечающим за манипуляцию потоками воздуха, кондиционирование, пожарную автоматику.
Год назад, комментируя ситуацию с промышленным интернетом «Российской газете» (Ю. Воронина. Станки онлайн. РГ, Спецвыпуск № 6718), коллеги из Mirantis справедливо обратили внимание на то, что реализация данной концепции предполагает создание экосистемы, «внутри которой устройства обмениваются информацией между собой и могут действовать «по обстановке». Кроме того, администратор объекта получает возможность работать с данными, которые собирают датчики. При этом эффективность и оперативность тактических управленческих решений существенно возрастают. В нашем случае, например, есть возможность оптимизировать расход электроэнергии. При правильной настройке такая экосистема экономит деньги не только вам, но и пользователям. Ведь от себестоимости услуг зависит цена, которую вы выставляете клиенту.
В этом комментарии я сделаю акцент именно на промышленном интернете, который, очевидно, является частным случаем интернета вещей. Но именно промышленный интернет, как мне кажется, станет первой ласточкой IoT, которая долетит до масштабных внедрений. На самом деле, процесс уже начался...

Интернет вещей: панорамный обзор
Если отвлечься от хостинга и рассуждать в целом, то картина получается следующая. Сейчас IoT проходит фазу активного внедрения технологии. Этим летом партнеры из компании Host-Telecom пригласили нас на OpenStack Day в Прагу. Организатором мероприятия выступила чешская фирма TCP Cloud. Среди ее проектов есть прототип системы «умный город», реализованный совместно с администрацией города Писек. Более 3000 датчиков передают информацию о загруженности автомобильных дорог, степени загрязнения воздуха углекислым газом и т. п.
Концепция «умный город» – один из этапов внедрения бытового интернета вещей, который тоже потихоньку входит в нашу жизнь. Сейчас это отдельные связки приборов: телефона, «умных часов», принтера и ноутбука, например. Или домашнего стационарного компьютера, климат-контроля, светильников и системы видеонаблюдения – получая информацию от датчиков движения, бытовые электроприборы могут эффективно взаимодействовать между собой на благо пользователя. Но пока что вторая связка используется не очень часто. Хотя технически легко реализуется. Добавить в эту систему еще и контроль за автомобилем? Без проблем. Но пользуются этой возможностью только состоятельные энтузиасты. Однако не приходится сомневаться в том, что в самом ближайшем будущем машина будет самоподаваться к подъезду в тот момент, когда вы вышли из квартиры, а маршрут движения вы зададите заранее с помощью карты в мобильном телефоне. Более того, вполне вероятно (и речь об этом уже идет), что вождение автотранспорта, не оборудованного системой автоматической навигации, будет запрещено по соображениям общественной безопасности. Дорога будет моментом стыковки «умного дома» с «умным городом».
С этой точки зрения интересны эксперименты «Камаза», выпустившего на российские дороги беспилотные грузовики в тестовом режиме. Да и «АвтоВАЗ сообщает о запуске перспективной программы исследований в этом направлении. Западные автогиганты уже вовсю тестируют беспилотные автомобили.
Итак, из «умного дома» через «умный город» вы приезжаете на «умное производство». В перспективе потенциал промышленного интернета позволит корректно отображать и оперативно анализировать данные, критичные для производственного процесса, уменьшить износ средств производства, оптимизировать затраты ресурсов на производство единицы продукции, повысить эффективность и мотивацию сотрудников. Прозрачность процессов и контроль всех этапов производства позволят получать сбалансированный по цене и ресурсозатратам продукт, который сможет конкурировать как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Инфраструктурные сложности
Важная причина, по которой я отношу массовое внедрение IoT пусть к недалекому, но все-таки будущему, – сравнительно малое проникновение высокоскоростного интернета. Развитие 4G и 5G сотовых сетей связи, появление большого количества низкоорбитальных спутников или дронов на солнечных батареях (вроде тех, которые тестируют Google и Facebook) для раздачи интернета. Быстрый широкополосный доступ в сеть – главное условие для развития интернета вещей. С этой точки зрения промышленный интернет может раньше завоевать рынок, поскольку каждый конкретный производственный и/или сервисный объект, как правило, уже оснащен необходимой сетевой инфраструктурой. Остается только завести в эту сеть необходимые датчики и настроить их взаимоотношения. А для этого нужно обзавестись инструментом, мощность которого позволит обсчитывать большие данные, продуцируемые многочисленными датчиками.

Доверяй, но проверяй
Однако не только отсутствие повсеместного интернет-покрытия сдерживает развитие интернета вещей. Вполне очевидно, что эту технологию ждут болезни роста, очень живо нарисованные великим Брэдбери. И нет никаких гарантий, что данный конкретный бизнес переживет эту болезнь. Представьте себе, что «умное производство» внезапно дает сбой. Например, конкуренты взламывают датчик на точке продаж и он вместо информации о 30 покупках в час транслирует в аналитический центр данные о 3000 покупок. Соответственно, автоматическая система формирует станкам задание, к концу дня вы – банкрот. Понятно, что эта сомнительная перспектива останавливает владельцев промышленных компаний от излишне смелых экспериментов.
В случае с ЦОДами, например, мы обязательно дублируем автоматику людьми. Наши специалисты совершают регулярные обходы машинных залов, чтобы своими глазами увидеть, что все в порядке, проверить показатели датчиков температуры простым, но надежным тепловизором, убедиться в том, что температура и показатели всех остальных инженерных систем находятся в пределах штатных значений.

Выводы
Итак, соображения безопасности (личной и корпоративной) сдерживают развитие IoT вообще, и промышленного интернета в частности, не меньше, чем отсутствие необходимой сетевой инфраструктуры. Однако уже вполне очевидно, что эта концепция впишется в наш быт.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru