Автор: Николай АФАНАСЬЕВ, директор департамента Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ) Дарья ВАГАНОВА, руководитель пресс-службы НСОПБ

Несколько слов о системах и элементах противопожарной защиты зданий и сооружений

1. Введение
В 2013 г. в Российской Федерации было зарегистрировано около 153 000 пожаров, в которых погибло более 10 500 человек (в том числе около 500 детей). Прямой материальный ущерб причинен в размере более 13,0 млрд руб.
Ежедневно, по данным отдела государственной статистики пожаров и информационных ресурсов ДНПР МЧС России, происходит более 400 пожаров, при которых гибнут и получают травмы десятки человек. Ежедневный материальный ущерб составляет десятки миллионов рублей. Увеличение материального ущерба от пожаров обусловлено ростом числа пожаров с крупным материальным ущербом за последние годы.
По сравнению с аналогичным периодом 2012 г. зарегистрирован рост количества пожаров в лабораторных помещениях (+20,0%), рост числа погибших отмечен в складских помещениях (+58,8%), административных помещениях (+11,1%) и в помещениях для хранения и ремонта транспорта (+13,3%).
На основании ежегодных анализов исследования пожаров, произошедших на территории нашей страны, на объектах, оборудованных системами противопожарной защиты, в среднем в 30% случаев существующие системы не выполнили свою основную функцию. Низкий уровень эффективности срабатывания систем противопожарной защиты на данных объектах не позволил своевременно, на ранней стадии обнаружить возникновение пожаров, что привело к их позднему выявлению и значительному развитию. Последствиями этого стали причиненный материальный ущерб, а в ряде случаев и гибель людей.
Национальные стандарты, устанавливающие требования к выполнению работ и оказанию услуг в области обеспечения пожарной безопасности, в настоящее время отсутствуют, что и приводит к плачевным последствиям.
В 2014 г. под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору Бориса Борзова были разработаны «Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору)».
Необходимо четко представлять, что современные объекты могут характеризоваться концентрацией производственных и энергетических мощностей, автоматизацией производственных комплексов, в которых перерабатываются и хранятся пожаро- и взрывоопасные вещества, увеличением вместимости товароматериальных складов, применением в строительстве облегченных конструкций из металла и полимерных материалов, обладающих низкой огнестойкостью.
Обеспечение пожарной безопасности объектов сложно и связано с рядом проблем. Все это требует внимательного подхода к проблеме пожарной безопасности и широкого внедрения надежных и экономичных систем противопожарной защиты. О мероприятиях, с помощью которых возможно снижение рисков гибели работников и посетителей, минимизация возникновения пожара и ущерба от него, будет рассказано в этой статье. Кроме того, будут даны рекомендации, каким образом минимизировать затраты на обеспечение пожарной безопасности и предупредить возможные штрафные санкции.

2. Состояние систем и элементов противопожарной защиты, применяемых для зданий и сооружений

Для обеспечения пожарной безопасности любого рода объектов могут использоваться следующие системы и элементы противопожарной защиты объектов:
1) средства огнезащиты;
2) системы противодымной защиты (ПДЗ);
3) заполнения в проемах противопожарных преград;
4) лестницы пожарные наружные стационарные, ограждение кровли;
5) внутренние противопожарные водопроводы (ВПВ);
6) системы автоматической пожарной сигнализации (АПС);
7) системы автоматического пожаротушения (АПТ);
8) системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).
Системы противопожарной защиты являются неотъемлемой составной частью оснащения объекта современными средствами техники безопасности и охраны труда, а также ключевой составляющей системы пожарной безопасности объектов защиты. Поскольку технические средства пожарной защиты непрерывно усложняются, повышается эффективность и расширяется их специализация, они должны быть грамотно рассчитаны, спроектированы, смонтированы и обслужены.
Как показывает практика, неэффективная работа систем противопожарной защиты вызвана ненадлежащим качеством работ организаций, выполняющих работы по монтажу этих систем. Данные организации не всегда в полной мере располагают квалифицированными специалистами и лабораторно-аналитическими приборами для проведения контроля качества. Отсутствие в штате организации квалифицированных специалистов по оценке качества и эффективности смонтированных систем противопожарной защиты, осуществляющих приемку выполненных работ, также не позволяет выявить дефекты и нарушения на стадии ввода систем в эксплуатацию, а зачастую и на стадии проектирования.
Подобные проблемы встречаются практически на всех объектах, от промышленных зданий до школ и жилого сектора. Приемку работ в области обеспечения пожарной безопасности на объектах зачастую осуществляют сотрудники, которые не обладают специальными знаниями и практическим опытом оценки качества работ в области пожарной безопасности. В первую очередь они формируют выводы о соответствии выполненных работ на основании перечня документов и оборудования, изложенных в техническом задании на выполнение работ, которое, как правило, подготовлено некомпетентными в этой области специалистами. В данном случае доминирующим аргументом качества является выполнение работ лицензированной организацией, что при существующих инструментах лицензионного контроля недостаточно объективно. Ведь зачастую органы, осуществляющие лицензионный контроль, в полной мере не могут оценить выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами. Данное обстоятельство обусловлено в первую очередь тем, что лицензиат выполняет свои работы на объектах юридических лиц, которые не заинтересованы в излишнем внимании органов, осуществляющих федеральный пожарный надзор, и, соответственно, в качестве выполняемых работ. А органы федерального пожарного надзора не наделены полномочиями по рассмотрению проектной документации и полномочиями по приемке и вводу в эксплуатацию.
Сложившаяся ситуация вызывает серьезную озабоченность, ибо есть очевидные проблемы с качеством производства работ по обеспечению систем противопожарной защиты объектов, а соответственно, и эффективностью расходования средств.
Важное значение имеет глубокое изучение специфических особенностей и условий работы системы защиты и ее элементов. Оценка соответствия и подтверждение функциональных характеристик элементов систем противопожарной защиты должны осуществляться квалифицированными специалистами (экспертами), обладающими практическим опытом работы и специальными знаниями в данной сфере.

3. О «Временных методических рекомендациях по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору)»
Методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору) разработаны для инспекторов федерального государственного пожарного надзора.
«Системы противопожарной защиты являются важной составной частью системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты. При этом условием эффективного применения указанных систем является соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности при производстве монтажных работ и дальнейшей эксплуатации систем противопожарной защиты.
В связи с этим организация и осуществление мероприятий по контролю за соблюдением данных требований требует значительного внимания со стороны надзорных органов МЧС России».
Таким образом, при проведении мероприятий по контролю инспекторам федерального государственного пожарного надзора вменено в обязанность проводить оценку соответствия систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений по направлениям:
– соответствие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– соответствие требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, проектной и рабочей документации.
При обнаружении нарушений налагается штраф, выдается предписание на устранение недостатков и, соответственно, вас ждет внеплановая проверка по результатам устранения замечаний.
Приведем «примерный перечень категорий объектов для осуществления таких проверок:
1) здания, построенные по СТУ (ТУ), материалы которых рассматривались на нормативном совете УНД ГУ МЧС России;
2) многофункциональные здания;
3) жилые здания высотой 28 м и более;
4) общественные и административные здания высотой более 30 м;
5) здания, оборудованные системами автоматического пожаротушения; 6) здания, оборудованные одновременно автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления, эвакуацией людей при пожарах и системой противодымной защиты;
7) объекты завершенного строительства и реконструкции».
Из перечня видно, что почти все предприятия будут подвергаться оценке соответствия систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю со стороны федерального государственного пожарного надзора.
Как отмечалось выше, оценка соответствия и подтверждение функциональных характеристик элементов систем противопожарной защиты должны осуществляться квалифицированными специалистами (экспертами). Поэтому «…органы федерального государственного пожарного надзора при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) должны привлекать экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия».
«Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору)» стали прообразом первых национальных стандартов в области монтажа, ремонта и обслуживания систем и элементов противопожарной защиты.
Разработка национальных стандартов (в том числе и требований) возложена Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) на ТК 001 «Производственные услуги», созданный на базе НСОПБ (Приказ № 1417 от 26 сентября 2014 г. «О создании технического комитета по стандартизации ТК 001 «Производственные услуги»).
Приказом утверждены структура технического комитета и перечень организаций членов. В рамках ТК «Производственные услуги» созданы 4 подкомитета:
– ПК 1 «Услуги в области обеспечения пожарной безопасности»;
– ПК 2 «Услуги в области производства, рекомендаций по применению, монтажу и эксплуатации инженерно-технических средств обеспечения безопасности»;
– ПК 3 «Услуги в области обеспечения взрывобезопасности»;
–ПК 4 «Услуги в области технических систем аварийной сигнализации, систем противопожарной защиты, систем оповещения».

4. Несколько слов о минимизации
Определить необходимые показатели систем обеспечения пожарной безопасности может и сам собственник, но при наличии лабораторного аттестованного оборудования, квалифицированного персонала, нормативной документации и т. д. Как правило, всего этого у собственника нет.
Но «Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору)» дают подсказку.
«Допускается привлекать экспертов и экспертные организации для проведения испытаний (исследований) систем и элементов противопожарной защиты в случае оценки соответствия данных систем и элементов в форме, установленной ч. 2 ст. 145 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которая гласит:
«1. Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Добровольное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации».
Таким образом, если при проверке федерального государственного пожарного надзора вы предоставляете инспекторам сертификаты на системы и элементы противопожарной защиты, установленные на предприятии, тогда повторные исследования или их испытания не проводятся.
Поэтому для решения этих проблем у руководителей предприятий три пути:
– первый – спокойно ждать результата и иметь шанс понести необоснованные расходы, повторно проведя работы, заменить (возможно, исправные) технические средства, предварительно заплатив штраф 150 000 руб.;
– второй – предварительно провести добровольную сертификацию и представить результаты инспектору (разъяснение МЧС России от 13.04.2011 № 19-2-13-1281, подтверждающее законность применения результатов добровольной сертификации).
При выборе второго пути между собственником и инспектором встает третья законная сторона, которая подтвердит исправность систем противопожарной защиты и не допустит необоснованных требований (в случае их появления) по замене технических средств или повторном проведении определенных видов работ. Результат – отсутствие штрафов и необоснованных затрат;
– третий – привлечь специализированую организацию, что позволит заставить исполнителя устранять нарушения за свой счет (это устанавливается договором на проведение работ). Руководителям предприятий целесообразно включать этот пункт в условия тендеров для защиты своих интересов от недобросовестных поставщиков услуг в области пожарной безопасности.
Использование добровольной сертификации работ и услуг в области обеспечения пожарной безопасности позволяет эффективно защитить потребителей от недобросовестных поставщиков услуг и работ как в целом на рынке, так и в рамках развития контрактной системы. Снижает коррупционную составляющую при проведении мероприятий по контролю, проводимых органами строительного надзора и органами федерального пожарного надзора. Позволяет существенно сократить применение схем откатов при реализации контрактов на выполнение работ и услуг в области обеспечения пожарной безопасности, так как высвобождение средств для данных схем от общей стоимости работ образуется именно за счет применения ненадлежащего оборудования и невыполнения ряда работ, предусмотренных комплектом рабочей документации.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru