Автор: Игорь ДИВИН, генеральный директор ООО «Дельта»

Что нужно знать при проверке пожарной безопасности

Общая система пожарной безопасности в масштабах города, региона, страны складывается из подготовленности отдельных объектов к обнаружению и устранению пожара – от частного к общему. Поэтому обеспечение эффективного противопожарного состояния зданий и, как следствие, безопасности находящихся в них людей и имущества является обязательным для всех физических и юридических лиц.

Непосредственно обеспечить наличие действующих систем пожарной безопасности обязывает ст. 5 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Она же определяет цель создания и подсистемы, входящие в нее.

Способы обеспечения пожарной безопасности
Решать вопросы обеспечения пожарной безопасности предлагается одним из двух способов (ст. 6 ФЗ № 123):
1. Обеспечить точное исполнение требований нормативных документов в области пожарной безопасности. Так и поступают абсолютное большинство руководителей организаций и многие предприниматели.
2. Обеспечить выполнение требований пожарной безопасности, используя специальные методики расчета пожарного риска. Данный способ обычно применяют только крупные предприятия, когда возникает необходимость перепрофилирования или смены функционального назначения объекта. В ряде случаев это позволяет избежать значительных финансовых вложений на оборудование помещений дополнительными системами автоматики (дымоудаление, пожаротушение), уменьшить количество средств первичного пожаротушения и т. п.
Как и любой нормативный документ, ФЗ № 123 и все разработанные СП и ГОСТы по пожарной безопасности требуют соблюдения. А все несоответствия или нарушения наказуемы, так как могут привести к весомым материальным убыткам и стать угрозой здоровью и даже жизни людей. Для обеспечения точного выполнения установленных законодательными органами требований пожарной безопасности и своевременного выявления их нарушений над всеми действующими объектами осуществляется надзор и контроль, периодичность которого также устанавливается действующим законодательством РФ.
Существует способ минимизировать временные и материальные затраты при стандартной проверке пожарной безопасности. Для этого необходимо провести в специально аккредитованной экспертной организации независимую оценку пожарного риска. После этого пожарный инспектор будет проверять только соответствие исходных данных, которые могут повлиять на уровень пожароопасности объекта. Например, количество сотрудников, работающих на предприятии, выпускаемый продукт, исправное состояние пожарной автоматики и т. д. На практике такой способ облегченной проверки используется крайне редко, так как, во-первых, независимая оценка пожарного риска – это достаточно дорогостоящее мероприятие и, во-вторых, большинство руководителей предприятий знают о нарушениях, и выданное заключение только подтвердит, а не устранит их. Если же, договорившись с представителями экспертной организации, попытаться с помощью такого документа скрыть нарушения, проверяющий пожарный инспектор все равно их обнаружит.


Виды проверок
Проверочные мероприятия по надзору за обеспечением пожарной безопасности бывают двух видов: плановые и внеплановые. Контроль над обеспечением пожарной безопасности (плановые/внеплановые проверки) проводится в соответствии с ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот же нормативный документ устанавливает и периодичность проведения плановых проверок. В большинстве случаев – не чаще одного раза в течение трех лет. Исключение составляют объекты здравоохранения и образования. Для них разработаны более жесткие сроки – ФЗ № 294 ст. 9 ч. 9.
Подробная информация о списке объектов, подлежащих плановым проверкам, ежегодно публикуется на официальном сайте прокуратуры. Если планируемые проверки проводят по утвержденному графику, то внеплановые могут стать неожиданностью. Обоснованием для них являются следующие факторы:
• истечение сроков на исполнение выданного ранее предписания о выявленных нарушениях и их устранении;
• наличие приказа, изданного на основании поручения президента РФ, правительства РФ и требования прокурора, о необходимости проведения внеплановой проверки по материалам и обращениям, поступившим в органы прокуратуры;
• получение сигнала от граждан, юридических лиц, органов власти и местного самоуправления об имеющихся нарушениях, подвергающих риску жизнь и здоровье людей, наносящих вред животным и окружающей среде.
Любой из вышеперечисленных факторов является основанием для срочного назначения внеплановой проверки (ФЗ № 294 ст. 10). Анонимные уведомления и заявления не рассматриваются и не являются законным основанием для назначения внеплановых проверок.
Для сотрудников, проверяющих соответствие пожарной безопасности действующим нормам, необходимо подготовить следующие документы:
1. Вся учредительная документация.
2. Приказы, инструкции и журналы по пожарной безопасности.
3. Исполнительная документация на установку противопожарных систем.
4. Акты проверки работоспособности противопожарных систем.
5. Свидетельства о прохождении пожарно-технического минимума.
6. Пожарные сертификаты на производимые вещества и материалы.
Все проверки по обеспечению пожарной безопасности являются выездными. На первом этапе инспектор рассматривает представленную документацию и при отсутствии необходимого количества и объема документов просит предоставить недостающие оригиналы.
Далее происходит осмотр объекта:
• Проверяется наличие и состояние первичных средств пожаротушения (огнетушители, пожарные краны, гидранты).
• Проверка работоспособности систем противопожарной защиты (сигнализация, оповещение, дымоудаление и т. д.).
• Осмотр путей эвакуации.
• В заключение проводится проверка знаний персонала – правила поведения и необходимые действия в случае возникновения пожара.
По результатам проверки составляется акт. Документ заполняется в двух экземплярах, где зафиксированы все нарушения со ссылками на соответствующие пункты действующего законодательства. На основании акта руководителю предприятия выдается предписание с указанием сроков на устранение выявленных нарушений. Срок исполнения согласно предписанию может быть любым, но, как правило, не более девяти месяцев.

Все посещения контролирующих органов должны быть зафиксированы в типовом журнале учета проверок, который руководители объектов предоставляют контролирующим органам (приказ Минэкономразвития России № 199 от 24.05.2010).

Административные наказания за нарушения правил пожаробезопасности
За выявленные нарушения в области пожарной безопасности предусмотрены административные наказания, установленные законодательством РФ (КоАП). Порядок их назначения также определяют соответствующие статьи данного кодекса.
Штрафы за основные статьи нарушений:
• Неисправность или отсутствие пожарных кранов, огнетушителей, специального электрооборудования; недоукомплектованные пожарные щиты; неисправные или эксплуатируемые с нарушениями электроустановки (ст. 20.4 ч. 3).
Штраф на должностное лицо – 6000–15 000 руб.
Штраф на юридическое лицо – 150 000–200 000 руб.

• Нарушения требований, предъявляемых к путям эвакуации, нарушения в работе систем пожарной автоматики (сигнализация, дымоудаление, оповещения и т. д.) (ст. 20.4 ч. 4).
Штраф на должностное лицо – 15 000–20 000 руб.
Штраф на юридическое лицо – 150 000–200 000 руб.

• Общие нарушения (все, что не подпадает под вышеуказанные типы нарушений). Отсутствие обозначения отведенных мест для курения, предоставление незаполненных журналов по пожарной безопасности или их отсутствие и т. п. (ст. 20.4 ч. 1).
Штраф на должностное лицо – 6000–15 000 руб.
Штраф на юридическое лицо – 150 000–200 000 руб.

Согласно статистике, к числу часто встречаемых нарушений относят:
Неисправности автоматических систем оповещения, дымоудаления, пожарной сигнализации. В ряде случаев отсутствует исполнительная документация и акты проверки работоспособности установленных систем. Необходимо учесть, что поддержание исправного состояния в результате технического обслуживания систем противопожарной автоматики должно осуществляться специализированной организацией, имеющей лицензию МЧС на данный вид деятельности.
Частым нарушением является захламленность лестничных клеток и обозначенных для эвакуации проходов, а также применение на путях эвакуации горючих отделочных материалов, невыполнение таких обязательных мероприятий, как обработка специальными огнезащитными составами и материалами несущих конструкций, конструктивных элементов деревянной крыши и чердачного помещения.
Также часто встречаются нарушения, связанные с отсутствием свободного подъезда/проезда к объекту пожарных подразделений. Неполный комплект или содержание в нерабочем состоянии внутреннего противопожарного водопровода. Отсутствие протоколов испытания при наличии ограждений кровли и установленных снаружи пожарных лестниц. Нарушения режима курения. Отсутствие на осветительных приборах защитных колпаков и плафонов.
Следует отметить, что если по предписанию прошедшей проверки замечания не устранялись, то при следующей проверке вы получите очередной штраф. Продолжаться так будет значительное время. В общей сумме штрафы могут вырасти в фантастические суммы. Поэтому намного проще и гораздо дешевле сразу выполнить необходимый комплекс противопожарных мероприятий.
Но штраф – это полбеды. Заплатить можно и более серьезную цену – при неоднократном невыполнении предписания деятельность предприятия или объекта может быть приостановлена на срок до 90 суток. А в случае возникновения пожара и нанесения вреда здоровью и жизни людей наказанием может быть уже привлечение к уголовной ответственности.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru