Автор: Аркадий Гамбург, генеральный директор ООО «Компания Семь печатей»

О кэше и трэше, или Долги наши тяжкие

Через платежные системы осуществляется перевод денег. С юридической точки зрения происходит перевод долга: средства, которые платежная система должна одному из клиентов, она становится должна другому клиенту.
Википедия


Новая встреча, как всегда, была неожиданна. На людной улице рядом притормозило эксклюзивное авто неведомой мне марки, и незаметно для прохожих и самого себя я оказался втянутым внутрь.
И хотя никаких тайн я не знал, свидетелем мафиозных разборок не был, а выкуп мог отдать разве что контроллерами СКУД , все равно перепугался я не на шутку. Впрочем, увидав уже почти родного мне олигарха, я почти успокоился.
– Что-то ты бледный сегодня, – вместо приветствия сказал он.
– Да… работы много.
– Работа должна приносить три вещи: здоровье, удовольствие и деньги. Именно в такой последовательности, – изрек хозяин вагона.
«Да уж: если у них нет хлеба, пусть едят пирожные», – вспомнил я веселую королеву. Впрочем, та за свою шутку ответила головой, поэтому я решил промолчать.
Знающие героя моего рассказа уже поняли, что я в основном молчал и дальше, так что теперь с полным правом, экономя на репликах, превращаю диалог в монолог.
– Ты ешь, пей, отдыхай, – продолжил хозяин тему здоровья и пирожных, – там времени не будет. Увидишь, увидишь: все будет реально, грубо и совершенно зримо. И чтобы мне больше фантастику не писал. А что же это? Про мой институт в горах написал в духе Флеминга . Общее мнение – трэш чистой воды. И проверить нельзя, потому что далеко.
А вот то, что я сейчас покажу, – близко, каждый может поехать и проверить. Всего-то 110-й километр МКАД, там мне Сантьяго Калатрава центр построил – «Королевский бутерброд» называется. Сделан в форме бутерброда не какого-то там бургмаркера, а настоящего русского бутерброда, которому рот от души радуется. Не видел? Ну, так у тебя все впереди.
Что там есть? Да все там есть, вот что ни придумаешь – то и есть. Бизнес-центр – само собой, на верхнем этаже, там, где ломоть сыра. Бассейн – под листиком салата. Фитнес – в куске сала. Магазины – все нижние этажи в ломте нарезного батона. Кинотеатры – подземные уровни. Ресторан – на самом верху, под прозрачным срезом ветчины. Казино – сбоку в капле стекающего кетчупа. Ну, и так далее, но дело не этом, дело, конечно же в…
…Умный, знаешь, зачем я тебя приглашаю? Конечно же, дело в контроле доступа, который, как говорится в народе, всему голова. Я же тебе уже доказал и показал, что СКУД – это точка отсчета, база, даже я бы сказал, базис, на котором можно строить что угодно. Ну, не придет же никому в голову рассуждать на тему «охранная сигнализация и автоматизация платежно-расчетных операций». Или «противопожарные системы и учет рабочего времени».
А вот контроль доступа со всеми легко сочетается, как богатый вдовец, ха-ха.
Он – не вдовец, конечно, а доступ – фиксирует пространственно-временные перемещения человека, использует их прежде всего для основного назначения – контроля доступа и сохраняет всю полученную информацию. Как будут использоваться сохраненные данные, строго говоря, дело уже не его, а как раз того или той, кто с ним сочетается.
Но кто бы ни сочетался – учет соблюдения трудовой дисциплины, начисление выплат или, наоборот, штрафов, подсчет времени пребывания в сауне или на парковке, снятие денег со счета – любая операция будет проводиться только после однозначной идентификации, так сказать, предмета учета, то есть субъекта. А для идентификации нужно что? Правильно – идентификатор. Идентификатор личности.
Нет, нет, я не буду грузить тебя всякими ноу-хау типа распознавания лиц, ауры и кармы. Здесь я использую старые добрые RFID-карты.
Всего у меня три типа карт. Первая – сотрудники. Им нельзя никуда, кроме своего рабочего места. Впрочем, еще в одно место можно. Да, конечно, и туда по карте. Для сотрудников туалеты отдельные, бесплатные. Впрочем, не совсем бесплатные – час в день можно, что свыше – оплачивается, точнее, вычитается. Из зарплаты. Равно как и штрафы за опоздание, уход, недоработки. Так сказать, выход – по таксе, такса висит на видном месте. Что еще по таксе? Завтраки, обеды, ланчи и прочие брейки. В кафе бери, что хочешь, все бесплатно, только картой поводи. Да-да, тоже из зарплаты. Что еще? Перекуры, конечно. Я – враг курения, да и закон соблюдаю. Для перекуров специальная комната. Пять минут в день покурил – можно считать день не работал. А если больше – в конце месяца мне должен будешь. Да, суров. Суров, но справедлив. Кто не курит и не пьет, тот в конце месяца получает свои кровные полностью. Минус подоходный, разумеется.
И это не я, не начетчики, то есть учетчики, не табельщики, не бухгалтера. Это – система. Это – СКУД.
Вторая категория карт – арендаторы. Эти меня волнуют меньше всего. Только бы ходили, куда положено, и не шлялись, где попало. Конечно, не будут, система не пустит. Ни за какие деньги. А вот в конце месяца я своим арендатором списочки предоставляю. Да-да, о похождениях, так сказать, их сотрудников. Стоимость само собой входит в арендную плату. Чего хмыкаешь – вот ты всю жизнь так хмыкаешь, потому и бизнес у тебя никакой.
Арендаторы еще хороши тем, что к ним приходят клиенты, клиенты для них – деньги, каждому они продадут что-то хорошее ну, или плохое, мне не важно. Мне важно, что на каждого гостя пропуск надо оформить.
Ну, ты и представил себе какой-то советский НИИ-ящик, в который пропуск оформляют три года.
Все делается в одно касание, да и не мне тебе рассказывать. Точнее, в два: на нашем сайте оформляешь заявку, а барышня на ресепшне паспорт сканирует. И все. Гостю карту в руки – и вперед, охмуряйте его вашими чудо-товарами. Но и я с каждого гостя денежку имею по праву, так сказать, первой ночи и полностью автоматически, только в конце месяца арендатору отчет: сколько приглашали – столько и платите, любое количество за ваши деньги.
Вот ты жмешься, будто я ворую нетрудовые доходы. Уверяю тебя, я за каждого гостя перед налоговой отчитываюсь, все поступления у меня белые, равно как и отчисления. И опять-таки все автоматом: проход гостя – списание денег. Куда проход? Хороший вопрос. Если туда и обратно – одна такса, а если вот он обратно не вышел, то, извините, штраф с вас, дорогие коллеги по бизнесу. Следить надо за своими клиентами.
И третья категория – самая главная: посетители. Самая лакомая, потому что самая денежная. Но без системы, то есть без изначального контроля доступа, доход был бы не тот.
Посмотри на любой торговый центр – что там? Да не покупатели покупают, а толпы безумцев ошарашенно бродят по залам, пытаясь понять, что им нужно, и потом это якобы нужное найти на просторах мегамоллов.
Я же с помощью карты полностью контролирую и учитываю весь процесс их перемещения, понимания и поиска, я знаю каждого, так сказать, в лицо, знаю его думы и чаяния: что хотят увидеть, купить и съесть.
Представь себе бабушку, заблудившуюся в этом лабиринте торгового минотавра, отчаявшуюся найти, что хотела, уже и забывшую, что она, собственно, хотела, и надеющуюся найти хотя бы выход. И вот эта бабушка – да ты сейчас увидишь сотни таких бабушек и дедушек – садится на лавочку, а возле лавочки скромно стоит маленький волшебник-терминал, на лице которого так и написано: ну поднеси ко мне карточку – и я помогу тебе, я так хочу помочь тебе. Причем на самом деле так и написано.
И бабушка подносит к нему свою карточку, и волшебник говорит ей приятным мужским голосом (с женщинами у меня разговаривают мужчины, а с мужчинами женщины).
– Марья Ивановна, – спрашивает он ее, – а что вы все же хотели купить у нас?
Бабушка испуганно задумывается и вдруг вспоминает:
– Подарочек хотела внучку купить.
– А какой?
– Ой, – отвечает бабушка, – вон, – отвечает старая.
– Айфон, – догадывается волшебник. – А денег-то, Марьванна, хватит?
– А сколько? – уже деловито осведомляется бизнес-старушка. – Да вот столько, – извиняется маг.
– Не хватит, – расстраивается старая, – обидится внучек-то.
– Ничего, мэм, – на секунду задумается чудо-автомат, – у вас же карта, а по карте со скидкой, и вот если вы пойдете прямо-налево-направо, то и внук ваш будет доволен, и вам на стаканчик сока останется.
– Сока, – торгуется бабка, – мне бы чего покрепче.
– И на покрепче останется, – соглашается сговорчивый механизм. – Идите да обрящите.
Ну, ладно, серьезно так серьезно. А вдоль дороги компьютеры с экранами стоят, то есть терминалы, то есть частицы сетевого разума, как торт кремом, залитые софтом, который, то есть софт, а не крем, идентифицирует приложенную карту по базе бабок и разговаривает с ней. А она с ним, ну может, не разговаривает, а пишет, бабки ведь все давно поголовно грамотные. Это скорее внук ее писать не умеет, а только пальцем окна гонять. Он же – опять-таки софт, а не внук – выспрашивает, что купить, ищет, где и почем, учитывает скидку и указывает путь.
Моя система, вышедшая из твоего контроля доступа, теперь не просто контролирует доступ, она сама обеспечивает его, она мягко и ненавязчиво, как опытный обольститель, подталкивает сомневающегося, направляет растерявшегося, убеждает придирчивого, превращает потенциальную энергию броуновского движения покупателей в кинетическую силу реальной покупки.
И здесь начинается мое второе правило: никаких наличных. Все беды в этой жизни от денег – от наличных денег. Они теряются, их долго считать, их всегда не хватает, их крадут. Наличка – это нервы и крик, очереди и ругань, толкотня и сердечные приступы. Кэш, как и трэш, – зло.
В моем королевстве нет наличных. Раз нет наличных, значит, нет касс. Раз нет касс, нет и кассиров. Есть только терминалы – все те же умные частицы великой вычислительной сети.
На что я люблю английский за точность терминов, но в русском компьютерная сеть называется куда как точнее – она именно вычислительная .
Нет, у меня не только охранники работают, у меня есть продавцы-консультанты. Мои чудо-терминалы уже подвели к ним созревшего для покупки субъекта. Клиент, как говорил Сеня, готов. Дело консультанта – сделать из него покупателя.
А ты как будто не хочешь продавать больше. Нет, не любыми средствами. Я же не граблю и не заставляю, я не взвинчиваю цену и не продаю дрянь. Наоборот, я сокращаю моржу до минимума, но при этом я должен увеличить продажи.
Так вот моя, как сейчас выражаются, инновация в том, что покупатель сам оформляет покупку на терминале. Да-да, и наша бабушка, Марья Ивановна, тоже сама оформит внуков «ой-вон». Элементарно: подносит вещь со штрих-кодом, подносит свою карту (порядок тут не важен), при необходимости подносит банковскую карту. Ну да еще надо ввести пин-коды. Справится. Как говорится, не можешь – научим, не хочешь – заставим. В конце концов, в самом беспробудном случае продавец поможет.
А ты, паршивец, всегда знаешь, как больнее ударить. Конечно, совсем без наличных не обойтись, народ у нас упертый, даже если за оплату наличными введут смертную казнь через четвертование, все равно будут пытаться деньги всучить. Поэтому я вынужден пока держать обычные кассы, хотя ты понимаешь – это выручка, которую надо ежедневно сдавать, хранить, считать, отчитываться.
Я же выстраиваю полностью бесчеловечную систему. Что ты на меня так смотришь? Бесчеловечную – в смысле работающую без человека, а ты что подумал? Ну да, можно назвать ее автоматической или автоматизированной: автоматизированная платежная система. Пусть будет так.
Так вот, я выстраиваю ее логически непротиворечивой снизу доверху, то есть с регистрации человека в СКУД, с контролем его перемещения в пространстве и времени, с оптимизацией его, хаотического по самой природе, перемещения в нужном мне направлении к месту нахождения нужного ему товара, с приобретением этого товара, причем опять-таки самым оптимальным и быстрым способом – путем регистрации карты. Смотри – круг замыкается. Карта вначале, карта в конце. Красиво, изящно и главное – выгодно и ему, и мне.
Про клубы даже и рассказывать не буду, это классика жанра: все твои желания заносятся на твою карту – какие тренажеры хочешь крутить, как долго будешь гонять шары, насколько греть сауну и охлаждать бассейн, какой цвет маникюра, коротко ли стричь собачку, на какой карусели покатать чадо и сколько времени развлекать его, пока папа развлекается в стриптиз-баре. Так сказать, все включено и одновременно все схвачено. Капитализм – это учет и контроль доступа, как сказал бы сейчас вождь.
Да, тут ты прав – интеграция с банковскими картами сделает систему доступ – платеж еще более цельной и самодостаточной: вообще ни о чем не надо думать… ну разве что свой код помнить…
Но, увы, в общем виде задача не решается. На этапе занесения реальных денег на счет клиента требуется банковская карта. На всех остальных этапах – внутренняя «клубная» карта.
А вот карты моего собственного банка полностью интегрированы в систему. Она и айди-карта для доступа, и банковская для расчета за услуги. Помнишь, я как-то тебе рассказывал о единой карте ? Так вот это она и есть.
Ну, приехали. Теперь иди и смотри.
Нет-нет, я дальше, у меня встреча, стадион покупаю, скоро тебя туда позову – СКУД для спортивных объектов будем обсуждать.
Да, постой, куда – у тебя же карты нет, если без бумажки ты хотя бы букашка, то без карты ты никто и имя тебе никак. Держи – вот тебе карта для VIP-персон типа все включено в разумных размерах. Разумный размер? Сам узнаешь.
И еще – обрати внимание на парковку, там тоже все…
Последних слов я уже не расслышал, но все было понятно и так. Авто унесло его в иные сферы, а я пошел и увидел… все, о чем говорил олигарх. И без всякого трэша.





Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru