Новые требования к подготовке персонала при лицензировании деятельности в МЧС
Итак, вступило в силу постановление правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 403, внесшее изменения в акты правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности. Теперь постановление правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» в части наличия документов, подтверждающих профессиональное образование персонала, имеет следующую редакцию:
«… в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) документов, подтверждающих получение профессионального технического образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, и прохождение повышения квалификации…».
Таким образом, юридически закреплено, что лица, имеющие любое другое образование, кроме технического, не могут заниматься деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Отсюда возникает сугубо практический вопрос: а где взять столько людей, имеющих образование, соответствующее выполняемым работ и оказываемым услугам? При всей простоте формулировок вышеуказанного постановления не все так однозначно.
Во-первых, нет профессий и специальностей, точно отражающих некоторые виды лицензируемой деятельности. Во-вторых, к великому сожалению, в последние десятилетия ощутимо снижалось количество выпускников с техническим образованием. Ну и сама формулировка «профессиональное техническое образование (профессиональная подготовка)» не так однозначна, как кажется.
Из плоскости деятельности МЧС перейдем в плоскость Министерства образования, ибо обучение проводится исключительно по лицензии на ведение образовательной деятельности.
Сначала сама формулировка «профессиональное образование» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 1, ст. 2, п. 12):
«…профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности…».
Теперь рассмотрим виды профессионального образования (гл.2, ст. 10, п. 5,6):
«...5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование – бакалавриат;
3) высшее образование – специалитет, магистратура;
4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное профессиональное образование...».
Вернувшись к постановлению правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1225, смотрим, какими документами должно быть подтверждено наличие профессионального технического образования (профессиональной подготовки) с точки зрения ФЗ-273 (гл. 6, ст. 60, п. п. 7,10):
«…7. Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);
2) высшее образование – бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);
3) высшее образование – специалитет (подтверждается дипломом специалиста);
4) высшее образование – магистратура (подтверждается дипломом магистра)
10. Документ о квалификации подтверждает:
1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке);
2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего)…».
Вот и весь перечень документов об образовании (квалификации), предусмотренный федеральным законодательством в части профессионального образования (обучения), – любые другие документы находятся вне правового поля. При этом необходимо помнить, что дополнительное профессиональное образование (273-ФЗ, гл.10) могут получать только те лица, которые уже имеют какой-либо уровень профессионального образования (273-ФЗ, гл.10, ст. 76.3). Если человек окончил среднюю школу, он имеет право получить дополнительное профессиональное образование только после получения основного. Хотелось бы также напомнить, что нет больше государственной аккредитации учреждений дополнительного профессионального образования и дополнительных образовательных программ, не предусмотрено это современной нормативной базой. Читаем письмо Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки) от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»:
«…Вопрос 17. Нужна ли государственная аккредитация по дополнительным профессиональным программам?
– Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с частью 8 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций».
Таким образом, тема государственной аккредитации для дополнительного профессионального образования закрыта.
Особое внимание необходимо обратить на тематику обучения, указанную в удостоверениях о повышении квалификации, которые впоследствии предъявляются в МЧС при лицензировании в соответствии с требованиями к персоналу, установленными постановлением правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (п. «г»). Помимо того что общая формулировка направлений обучения в них должна соответствовать заявленным для получения лицензии видам деятельности, крайне желательно, чтобы в них была четко прописана конкретная тематика обучения, также отражающая обучение работника именно по этим лицензируемым видам деятельности.
В заключение немного об экономии на обучении. Купить сейчас можно все, с этим проблем нет. Однако при покупке фиктивных документов об образовании (квалификации) следует помнить, что в соответствии с постановлением правительства РФ от 26.08.2013 № 729 в настоящее время создается «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», т. е. документ о квалификации можно будет проверить через единый реестр документов. Тут-то все и закончится – никогда МЧС не примет при лицензировании документ об обучении (квалификации), если его не будет в данном реестре. Это будет похоже на ситуацию, когда из государственных органов в массовом порядке увольняли лиц с дипломами, купленными в переходе метро. К сожалению, пока этот реестр работает только в части документов о среднем и высшем профессиональном образовании, но рано или поздно он будет создан и заработает в полном объеме, и произойдет это гораздо раньше, чем через срок действия удостоверения (5 лет). Нет сомнений, что в указанный реестр невозможно будет внести данные документа о дополнительном образовании, если у того, кому он выдан, отсутствует основное профессиональное образование. Ну и совершенно точно, что, сэкономив на обучении, можно получить серьезные проблемы, связанные с недостаточной квалификацией персонала, убытки при этом могут многократно превысить затраты подготовку грамотных специалистов.
|