Автор:

Городское видеонаблюдение: опыт, эффективность, проблемы

В этом номере с вами:
Михаил БОЧАРОВ, менеджер по работе с ключевыми клиентами по России и СНГ компании Axis Communications
Александр КОРОБКОВ, главный архитектор компании Macroscop
Павел КУРИЛЕНКО, руководитель отдела развития бизнеса Samsung Techwin, Россия
Евгений ЕРОШИН, директор по маркетингу ООО «БайтЭрг»
Владимир ГРИЦЕНКО, ведущий инженер ООО «ВижнПро»
Владимир ЛЕГЕЗА, директор по маркетингу группы компаний «Контур СБ»
Светослав АНТЮШИН, региональный менеджер Pelco by Schneider Electric

Вопрос для обсуждения
У городских систем видеонаблюдения много сторонников, но не меньше и противников. Ваша позиция и – аргументы в ее пользу.

Михаил БОЧАРОВ:
– Безусловно, развитие систем городского видеонаблюдения делает город более безопасным и комфортным. Современные системы видеонаблюдения на основе IP-видеокамер являются не только средством удаленного наблюдения, но и дают возможность провести упреждающие действия за счет видеоаналитических возможностей: вовремя остановить движение поездов, получив от камеры уведомление о попавшем на рельсы человеке; остановить хулиганов, пытающихся нанести на стену граффити; вовремя среагировать на оставленный в оживленном месте предмет, оштрафовать владельца автомобиля, оставившего свой автомобиль на газоне или детской площадке. Согласитесь, что город станет намного комфортнее для людей, когда альтернативой физической преграде (стены и заборы) смогут стать видеокамеры.

Александр КОРОБКОВ:
– Я отношусь к сторонникам программы «Безопасный город». Количество преступлений в местах, где установлены камеры видеонаблюдения, снижается, а раскрываемость растет. На это оказывают влияние 2 фактора: во-первых, видеонаблюдение позволяет предупредить возможные правонарушения (например, в случае появления подозрительных лиц в поле зрения камеры оператор системы может принять меры), во-вторых, наличие камер оказывает останавливающий эффект на потенциального правонарушителя. Вспомните видеофиксацию нарушений на проезжей части: многие водители особенно внимательно относятся к скоростному режиму, соблюдению ПДД на участках дорог, где установлены видеокамеры. На мой взгляд, установка городских видеосистем в целом повышает уровень безопасности.

Павел КУРИЛЕНКО:
– Уровень жизни граждан определяется многими критериями, и один из них – безопасность. Безопасность нахождения в местах массового скопления, на ЖД и автовокзалах, улицах городов, дворовых территориях. Конечно, невозможно охватить каждую улицу, но, с моей точки зрения, внедрение городских систем видеонаблюдения положительно влияет на снижение криминогенной ситуации в городах.
К сожалению, мы все помним неудачные попытки реализации городской системы видеонаблюдения в Москве, когда подрядчики выдавали архивное изображение за онлайн-трансляцию. В случае если будут разработаны нормативные акты, четко описывающие требования к оборудованию и регламенты реагирования силовых служб, то городские системы видеонаблюдения могут быть эффективным инструментом обеспечения безопасности населения.

Евгений ЕРОШИН:
– Как и многое в России, такие системы задуманы были хорошо, но не продуманы до конца и реализованы неидеальным образом. Увы, зачастую ТЗ на такие системы пишутся исходя не из эффективности решения задач безопасности, а интересов тех или иных поставщиков, интеграторов, чиновников. Все равно в целом я за такие системы, пусть они даже не всегда работают а когда работают – не всегда настолько эффективны, насколько ожидалось, но как минимум они являются сдерживающим фактором для части преступников а населению дают ощущение безопасности и защищенности.

Владимир ГРИЦЕНКО:
– Безопасность всегда была основой стабильности и силы любого государства. Сегодня разновидность и число преступлений растет с каждым годом. Установка систем видеонаблюдения в городе – это прежде всего мера обеспечения безопасности. К примеру, благодаря городскому видеонаблюдению безопасность может быть обеспечена в общественном транспорте. Водители своевременно смогут заметить нарушителей, а также возгорание или задымление в салоне транспортного средства. Видеонаблюдение на улицах города также очень важно, особенно там, где не ведется частное видеонаблюдение, любое преступление может быть раскрыто по горячим следам.

Владимир ЛЕГЕЗА:
– Городское видеонаблюдение не просто полезная система, а необходимая. Она позволяет решать множество задач по обеспечению безопасности городов, а также разрешению спорных моментов и поиск людей, совершивших противоправные действия. Кроме того, это и защита имущества, и безопасность самих граждан.

Светослав АНТЮШИН:
– Городское видеонаблюдение, на мой взгляд, полезно и даже необходимо. Несмотря на этический аспект тотального видеонаблюдения и иногда даже возможное нарушение прав законопослушных граждан, безопасность того стоит. Целесообразно устанавливать системы видеонаблюдения там, где существуют наибольшие угрозы общественной безопасности и риск противоправных действий. К таким объектам относятся дороги, транспорт, места скопления людей, крупные городские объекты – например, спортивные стадионы, а также людные общественные места – парки, скверы.

Вопрос для обсуждения
Назовите основные проблемы (технические, технологические, организационные, правовые) внедрения и эксплуатации систем видеонаблюдения в российских городах.

Михаил БОЧАРОВ:
– В зависимости от города все перечисленные в вопросе проблемы имеют место быть в той или иной степени. Для больших городов актуальны проблемы организации больших многотысячных систем видеонаблюдения. Не всегда удается соединить между собой ранее установленные решения, работающие на разных системах управления видеонаблюдением (VMS). Для больших городов довольно актуальной является проблема установленных камер, которые непонятно куда и кому транслируют изображение. И порой проще начать строить систему заново, чем соединить абсолютно все камеры в городе в единую систему. Актуальной проблемой является также финансирование городского видеонаблюдения. В довольно большом количестве случаев в качестве инвестора выступает телекомоператор, который впоследствии и обслуживает систему, передавая городу (как одному из основных заказчиков) изображение по сервисной модели. В таком случае упор может быть сделан в первую очередь на тех частях системы, которые легче всего монетизировать: например, камеры, фиксирующие нарушение ПДД. В то же время до ситуационного видеонаблюдения и аналитики дело может дойти далеко не сразу и получить хорошую качественную камеру для дворового видеонаблюдения не всегда удается.

Александр КОРОБКОВ:
– На мой взгляд, основной технической сложностью является обеспечение передачи информации от видеокамеры на сервер в дата-центр, т. е. вопрос организации каналов связи. Необходимо обеспечить бесперебойную и быструю передачу больших объемов видеоинформации.
Также для прокладки каналов необходимо провести множество согласований, договориться об аренде городских объектов (например, опор линий электропередачи при воздушной прокладке), аналогичные действия необходимы при установке видеокамер (например, чтобы установить камеру на здание, необходимо провести согласование с его собственником и т. п.).
Компоненты системы видеонаблюдения должны быть сопрягаемы и взаимозаменяемы. Не могу сказать, что сегодня с этим нет проблем. Производителям необходимо двигаться в сторону стандартизации, унификации способов взаимодействия продуктов. Чаще всего системы видеонаблюдения городского масштаба устанавливаются поэтапно, используется оборудование разных производителей. Самый простой пример – питание видеокамер. Разные камеры требуют разного напряжения питания (5,9,12 и т. д. вольт), эта сложность разрешаема, но унификация позволила бы избежать лишних затрат времени и сил на ее решение.
Важна интегрируемость системы видеонаблюдения с другими системами «Безопасного города»: освещения, контроля потоков движения, системами оперативных служб. Необходимо обеспечить возможность обмена информацией между системами, возможность обработки и ее анализа в едином программном пространстве. Для этого необходима работа по единым стандартам, это также задача разработчиков и производителей оборудования.


Павел КУРИЛЕНКО:
– На базе оборудования Samsung Techwin уже реализовано несколько проектов городских систем видеонаблюдения, одним из самых сложных и в тоже время интересных стал проект «Безопасный город Н. Новгород». Администрация города хотела получить наиболее функциональное оборудование и интеллектуальное программное обеспечение. Для этого была создана межведомственная комиссия, в которую вошли представители силовых служб города. В ходе пилотных испытаний оборудования она определила производителей, которые наиболее соответствуют требованиям системы. В рамках пилотных испытаний нашим специалистам потребовалось оперативно доработать часть функционала, что позволило обойти конкурентов. Основной проблемой, с которой сталкиваются системные интеграторы при внедрении городских систем, является согласование мест установки и подачи электропитания на камеры. Зачастую случается, что за время согласования проектной документации и подписания контракта меняются собственники объектов, где должны быть смонтированы камеры, что приводит к затягиванию сроков сдачи системы.

Евгений ЕРОШИН:
– Технические и технологические в том, что до сих пор используются аналоговые камеры низкого разрешения, изображение с которых не позволяет идентифицировать злоумышленников, даже если их противоправные действия были зафиксированы. Организационные проблемы – в управлении системами и организации доступа к ним представителей различных ведомств, в оперативности работы с данными. Зачастую городские объекты, на которых требуется установить видеокамеры, принадлежат разным ведомствам, из-за чего усложняется получение разрешения на их установку и обслуживание.

Владимир ГРИЦЕНКО:
– В Москве и Московской области очень развит рынок видеонаблюдения. Здесь работают действительно специалисты своего дела, и можно найти любое оборудование, требуемое по самым разным техническим заданиям, да еще и по доступной цене. В регионах, особенно в небольших, дела обстоят иначе. Не всегда есть выбор оборудования, из-за чего происходит удорожание систем видеонаблюдения, и многие компании и жители города просто не могут позволить себе устанавливать охранное видеонаблюдение. Кроме того, не всегда есть компетентные инженеры, поэтому возникают трудности в установке и внедрении систем видеонаблюдения, особенно в северных регионах с суровыми погодными условиями.
Рассматривая правовой аспект эксплуатации систем видеонаблюдения, можно с уверенность сказать, что правовая проблема касается абсолютно всех регионов страны. Имеется в виду несоблюдение частных прав людей, нарушение правил оснащения видеонаблюдения зданий и помещений, видеонаблюдение за работниками без их согласия и т. д.

Владимир ЛЕГЕЗА:
– Основные проблемы систем «Безопасный город» в технической реализации и в использовании системы в корыстных целях. Например, очевидна проблема устаревания оборудования в процессе реализации проекта. Проект согласовывается на длительный срок, и за это время технологии и возможности систем видеонаблюдения значительно уходят вперед, а в итоге компания-интегратор устанавливает устаревшее оборудование, не говоря уже о камерах, установленных год-два, а то и три года назад. Что касается вопроса правового, то здесь важно не допустить использование системы в корыстных целях административными сотрудниками, управляющими работой системы «Безопасный город». Кроме того, «Безопасный город» является системой, которая требует особой безопасности, так как нарушение ее работы и намеренный вывод из строя могут привести к нарушению работы инфраструктуры города.

Светослав АНТЮШИН:
– В России далеко не все города готовы к внедрению единой сети видеонаблюдения. Первая проблема – это отсутствие инфраструктуры, достаточно широких каналов передачи данных. Вторая проблема – отсутствие возможности подобные системы обслуживать (не всегда хватает финансовых или людских ресурсов). В целом на сегодняшний день государство ведет финансирование подобных проектов, и, я думаю, подобные системы будут продолжать развиваться.

Вопрос для обсуждения
Каким функционалом и техническими характеристиками должно обладать используемое в городских системах видеонаблюдения оборудование?

Михаил БОЧАРОВ:
– Наиболее приоритетными в этом вопросе характеристиками являются качество получаемого изображения, надежность и отказоустойчивость. Городское видеонаблюдение является, на мой взгляд, одной из самых сложных с точки зрения получения качественной картинки, задач. За одни сутки в кадре может быть сильная засветка за счет солнечного света в одной части кадра и тень в другой, дождь или снег, и, конечно, немаловажным является получение хорошей картинки в условиях низкой освещенности. Камера должна показывать максимальное количество деталей в любых условиях освещенности и передавать это изображение потребителям без сбоев. Решающую роль в дальнейшем расследовании могут сыграть именно детали: цвет одежды, точно распознанный номерной знак автомобиля, особые приметы (родинки, татуировки).

Александр КОРОБКОВ:
– В видеосистемах «Безопасных городов» высока роль интеллектуальных функций. В реальном времени видеоанализ позволяет оперативно реагировать на различного рода ситуации, появление в поле зрения камеры определенных людей или объектов. В архиве интеллектуальные функции позволяют быстро и точно находить видеофрагменты, соответствующие тем или иным событиям, и на основании этих видеоданных расследовать правонарушения.
Многие функции видеоанализа требуют высокого разрешения поступающих с камер кадров, а это значит, что для видеосистем «Безопасных городов» выбирать стоит мегапиксельные IP-, HD-SDI-камеры. Кроме того, зачастую камеры размещаются на удалении от серверов, и это еще одна причина для выбора IP-оборудования.
Программное обеспечение системы должно поддерживать функцию синхронного воспроизведения видеопотоков от нескольких камер для того, чтобы оператор системы или лицо, проводящее расследование происшествий, смогли получить полную картину событий из архива.
Для оперативного реагирования на ситуации необходима возможность организации центра мониторинга с поддержкой тревожных мониторов. Из инструментов видеоанализа особенно полезны будут модули трекинга, перехвата по особым приметам, контроля правил дорожного движения, а также различные детекторы: скопления людей, оставленных предметов, падения, дыма и огня.
Для обеспечения сохранности полного архива даже при возникновении проблем с сервером (в случае его выхода из строя, обрыва связи с камерой) рекомендуется устанавливать камеры с возможностью сохранения видео на SD-карте и дальнейшей синхронизации с сервером видеонаблюдения.
Камеры видеонаблюдения в системах «Безопасных городов» устанавливаются в общественных местах с большой проходимостью людей, значит, они должны быть вандалозащищенными, уличные камеры должны быть оснащены специальными кожухами для обеспечения работы в разных погодных условиях. Для съемки в темное время суток необходима ИК-подсветка, так как естественного и искусственного освещения иногда бывает недостаточно для получения качественной картинки.

Павел КУРИЛЕНКО:
– Функционал и технические характеристики задаются техническим заданием на систему. Сейчас наибольшее применение получили IP-камеры высокого разрешения (Ful lHD), а также поворотные камеры с большим оптическим зумом. Качество изображения зависит от нескольких факторов: количества пикселей на матрице, оптических характеристик объектива, светочувствительности матрицы, применяемой технология сжатия и интеллектуальной обработки изображения. Можно выделить несколько основных требований, которые наиболее важны для городских систем видеонаблюдения: поддержка двух кодеков сжатия H.264 и MJPEG, функция «день-ночь», желательно встроенная ИК-подсветка, широкий температурный диапазон.

Современные IP-камеры позволяют использовать встроенную видеоаналитику на борту камеры, что значительно снижает нагрузку с центрального сервера управления и повышает эффективность системы. Уже сейчас доступна следующая видеоаналитика: детектор движения, пересечение «виртуальной границы», детектор лиц, детектор оставленных предметов, автоматическое слежение за движущимся объектом.

Евгений ЕРОШИН:
– На современном уровне развития CCTV видеокамеры должны быть сетевыми с разрешением не менее 2 Мп, желательно с функциями видеоаналитики как минимум для самоконтроля работоспособности и избегания ложных срабатываний. В необходимых местах должны использоваться антивандальные видеокамеры, для контроля общественных мест большого размера – PTZ-камеры. В ряде случаев видеокамеры должны быть интегрированы с иным оборудованием – осветительным, контроля доступа, громкоговорителями – для того чтобы оператор системы мог взаимодействовать с людьми и оборудованием на объекте. Для передачи сигналов должны использоваться оптоволоконные каналы большой пропускающей способности. Системы управления данными должны быть интегрированными и распределенными, обладать видеоаналитическими функциями, как минимум возможностью быстрого поиска записей по заданным критериям. Распознавание лиц желательно.

Владимир ГРИЦЕНКО:
– По моему мнению, оборудование для систем городского видеонаблюдения должно обладать такими техническими характеристиками, как возможность регистраторов хранить информацию не менее двух недель, хорошая разрешающая способность видеокамер. Также к основному набору функционала оборудования необходимо отнести детекцию движения, детекцию по лицам, «сухие контакты», маскирование, отслеживание номеров въезжающих машин. Серверы требуются с хорошим функционалом аналитики.

Владимир ЛЕГЕЗА:
– В городских системах видеонаблюдения должны применяться современные технологии и решения. Камеры наблюдения, например, должны быть не менее 2 Мп для обеспечения достаточной детализации, а записывающее оборудование, видеосерверы должны обладать системами видеоаналитики для облегчения и автоматизации работы операторов, так как камер в системе может быть до нескольких десятков тысяч и следить за всеми одновременно крайне затруднительно.

Светослав АНТЮШИН:
– В первую очередь устройства, используемые в городских условиях, должны иметь класс защиты и рабочий температурный диапазон, соответствующий климату места установки. Во-вторых, необходимо обращать внимание на чувствительность камер при проектировании систем, ведь рабочими условиями может быть как низкая освещенность, так и встречные засветки от фар автомобилей или от солнца.
Что касается разрешения видео, на мой взгляд, оптимальным на сегодняшний момент (по требуемой ширине каналов и глубине архива), является 2 мегапикселя. Многомегапиксельные же камеры могут быть использованы, например, на площадях, обязательно хорошо освещаемых. Важной характеристикой камер должна быть низкая цена обслуживания. Например, на трассах города все камеры, не важно, стационарные они или поворотные, должны быть оборудованы щеткой-стеклоочистителем. Как показывает практика, большого смысла в омывателе нет, тем более что камера с омывателем требует дорогостоящего обслуживания.

Вопрос для обсуждения
Зарубежный опыт: что нужно и что не нужно использовать?

Михаил БОЧАРОВ:
– На мой взгляд, решение задач для городского видеонаблюдения в каждой отдельно взятой стране может быть решено по-разному и опыт других стран может оказаться как положительным, так и отрицательным. Например, для нашей ментальности бегущий человек может означать то, что он либо убегает от кого-то, либо догоняет – и такое поведение уже не считается условно нормальным в отличие от ряда других стран. В любом случае стоит изучать опыт уже внедренных систем, но подходить к написанию технического задания на собственную систему рассудительно, а не пытаться перенести все AS IS.

Павел КУРИЛЕНКО:
– За рубежом городские системы видеонаблюдения начали внедряться значительно раньше, чем в России. Безусловно, нам необходимо обмениваться опытом внедрения подобных систем, но могу сказать, что концепция сервисной модели, которая реализована в рамках проекта «Безопасный город Москва», полностью себя оправдала, и сейчас рассматривается вопрос о внедрении сервисной модели и в других городах России.

Евгений ЕРОШИН:
– Тут хотелось бы сказать лишь об одном интересном европейском опыте – когда для контроля за городским видеонаблюдением привлекаются граждане. В частности, проживающие в районе, в котором установлены видеокамеры. Уверен, что этот опыт при достаточной смелости и разумности внедрения может вывести эффективность таких систем на новый уровень. Ведь сейчас одному оператору приходится всматриваться в изображения с десятка видеокамер, а при внедрении данного опыта каждая камера будет под присмотром нескольких жителей, гораздо более заинтересованных в эффективности видеонаблюдения, чем неведомый оператор.

Владимир ГРИЦЕНКО:
– Из зарубежного опыта, наверное, нам следует использовать самое главное – соблюдение прав частной жизни людей.

Светослав АНТЮШИН:
– В целом на сегодняшний день мы несильно отстаем в области видеонаблюдения от зарубежных стран, разница есть лишь в количестве применяемых камер, но это вопрос времени и финансирования. Положительным же опытом, который следовало бы применять для систем «Безопасный город» и видеонаблюдения на транспорте, является использование преимуществ облачных (VSaaS) технологий, а именно видеомониторинг как сервис (VMaaS). Эта технология может использоваться как правоохранительными органами, так и частными охранными предприятиями для оперативного видеомониторинга или просмотра архивных записей с интересующих их объектов из любой точки города, с любого мобильного устройства.

Вопрос для обсуждения
Перспективы городских систем видеонаблюдения

Михаил БОЧАРОВ:
– Я отношусь к развитию городских систем видеонаблюдения с большим энтузиазмом и верю, что это направление будет развиваться одним из первых и поможет стать городу по-настоящему «умным». Конечно же, наравне с системами видеонаблюдения должны развиваться и остальные системы. Представьте, что, к примеру, среагировав на сигналы от камер видеонаблюдения, автобусный парк подал несколько дополнительных автобусов для того, чтобы забрать людей, вышедших с концерта; или светофоры, которые перестроили автоматически движение транспорта в районе, получив сигнал о ДТП или работе снегоуборочных машин с камер видеонаблюдения.

Павел КУРИЛЕНКО:
– 3 декабря 2014 г. распоряжением правительства РФ № 2446 утверждена концепция построения и развития АПК «Безопасный город». Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.
Как видно из разработанной правительством концепции АПК «Безопасный город», к ее реализации будут привлечены администрации муниципальных образований, которые, в координации с силовыми службами будут отвечать за внедрение и обслуживание комплексов. Если в процессе внедрения и эксплуатации комплексов будут внедряться передовые технологии ведущих разработчиков систем видеонаблюдения, то затраченные средства окупятся в короткий срок и эффективно повысят безопасность, а значит, и уровень жизни населения.

Евгений ЕРОШИН:
– В масштабах истории городское и вообще видеонаблюдение сейчас находится в зачаточном состоянии. Поэтому я буду смотреть в далекие перспективы – когда лица всех с рождения будут в правительственных базах и городские системы будут в прямом смысле контролировать каждый шаг на территории города. Когда для камер не будет мертвых зон, так как они будут способны сниматься с мест установки и подлетать к интересующим объектам, чтобы получше рассмотреть ситуацию. Когда для сохранения своей власти правительства будут запрещать носить капюшоны в общественных местах, а правозащитники будут бороться за запрет 100-мегапиксельных гибридно-тепловизионных камер. Когда жителей городов отучат не только от правонарушений, но даже от самих мыслей об оных. Но станем ли мы тогда счастливей?

Владимир ГРИЦЕНКО:
– Скорее всего, в ближайшем будущем нас ждет рост числа установленных систем городского видеонаблюдения как в крупных, так и в малых городах России, а также ужесточение требований к установке данных систем, их монтажным организациям.

Владимир ЛЕГЕЗА:
– Перспективы развития городских систем видеонаблюдения – это не только обеспечение безопасности жителей города, но и автоматизация многих процессов – поиск преступников, контроль автотранспорта (нарушения правил, переключение светофоров, поиск угнанных автомобилей, контроль загруженности дорог), автоматизированная охрана объектов.

Светослав АНТЮШИН:
– Городские системы видеонаблюдения, несомненно, будут развиваться. Многочисленные примеры по всему миру показывают, что внедрение городских систем видеонаблюдения способствует снижению преступности. Так, например, в столице Малайзии Куала-Лумпуре число преступлений снизилось на 40% благодаря установке систем видеонаблюдения в районах с повышенным уровнем преступности. В России специфика такова, что исторически нет четко определенных криминальных районов, например, в Москве. В целом логика, которой руководствуются власти города для выбора мест установки камер, правильная. Например, установка видеокамер на подъезды уже доказала свою состоятельность, осталось доработать некоторые технические аспекты в плане применяемых камер, инфраструктуры и систем видеомониторинга.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru