Автор: Николай АФАНАСЬЕВ, директор департамента Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ) Дарья ВАГАНОВА, руководитель пресс-службы НСОПБ

О передаче функций государственного регулирования в сфере пожарной безопасности

1. О передаче функций государственного регулирования.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев 29 января, заявил, что правительство продолжит курс на снижение роли государства в экономике.
«В любом случае курс на снижение присутствия государства в экономике является очевидным, и лучшим антикризисным средством является предоставление большей свободы бизнесу, но не без нюансов», – сказал Медведев на заседании правительства.
Россия быстрее справится с экономическими трудностями, которые встают перед страной, если возьмет курс на либерализацию условий для предпринимательства. Об этом Д. Медведев сообщил на заседании правительства, посвященном вопросу совершенствования системы саморегулирования. Тем не менее, давая свободу бизнесу, необходимо контролировать соблюдение интересов других сторон – государства и конечных потребителей.
Совсем отказываться от регулирования сферы было бы нецелесообразно, так как это может привести к дополнительным проблемам, но более развитая система внутренней, а не внешней регуляции значительно помогла бы развитию сферы. Таким образом, подтвержден курс передачи ряда функций регулирования в экономике от государства самому бизнес-сообществу.
Но может ли государство передать эти функции просто так – «Берите и регулируйте»? Естественно, нет. Оно должно понимать, кому передается право регулировать ту или иную сферу. Поэтому основным условием передачи становится наличие готовности бизнес-сообщества к такому регулированию.
Наличие соответствующих институтов бизнес-сообщества, его ответственности и готовности принять на себя регулирование – вот основные критерии, при которых государство будет передавать ряд своих регуляторных прав. Необходимо показать государству свою состоятельность и компетентность.
Зачастую для передачи части регуляторных (в том числе и надзорных) функций должны быть созданы определенные условия:
– наличие самоорганизации компетентного профессионального сообщества, готового взять на себя определенные регуляторные функции;
– наличие у сообщества соответствующего инструментария для решения вопросов регулирования в определенной сфере на всей территории страны;
– доступность результатов деятельности сообщества и возможность контроля со стороны надзорных органов.
Кроме того, необходимо определиться, в какой сфере на данный момент решение ряда задач целесообразно переложить на профессиональное сообщество.

2. Проблема качества систем и элементов противопожарной защиты

На основании ежегодных анализов исследования пожаров, произошедших на территории нашей страны, на объектах, оборудованных системами противопожарной защиты, в среднем в 30% случаев существующие системы не выполнили свою основную функцию. Низкий уровень эффективности срабатывания систем противопожарной защиты на данных объектах не позволил своевременно, на ранней стадии обнаружить возникновение пожаров, что привело к их позднему выявлению и значительному развитию. Последствиями этого стали причиненный материальный ущерб, а в ряде случаев и гибель людей.
Системы противопожарной защиты являются неотъемлемой составной частью оснащения предприятия современными средствами техники безопасности и охраны труда, а также ключевой составляющей системы пожарной безопасности объектов защиты. Поскольку технические средства пожарной защиты непрерывно усложняются, повышается эффективность и расширяется их специализация, они должны быть грамотно рассчитаны, спроектированы, смонтированы и обслужены.
Как показывает практика, неэффективная работа систем противопожарной защиты вызвана ненадлежащим качеством работ организаций, выполняющих работы по монтажу этих систем. Данные организации не всегда в полной мере располагают квалифицированными специалистами и лабораторно-аналитическими приборами для проведения контроля качества. Отсутствие в штате организации квалифицированных специалистов по оценке качества и эффективности смонтированных систем противопожарной защиты, осуществляющих приемку выполненных работ, также не позволяет выявить дефекты и нарушения на стадии ввода систем в эксплуатацию, а зачастую и на стадии проектирования.
Данная проблематика встречается на объектах в любой отрасли промышленности. Приемку работ в области обеспечения пожарной безопасности на объектах осуществляют преимущественно сотрудники, которые не обладают специальными знаниями и практическим опытом оценки качества работ в области пожарной безопасности. И в первую очередь они формируют выводы о соответствии выполненных работ на основании перечня документов и оборудования, изложенного в техническом задании на выполнение работ, которое, как правило, подготовлено некомпетентными в этой области специалистами. В данном случае доминирующим аргументом качества является выполнение работ лицензированной организацией, что при существующих инструментах лицензионного контроля достаточно необъективно. Зачастую органы, осуществляющие лицензионный контроль, не могут в полной мере оценить выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами. Данное обстоятельство обусловлено в первую очередь тем, что лицензиат выполняет свои работы на объектах юридических лиц, которые не заинтересованы в излишнем внимании органов, осуществляющих федеральный пожарный надзор, и, соответственно, в качестве выполняемых работ. А органы федерального пожарного надзора не наделены полномочиями по рассмотрению проектной документации и полномочиями по приемке и вводу в эксплуатацию.
Сложившаяся ситуация вызывает серьезную озабоченность качеством выполнения работ по обеспечению систем противопожарной защиты объектов, а, соответственно, и эффективностью расходования средств.

3. Лицензия или аттестат?

На территории Российской Федерации действуют обязательные требования к продукции, но отсутствуют единые требования к проведению работ.
Поэтому у ряда предпринимателей возникла определенная путаница, кто имеет право проводить работы по подтверждению соответствия систем и элементов противопожарной защиты, какой документ подтверждает их соответствие нормативным требованиям. Достаточно ли иметь лицензию МЧС, чтобы испытывать пожарную сигнализацию.
Так вот, наличие лицензии МЧС на монтаж, ремонт, обслуживание не дает права на выдачу заключительного документа (в том числе и протокола испытаний), который бы имел юридические последствия. Не дает права проводить независимую оценку пожарного риска и аттестат, выданный МЧС России.
На основании ст. 21 ФЗ № 184 подтверждение соответствия работ и услуг осуществляется в форме добровольной сертификации.
Таким образом, документом, подтверждающим соответствие работ и услуг требованиям пожарной безопасности, является исключительно сертификат соответствия. Протоколы и заключения являются лишь результатами измерений. К тому же протоколы не имеют срока действия и могут вводить в заблуждение надзорные органы, тогда как сертификаты соответствия на работы и услуги имеют срок действия. Такие же критерии установлены и обязательными требованиями пожарной безопасности: периодическое подтверждение соответствия систем огнезащиты, дымоудаления, сигнализации, пожаротушения, противопожарного водопровода. Здесь необходимо четко осознавать разницу между лицензированием и сертификаций услуг.
Лицензия – разрешительный документ, имея который организация может приступать к работам, а сертификат соответствия – документ, подтверждающий качество выполненной работы.
Если в адрес лицензирующего органа направлены документы, соответствующие установленным требованиям, организация получает разрешительный документ и начинает проводить работы, но при этом нет гарантии, что выполненные работы будут соответствовать установленным требованиям. Именно для оценки соответствия конкретных выполненных работ применяется сертификация.
Отличие добровольного сертификата от лицензий и других аналогичных документов в том, что он не разрешает, а подтверждает. Этот документ может служить гарантом для инвестиционных компаний при оказании весомой поддержки предприятию для развития и совершенствования производственных процессов, а также основанием для заключения предприятием договоров со страховыми компаниями и многое другое.
Поэтому только аттестат, выданный в системе добровольной сертификации, подтверждает право организации оценивать качество работ по обеспечению пожарной безопасности, а сертификат подтверждает качество конкретной выполненной работы или оценивает состояние той или иной противопожарной системы.

4. О передаче функций регулирования в сфере пожарной безопасности
29 января под руководством первого заместителя министра МЧС России Сергея Шлякова прошло совещание, на котором была обсуждена концепция основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России. Об этом сообщили официальные источники на сайте МЧС России:
«Департамент надзорной деятельности и профилактической работы совместно с научными и образовательными учреждениями МЧС России подготовил проект Концепции, целью которой является внедрение новых подходов в организации деятельности органов надзора, повышение доли профилактической работы при сохранении эффективности осуществления контрольных мероприятий, дальнейшее повышение уровня защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также безопасности на воде».
В Концепции определяются цели и задачи деятельности надзорных органов МЧС России и круг лиц, на которых распространяется ее действие. Также МЧС России планирует сократить количество выездных проверок, они будут частично заменены на документарные проверки, в том числе за счет нововведений – передачи части функций бизнес-сообществу.
Так, одно из нововведений, предлагаемое Концепцией, – использование результатов подтверждения соответствия работ (услуг) в области пожарной безопасности в рамках добровольных систем сертификации. Если еще три-четыре года назад проверить инструментальными методами состояние огнезащиты на объекте могли только ИПЛ (результаты испытаний других организаций инспектор не принимал во внимание), то теперь эту услугу может предоставить любая организация, аккредитованная в рамках добровольной системы сертификации.
18 февраля 2015 г. на заседании коллегии МЧС России вышеуказанная Концепция была утверждена. «…С целью повышения эффективности функционирования систем и элементов противопожарной защиты, а также повышения защищенности людей и имущества от пожара, использовать результаты оценки соответствия систем и элементов противопожарной защиты в форме, установленной ч. 2 ст. 145 № 123-ФЗ, при осуществлении надзорной деятельности.
Также необходимо развитие добровольных систем сертификации продукции, работ (услуг) в области пожарной безопасности».
Заметим, что уже в июле 2014 г. Борисом Борзовым, главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, утверждены «Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору)».
В них установлено, что в случае оценки соответствия данных систем и элементов в форме, установленной ч. 2 ст. 145 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», допускается не привлекать экспертов и экспертные организации для проведения испытаний (исследований) систем. То есть если представлены сертификаты соответствия на системы и элементы противопожарной защиты, то испытания при проведении надзорных мероприятий не проводятся.
Разъяснение МЧС России от 3.02.2015 г. № 19-2-13-332 подтверждает законность применения результатов добровольной сертификации систем и элементов противопожарной защиты.
Таким образом, МЧС России передает часть функции надзора бизнес-сообществу. Почему это стало возможно? Ответ однозначный – развитие добровольных систем сертификаций в области подтверждения соответствия услуг.
В свою очередь, со стороны бизнес-сообщества были созданы условия для передачи части надзорных функций: сформированы соответствующие институты, выработан необходимый для их успешного функционирования инструментарий. На данный момент руководством страны утвержден курс передачи ряда функций регулирования в экономике от государства. По нашему мнению, бизнес-сообщество созрело для того, чтобы принять на себя часть регуляторных и надзорных функций.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru