Автор: Алина ЕГОРОВА, проектировщик систем безопасности ВСС Сompany

Особенности регионального рынка систем безопасности

Отечественный рынок систем безопасности, как и любой рынок, имеет свои особенности. Для проектирования и монтажа систем безопасности необходимы определенные условия: квалификация сотрудников, отлаженный алгоритм работы, лицензии и допуски. Не последнюю роль при заключении контрактов играют деловые связи собственников компаний. В силу этих особенностей компаний, занимающихся проектированием и монтажом систем безопасности, не много и большинство из них сосредоточены в городах-мегаполисах. А точнее, в Москве и Санкт-Петербурге. Остальные компании либо являются филиалами столичных компаний, либо они относительно небольшие и довольствуются скромными региональными объектами. В Москве и Петербурге наряду с крупными компаниями уживаются мелкие, ориентированные на небольшие объекты. Но и они из-за конкуренции соблюдают все нормативы, имеют лицензии и состоят в СРО.
СРО – саморегулируемая организация– некоммерческая организация, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Саморегулируемые организации призваны взять на себя регуляцию профессиональной деятельности участников рынка за рамками базовых минимальных требований, определяемых государством.
В основные функции СРО входят разработка и принятие единых стандартов производственной деятельности и качества производимой продукции для своих членов, а также контроль соблюдения установленных требований стандартов и правил.
Вступление в СРО носит добровольный характер, но законом определены виды деятельности, для которых членство в СРО является необходимым. Законодательством РФ предусмотрена ответственность за выполнение инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, ремонта объектов капитального строительства без выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к соответствующим видам работ. Проще говоря, если организация претендует на серьезные объекты, без СРО ей не обойтись. Даже на несерьезный объект при прочих равных условиях заказчик выберет подрядчика с допуском СРО.
Так обстоят дела в Москве и Санкт-Петербурге. В других городах ситуация иная. Там можно встретить рекламные растяжки, обещающие обеспечить допуск СРО в течение одного дня. Что касается нарушений, то достаточно пройтись по общественным местам, чтобы заметить отсутствие световых табло «выход» там, где они должны быть, наглухо закрытые и превращенные в склады пожарные выходы. Нарушения бросаются в глаза, по крайней мере, тем, кто хоть немного сведущ в вопросе. То ли люди, которым по долгу службы положено проверять объекты на пожарную безопасность, слепы, то ли… выводы напрашиваются сами.
Поэтому и существуют предложения оформить допуск СРО за один день. Официальный, то есть настоящий допуск СРО за день не получить, поскольку он предполагает выполнения ряда условий: нужно, чтобы в штате компании было определенное количество квалифицированных, систематически проходящих обучение специалистов, чтобы была внедрена система менеджмента качества и т. п. Это все стоит денег, как и взносы в СРО.
Понятно, что, когда столько предложений «упрощенно» вступить в СРО, официально в СРО мало кто вступает. Но «неофициальный» допуск СРО – это как диплом, купленный в переходе – пока никто не проверит, работать с ним можно. К сожалению, в регионах организации проверяют редко, потому что там нарушения – общая тенденция, а не нонсенс. Это как ситуация с черными зарплатами. По сути, зарплата в конверте – нарушение закона, но, поскольку оно повсеместное, то на него закрывают глаза.
Еще одна особенность, присущая региональным компаниям, – это способ привлечения клиентов. Чем можно привлечь клиентов? Тем, что не требует больших затрат, а это – слова и картинки, то есть информация на сайте. На сайте приводится список оборудованных объектов. Объекты, как правило, солидные. Только не уточняется, какие системы монтировались и в каком объеме была выполнена работа. Если установить доводчик на двери гаража полпреда президента, то можно с чистой совестью вносить в свой послужной список администрацию региона.
На сайты иных компаний заходишь и диву даешься: когда они успевают выполнить столь гигантский объем работы, если организация работает без году неделю? Даже если написано, что компания существует на рынке лет 10 (что ничем не подтверждается), то соотнеся бешеное количество оборудованных объектов и возраст компании, получается бессовестно огромная цифра. Прямо кружок стахановцев, а не фирма.
Чтобы выжить на рынке среди единичных региональных компаний, работающих по всем правилам, или столичных филиалов, «партизанские» ООО и ИП прибегают к примитивному, но действенному приему – предлагают услуги по сниженной стоимости. Себе в убыток они не работают, а стоимость снижается за счет уменьшения количества оборудования: меньше извещателей, меньше кабельных трасс, меньше емкость аккумуляторов, а то и вовсе обходятся без резервного питания. Проект и монтаж выполняются стремительно и без должного обследования. Там, где нормальная проектная организация потребует исходные данные: планировки помещений, технические условия; заложит в стоимость расходы на командировки и обследование, «кружок стахановцев» справится своими силами. Работать со столь неприхотливым подрядчиком на первых порах заказчику приятно, поскольку, кроме экономии, он получает избавление от хлопот в виде необходимости предоставить нужные бумаги.
Но это только на первых порах. Спустя какое-то время бережливого заказчика могут ожидать неприятные сюрпризы в виде выявленных контролирующими органами нарушений. Дальше – суды с недобросовестным подрядчиком, дополнительные материальные затраты, и хорошо если все обойдется лишь выявлением нарушений, а не пожаром или кражей.
Такая ситуация стала возможна в том числе и из-за того, что с некоторых пор отменили обязательную экспертизу проектов. Если у заказчика в штате нет специалиста, разбирающегося в системах безопасности, он не застрахован от некачественного проекта. Подрядчик может смонтировать систему, что называется, на глазок, а вместо проекта вручить заказчику подшивку бумаг.


Как же заказчику сориентироваться на региональном рынке безопасности и выбрать подрядчика, если лицензии и допуски у многих – липа, а рекламе и информации на сайтах верить нельзя? Как понять, насколько серьезно и ответственно работает та или иная организация? Прежде всего заглянуть в офис компании. Компания, у которой дела идут хорошо, обзаведется приличным офисом. Понятие «приличный» в каждом регионе свое, но в любом случае, там будет минимальный ремонт. Хотя бы кабинет директора будет выглядеть достойно. Стоит обратить внимание на количество сотрудников и на оргтехнику. Широкие мониторы, плоттеры – необходимое оборудование для работы проектного отдела. Компания, позиционирующая себя как проектная, должна иметь проектный отдел, состоящий не из одного проектировщика.
Руководителям многих крупных и мелких организаций всегда, почти всегда кажется, что проектный отдел – это балласт. Особенно когда нет работы или ее мало. Хочется проектный отдел распустить. Но не распускают, понимают, что, когда работа появится, выполнять ее будет некому. Стабильная компания может содержать балласт. Маленькая – нет. Поэтому компании с небольшими оборотами чаще всего проектного отдела не имеют, они обходится проектировщиками, работающими на фрилансе. Но фрилансеры – люди ненадежные. Фрилансер запросто подведет, если ему что-то не понравится или если где-то получит более выгодный заказ. Стараться он не будет, так как стимула в виде премий или возможности карьерного роста у него нет. Ответственности зачастую тоже нет. В результате – посредственно выполненная работа и затянутые сроки.
Бывает, что в штате небольших компаний работают один-два проектировщика, но их загружают работой под завязку. Проектировщики работают и за ГИПа, и за сметчика, и за всех, за кого только можно, так как чаще всего у них оплата не сдельная, а оклад – нельзя же допустить, чтобы сотрудник на окладе бездельничал. Работать сдельно нормальный проектировщик откажется, поскольку все проекты разные и повлиять на количество выполненных проектов он не может. Стоимость проектов тоже отличается и зависит она отнюдь не от сложности. Можно ежедневно ходить на работу, а в конце месяца получить копейки.
Совмещение нескольких обязанностей всегда плохо сказывается на качестве работы. Результат бывает удручающим: типовые решения и неизбежные ошибки. Даже высококвалифицированный специалист не должен выполнять проект в одиночку. Не случайно штамп чертежа содержит несколько ячеек: «разработал», «проверил», «норма контролер», «ГИП»… Это не формальность, а необходимость, направленная на повышение качества работы, но эта необходимость часто упраздняется ради экономии.
Если в компании большинство сотрудников – менеджеры по продажам, значит, основное направление компании – торговля. Не создание продукта, а продажи. Это как если компания позиционирует себя швейной фабрикой, но имеет в штате единственную швею, а все остальные сотрудники – секретари, менеджеры, бухгалтеры и прочие. Менеджеры и секретари, безусловно, тоже нужны, но они не создают продукцию. Тут либо нужно налаживать производство, чтобы был хотя бы минимум необходимых условий для создания качественной продукции, либо называть себя торгово-монтажной организацией и работать только на малых объектах.
Маленькие объекты тоже надо кому-то оборудовать. Там можно обойтись без проектов вовсе, достаточно набора чертежей. Желание расширить деятельность без материальных вложений приводит, как правило, к плачевному результату. Потому что при таком количестве нарушений и халатном отношении к работе избежать проблем невозможно. Даже в крупных профильных компаниях в силу специфики работы происходят постоянные споры с заказчиками. Притом что там работа максимально отлажена. Компаниям с «партизанскими» методами работы остается только составлять договоры с заказчиками таким образом, чтобы подкопаться к ним было невозможно. Но и тут загвоздка – для этого нужен хороший юрист. Хороший юрист, от человека с юридическим образованием сильно отличаются. Хороший юрист дорого стоит, а щедро платить не в правилах «партизанских» компаний. Допустим, такой юрист найдется, допустим, это будет родственник предпринимателя. Но и тут незадача – заказчик не лыком шит, не станет подписывать невыгодный для себя контракт, а если все-таки подпишет, окажется сильно разочарованным. Впредь с этим недобросовестным подрядчиком никто не будет связываться. Но какую-то прибыль он все-таки получит. Затем последует смена названия компании, и далее – по новому кругу.
Поэтому если компании часто меняет названия – это повод насторожиться. Но «партизанские» компании тоже нужны. Кроме маленьких «однокомнатных» объектов, их сегмент рынка – заказчики, которым требуется оборудовать объект «для того, чтобы было», а не для того, чтобы функционировало; чтобы освоить деньги, чтобы было дешево и сердито. Преимущество таких компаний одно – дешевизна. Преимущество по значимости не самое последнее, и заказчики на него соглашаются. Если это не общественно значимые объекты, то тут хозяин – барин. Важно, чтобы заказчики заранее знали обо всех возможных рисках.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru