Автор: Дмитрий ФИЛИППОВ, главный специалист компании "Hi Tech security"

Зрительный аппарат как приемник видеоинформации

Оконечным устройством, воспринимающим телевизионное изображение, является зрительная система человека. Поэтому для рационального построения телевизионных систем необходимо учитывать свойства и характеристики зрения, чтобы удовлетворить потребности получателя видеоинформации, при минимизации аппаратных затрат на телевизионный тракт передачи.
Процесс восприятия информации зрительным аппаратом человека чрезвычайно сложен главным образом потому, что мозг пытается смоделировать окружающую среду внутри самого себя. Он не ограничивается простым созерцанием, а активно моделирует окружающие объекты и процессы, пытаясь предсказать дальнейшее поведение системы и вести себя соответственно [1]. Зрительный аппарат человека воспринимает образы по следующей схеме:
– от неизвестного конкретного;
– к известному абстрактному;
– и от него к известному конкретному.
В конечном итоге результат восприятия информации всегда может быть описан словами.
Рассмотрим в первом приближении устройство периферии зрительного аппарата. Оптическая система глаза не так уж проста. Она состоит, по крайней мере, из двух оптических элементов – роговицы с передней камерой и хрусталика со стекловидным телом. Хрусталик является нелинейным оптическим элементом, состоящим из ядра и оболочки с разной упругостью. При изменении напряжения глазных мышц хрусталик изменяет свою форму и, соответственно, фокусное расстояние в пределах 14–17 мм, что дает возможность аккомодации, т. е. фокусировки на ближний или дальний план. При этом передняя камера также незначительно меняет свою форму в соответствии с изменением переднего радиуса кривизны хрусталика.
Такая система не идеальна, но важно отметить, что изображение, создаваемое оптической системой глаза, локализовано на вогнутой сферической поверхности сетчатки глазного яблока, а это в значительной степени уменьшает аберрации системы и в первую очередь хроматизм, кому и дисторсию, дополнительно аберрации компенсируются нелинейными свойствами хрусталика. Таким образом, оптическая система глаза достигает углового разрешения в центре поля зрения менее одной угловой минуты (при диаметре зрачка ~2 мм). Хотя на краю поля зрения разрешение существенно ниже.
Зрачок в радужной оболочке глаза выполняет функцию ограничения светового потока, падающего на сетчатку, и дополнительно функцию контроля глубины резкости. Пределы изменения диаметра зрачка от 7–9 мм при низкой яркости наблюдаемой сцены до 1,8 мм при высокой. Относительное отверстие этой оптической системы меняется в пределах F/2–F/10. Вклад зрачка в регулировку чувствительности глаза незначителен, он ограничивается одним порядком или чуть больше. В то же время весь диапазон яркостей, которые зрительный аппарат человека способен воспринять, огромен: от 10-6 кд/м² для глаза, полностью адаптированного к темноте, до 106 кд/м² для глаза, полностью адаптированного к свету, или 12 порядков яркости.
Расположенная на внутренней поверхности глазного яблока напротив зрачка сетчатка представляет собой мозаику высокочувствительных фоторецепторов. Преобразование светового изображения в зрительные ощущения происходит в передних отделах клеток рецепторов, которые обращены в сторону пигментной подложки сетчатки. Точно так же как сенсор Exmor. Этим, кстати, объясняется эффект «красных глаз» при фотосъемке со вспышкой. Зрительные пигменты (родопсин), содержащиеся в фоторецепторной клетке, являются сложными окрашенными белками. Под действием света в них происходит ряд химических превращений, приводящих к поляризации клеток и формированию импульса нервного раздражения. Частота импульсов растет с возрастанием освещенности сетчатки. После прекращения импульса происходит регенерация родопсина. В сетчатке человеческого глаза имеется примерно 14·108 светочувствительных рецепторов двух типов – палочек и колбочек, последних примерно в 200 раз меньше. Палочки более чувствительны, но не обладают цветоразличительными свойствами. Колбочки – рецепторы дневного зрения, обладают относительно малой чувствительностью. Имеется три типа колбочек с повышенной чувствительностью к трем основным цветам – синему, зеленому (максимально чувствительные) и красному, что определяется различным белковым составом этих клеток. Электромагнитные колебания, занимающие полосу в диапазоне длин волн примерно от 380 до 770 нм, человеческим глазом воспринимаются как свет. Соотношение между воспринимаемыми цветами и длинами волн воздействующих электромагнитных колебаний (диапазон спектральной чувствительности зрительного аппарата в целом) описывается кривой видности глаза.


Чувствительность сетчатки к свету обусловлена биохимическими процессами в фоторецепторах. Она варьирует в широких пределах: при недостатке света она повышается, при избытке снижается. Это явление носит название адаптации. Алгоритм адаптации зрительного аппарата к восприятию изображения с участками различной яркости основан на фиксации уровня белого по самому яркому существенному по величине участку. Это более целесообразно с точки зрения биологической защиты органа зрения от перегрузок. Уровень черного бессознательно «отсчитывается» от этого белого на величину, равную оптимальному визуальному контрасту, т. е. примерно 1:40. При этом ряд значений освещенности участков (по инструментальному измерению) воспринимается нелинейно. Эмпирический психофизиологический закон Вебера –Фехнера устанавливает логарифмическую зависимость ощущения от возбуждения.
(1.3.1)
Где S – значение интенсивности раздражителя, S0 – нижнее граничное значение интенсивности раздражителя: если S

Такую зависимость можно объяснить тем, что константы скорости биохимических реакций, проходящих в рецепторах, нелинейно зависят от концентрации ферментов на данной стадии адаптации.
Другой механизм адаптации связан с изменением площади рецептивных полей – числа активных рецепторов сетчатки. Действие этого механизма заключается в усилении на свету тормозных взаимодействий между элементами сетчатки, в результате чего число активных рецепторов снижается. А в темноте тормозные влияния снимаются, и число активных рецепторов резко увеличивается [2].
Следует отметить, что восприятие потемнения (а не только высветления, как в формуле Вебера – Фехнера) выражается другой, хотя и тоже логарифмической, кривой. Постоянный градиент контраста воспринимается как переменный, который постоянно уменьшается по логарифмическому закону от средней зоны яркости к самой темной до тех пор, пока ощущаемая разница между темными полями не станет меньше порога различимости.
По предположению В. Н. Железнякова [3] полная характеристическая кривая восприятия контраста зрительным аппаратом должна выглядеть так, как показано ниже.


Изменение абсолютной чувствительности – не единственный показатель адаптации. Другим, возможно более важным показателем является изменение разностной чувствительности. Восприятие объекта в окружающем пространстве главным образом зависит от яркостного контраста и/или от цвета между объектом и фоном, на котором он выделяется. Контраст – это основное условие зрительного восприятия, потому что только наличие светлотной и цветовой разницы между разными участками предмета позволяет его увидеть. Количественная мера контраста обозначается буквой К с соответствующим индексом и характеризуется отношением разности двух яркостей к большей яркости:

Принято считать, что при
KB>0,5 – большой контраст,
0,5>KB>0,2 – средний контраст,
KB<0,2 – малый контраст.
При заданном контрасте наблюдатель может воспринять вполне определенное количество ступеней изменения яркости – полутонов, или градаций яркости. Экспериментально установлено, что человеческий глаз воспринимает от 80 до 130 градаций яркости.
В природе, окружающей человека, яркость изменяется в очень больших пределах: слабо различимая человеческим глазом яркость составляет 0,1 кд/м2, слепящая яркость – 107 кд/м2. Таким образом, диапазон изменения яркости составляет 108. Зрительная система неспособна одновременно воспринять весь этот диапазон и сужает его на сетчатке благодаря адаптации – приспособлению к различным яркостям за счет непроизвольного изменения размеров зрачка (быстрая адаптация) и выработки глазного пурпура – нейтрального поглощающего фильтра на поверхности сетчатки (медленная, инерционная адаптация). Эта способность зрения описывается уже упоминавшимся и хорошо экспериментально подтвержденным законом Вебера – Фехнера, согласно которому ощущение от изменения яркости пропорционально логарифму этого изменения. То есть при изменении яркости от 0,1 до 107 ощущение будет меняться лишь в 18 раз (ln108 = 18,4).
Предельная способность человека видеть раздельно мелкие детали объекта определяется разрешающей способностью зрительного аппарата (остротой зрения). Однако разрешающая способность поля зрения неравномерна. Фоторецепторы распределены по поверхности сетчатки довольно сложным образом. В центре поля зрения располагается желтое пятно (macula), в середине которого имеется углубление, центральная ямка (fovea), являющееся наиболее чувствительным к свету участком сетчатки и отвечающее за ясное центральное зрение. Фовеола имеет диаметр 0,4–0,43 мм, что соответствует углу в пространстве предметов 1,2°…1,3° (рис. 1). В пределах этой области находятся колбочки диаметром ~2 мкм при наибольшей концентрации. Число колбочек здесь составляет 2,5…5 тыс. Желтое пятно имеет размеры 2 x 1,4 мм, что соответствует угловым размерам 7° x 5,5°. Впределах желтого пятна встречаются и палочки, нопреобладают колбочки диаметром 3–6 мкм. Этот участок сетчатки называют областью острого зрения. Здесь от каждого рецептора к зрительному нерву отходит отдельное волокно. За пределами желтого пятна по направлению от центра к периферии колбочки всё больше заменяются палочками, а поверхностная плотность рецепторов уменьшается. На этих участках сетчатки одно зрительное волокно соединено уже с несколькими рецепторами, а на периферии поля зрения число рецепторов на одно волокно доходит до 100, что ведет к снижению остроты зрения [4]. Граница области ясного видения на сетчатке довольно условна. По форме эта область также овал сугловыми размерами 12° по горизонтали и 9° по вертикали, если ее принимают по уровню 0,4 от максимальной остроты зрения, или, соответственно, 15° по горизонтали и 18° по вертикали, если ее принимают по уровню 0,3.

Величина воспринимаемого контраста зависит не только от адаптации к соответствующей яркости, как это было показано выше, но и от пространственной частоты воспринимаемого изображения. Ниже приведены результаты, полученные компанией METROVISION (http://www.metrovision.fr). По оси абсцисс указаны значения пространственной частоты в периодах синусоидальной миры на 1 угловой градус поля зрения макулярной области. По оси ординат – величина воспринимаемого контраста. Красным показана кривая типичных значений, светло-серым – отклонения.

Таким образом, периметрия поля зрения человеческого глаза в отношении остроты зрения различает:
область фовеального зрения;
область макулярного зрения;
область ясного зрения;
область периферического зрения.
Если сопоставить размер области ясного видения по вертикали с предельной разрешающей способностью, то можно получить интересные данные для выбора количества строк телевизионного разложения:
по уровню 0,4 9º/1’ = 540 строк
по уровню 0,43 12º/1’ = 720 строк
Далее. Зрительная ось, т. е. ось, проведенная через центр фовеолы и центр хрусталика, не совпадает с геометрической осью глазного яблока. Угол между ними в горизонтальной плоскости равен ~5º. Это рассогласование стимулирует активность процесса зрительного восприятия, когда изображение характерных деталей объектов приводится в область острого зрения и там анализируется.
Общее бинокулярное поле зрения при фокусировке глаз на бесконечность, изображенное на рис.1.3.7., имеет сложную форму. Однако важно заметить, что оно может быть вписано в горизонтальный овал с соотношением осей 1,35–1,5. Достаточно большой разброс связан с индивидуальными особенностями наблюдателя – физиологическими, возрастными, профессиональными, эмоциональными и т. д. При этом слепые пятна каждого глаза перекрываются, соответственно, областью ясного видения другого глаза.
Эти геометрические соотношения дали основания для выбора формата телевизионного кадра, или иначе коэффициента формата кадра k = W/H. Кроме офтальмологических данных при выборе его значения весьма ценные сведения можно получить из анализа форматов произведений крупных мастеров живописи [4]. Формат кадра телевизионного изображения должен быть универсальным для различных воспроизводимых сюжетов – портретов, пейзажей и жанровых сцен. Однако наиболее востребованными сюжетами для телевидения являются именно жанровые сцены, а для телевидения охранных систем – батальные. Так, среднее значение коэффициента формата по случайной выборке достаточного числа картин таких сюжетов лежит в пределах 1,25–1,45. Международными стандартами и ГОСТ 7845-92для аналогового ТВ установлено значение формата k = 4:3 = 1,333.
Другой, существующий в настоящее время формат 16:9, первоначально предназначавшийся для телевидения высокой чёткости, все более внедряется в практику телевизионного наблюдения, особенно в IP-системах. Основанием для выбора такого формата были в первую очередь сюжеты видовых фильмов, не содержащие на краях поля зрения объектов, привлекающих внимание, но расширяющие воспринимаемую перспективу, что, несомненно, повышало комфорт просмотра таких фильмов. Кроме того, горизонтальные поисковые движения глаз требуют гораздо меньшего напряжения, чем вертикальные. В целом можно сказать, что формат 16:9, предназначенный для релаксации, не имеет отношения к охранному телевидению, где каждый элемент поля зрения может содержать важную с оперативной точки зрения информацию (см. ниже: зрительная задача обнаружения).
Глаз человека обладает инерционностью, которая проявляется в том, что после начала воздействия света на зрительный анализатор ощущение нарастает примерно за 0,1–0,25 с. Чем больше яркость, тем быстрее растет зрительное ощущение. Характеристики временного разрешения зрительного аппарата также различны для центрального и периферического зрения. Это объясняется различной скоростью обменных процессов в двух видах фоторецепторов – колбочках и палочках. Оценки временного разрешения с помощью так называемой критической частоты слияния мельканий (КЧСМ) не совсем точны, поскольку эта частота зависит не только от положения тестового изображения на сетчатке, но и от яркости стимула, от наличия точки фиксации взгляда [5].


Существование зрительной инерции в виде последовательного образа позволяет глазу воспринимать периодически затухающий источник света как непрерывно светящийся, если частота мельканий возрастает до определенного уровня. Наименьшая частота, необходимая для этого, называется критической частотой слияния мельканий. Эта частота неодинакова для различных участков сетчатки, она меняется при наличии и интенсивности боковых световых раздражителей на изображениях больших форматов, т. е. критическая частота слияния мельканий увеличивается с увеличением угла рассматривания экрана. Это объясняется тем, что на периферических участках сетчатки глаза расположены в основном палочки, обладающие меньшей инерционностью, чем колбочки, локализованные в центре сетчатой оболочки. Кроме того, увеличение времени рассматривания вызывает очевидное увеличение площади раздражения сетчатки глаза, что обусловливает эффект, подобный росту яркости рассматриваемого изображения. Указанные же факторы вызывают значительный рост критической частоты слияния мельканий при движении глаз, обусловленном нефиксированным рассматриванием элементов изображения. При непрерывном и произвольном перемещении глаз, т. е. при отсутствии точного фиксирования какой-либо точки, критическая частота слияния мельканий повышается особенно значительно. Объединение данных о величине воспринимаемого контраста в зависимости от пространственной и временной частоты [6] представлено ниже в виде трехмерной фигуры.

Восприятие зрительным аппаратом информации происходит в сложном динамическом процессе, при этом изображение рассматриваемых предметов непрерывно перемещается по сетчатке за счет движения глаз за счет микродвижений глазного яблока. Проблема взаимосвязи движений глаз с функциями зрения рассматривалась в работах И. М.Сеченова еще в позапрошлом столетии [7]. Движения глаз можно разделить на поисковые (установочные) и гностические (познавательные). С помощью поисковых движений осуществляется поиск задан¬ного объекта, установка глаза в исходную позицию и корректировка этой позиции. Длительность поисковых движений определяется углом, на который перемещается взор. К гностическим движениям относятся движения, участвующие в обследо¬вании объекта, его опознании и различении деталей объекта. Глаз совершает три вида движения: тремор, дрейф и саккады.
Согласно предположению Л. Ф.Артюшина [8] благодаря тремору, дрейфу и растровой структуре сетчатки глаза осуществляется импульсное и фазовое кодирование оптического изображения, а также передается информация об изменениях цвета мелких деталей. В результате перемещения оптического изображения по сетчатке глаза зрительные сигналы дискретизируются примерно так же, как в телевидении. На протяжении одного дрейфа (1/5 с) на 5 угловых минут в каждой из двух строк, расположенных по линии дрейфа возникает по 10 отсчетов цветоразностных сигналов (R/S, B/S, G/S). Через 1/50 с они чередуются с одновременно возникающими отсчетами суммарных сигналов, которые формируются суммой реакции рядом расположенных рецепторов. Частота появления суммарных сигналов по линии дрейфа оказывается в 2 раза выше цветоразностных сигналов. При отклонении контура от линии дрейфа значения цветоразностных сигналов уменьшаются. Благодаря этому контуры по направлению дрейфа попеременно просматриваются в разных направлениях.
Очень тесно с временными характеристиками зрительного анализатора связано и восприятие движущихся объектов. Минималь¬ная угловая скорость движения, которая может быть замечена глазом, зависит от наличия в поле зрения фиксированной точки отсчета. При этом имеет большое значение направление движения объектов, появляющихся в поле зрения. В процессе эволюции зрительного аппарата человека степень тревожности окружающей обстановки стала им восприниматься в зависимости от вектора и скорости движения видимых объектов. Подсознательный анализ динамики таких изображений дает информацию о дистанции безопасности. В свою очередь, дистанция безопасности есть количественная мера обеспечения безопасности и живой природе, соответственно принципу уклонения, т. е. создания на опасной территории безопасного расстояния от источника угрозы.

Горизонтальное движение объектов подсознательно воспринимается как ситуация, позволяющая контролировать дистанцию безопасности до появившегося объекта, в случае необходимости корректировать ее, и не вызывает тревог. Напротив, при быстром движении сверху вниз объект как бы неожиданно вторгается в зону безопасности, и субъекту, не имеющему возможности восстановить безопасное расстояние, требуется энергозатратная мобилизация внимания и сил для отражения агрессии, поэтому такое движение воспринимается наиболее тревожным.
Восприятие изображения происходит путем сравнения полученных сигналов с сигналами эталонных изображений, хранящихся в памяти. Зрительный анализатор человека имеет сеть из нейронов двух типов, которые приспособлены для восприятия изображений объекта, протяженных горизонтально и вертикально. В связи с этим уже на первоначальном, подсознательном уровне анализа образов происходит такая селекция. Шаблоны более сложные – элементы образов, целые образы как бы составляют алфавит изображений, который формируется и пополняется в течение всей жизни человека. Причем не все эталонные изображения имеют равные права.
Применительно к оператору системы охранного телевидения процесс восприятия видеоинформации удобно рассматривать в свете возможности решения им зрительных задач. Дадим следующие определения.
Зрительная задача есть задача восприятия оператором визуальной информации, предъявленной ему на одном или нескольких экранах телевизионных мониторов, на основе опыта и априорных знаний, с выработкой словесного категорирования информации и с целью последующих адекватных действий. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. Выделяют три основные зрительные задачи видеонаблюдения:
обнаружение,
опознавание,
идентификация.
Это разделение достаточно условно и не везде принято. Так, в Советской армии было только два критерия – обнаружение и опознавание, а задачу идентификации заменяла задача поразить огнем опознанного противника. В армии США использовалось гораздо больше критериев – определение ориентации, классификация, управление, различение и др. Однако три выбранные задачи, на наш взгляд, обладают самыми четкими количественными различиями в отношении свойств видеоинформации – релевантность, достоверность, полезность и полнота, а кроме того, они наиболее характерны для целей именно охранного телевидения.
Обнаружение есть выделение и локализация в поле зрения изображения объекта, самые общие инвариантные признаки которого (контраст, угловой размер, направление и скорость движения, положение относительно горизонта) с определенной вероятностью позволяют отнести его к категории объектов, представляющих потенциальный интерес.
Опознавание есть активное формирование целостного образа объекта во всей совокупности его инвариантных свойств и признаков путем сличения с персептивной моделью образа объекта и отнесение к узкому классу объектов.
Такого рода задачи для решения, как правило, требуют привлечения априорной информации о характере объекта. Эту информацию дают опыт оператора и данные аналитики.
Проиллюстрируем процесс решения задачи опознавания следующим примером. Двухлетний городской ребенок впервые увидел лошадь. Поскольку готового шаблона в его сознании еще не было, он подсознательно выбрал наиболее подходящий – «собака». По целому ряду признаков этот шаблон полностью совпадал с рассматриваемым предметом – четыре ноги, горизонтальная спина, торчащие уши, длинная морда. Копыта были исключены из рассмотрения как несущественная деталь. Вывод был сделан моментально: «Собачка …большая»!

Идентификация есть выделение индивидуальных свойств и признаков объекта, в своей совокупности представляющих неповторимый образ объекта. Частным случаем идентификации является идентификация знаков, в том числе чтение текста-надписи, распознавание номера автомобиля, вагона, названия корабля.
Периферическое и центральное зрение действуют совместно. Их объединенные усилия дают возможность человеку видеть широкое поле, а для детального изучения предметов использовать область ясного видения. Периферическое зрение, кроме того, тесно связано с вестибулярной системой, что обеспечивает пространственную ориентировку тела и позы наблюдателя относительно плоскости земной поверхности за счет гравитоинерциальной стимуляции своих рецепторов. Этот принцип в современной индустрии спецэффектов называют 4D. Существует и обратная связь восприятия зрительных образов с двигательными функциями организма. Моторика глаз связана с другими видами мышечной активности. Эта особенность есть не что иное, как сложившаяся в процессе эволюции человека необходимость активизации зрительных процессов в моменты опасности и преследования добычи.
Восприятие телевизионного изображения имеет свои особенности. Строго говоря, телевизионное изображение, создаваемое монитором с ЭЛТ, является одномерным и представляет собой светящуюся точку, пробегающую по экрану строка за строкой, кадр за кадром и при этом постоянно меняющую свою яркость. Зрительный анализатор за счет инерционных свойств зрения непрерывно интегрирует это перемещение в строки, кадры и в конечном счете в движущееся изображение. Дополнительную нагрузку создает чересстрочная развертка. Мониторы TFT (жидкокристаллические) или плазменные панели снимают значительную часть психофизической нагрузки, которая постоянно присутствует при работе с монитором на ЭЛТ, поскольку в течение определенного промежутка времени между обновлением состояния элементов экрана светятся все точки, формирующие изображение. Оно существует реально, а не только в нашем сознании за счет инерции зрения. Остается один этап зрительной интеграции – покадровая.
Восприятие телевизионного изображения отличается от восприятия изображения при непосредственном наблюдении:
отсутствием связи с вазомоторными функциями наблюдателя,
двумерностью телевизионного изображения,
ограничением поля зрения рамками кадра,
меньшим динамическим диапазоном яркости,
искажением реального контраста и цветопередачи.
Выводы.
Зрительный аппарат человека способен к адаптации в широком диапазоне яркостей. Весь диапазон адаптации от 8 до 12 порядков, оптимальный визуальный контраст (без учета адаптации) – 40 крат. Яркость воспринимается нелинейно. Количество воспринимаемых градаций яркости не менее 18.
В центральной области ясного зрения число раздельно воспринимаемых элементов по вертикали достигает 540–720.
Горизонтальные и вертикальные угловые размеры области ясного зрения относятся как 4:3.
Зрение инерционно. КЧСМ при достаточной яркости адаптации для центрального зрения от 50 до 60 Гц.
Имеются особенности восприятия изображения движущихся предметов. Движение по горизонтали воспринимается как норма. Движение сверху вниз воспринимается как тревожное.
Восприятие телевизионного изображения имеет особенности, связанные с ограничением поля зрения и фиксацией взгляда.
Оператор СОТ способен воспринять видеоинформацию конкретного качества в соответствии с классом зрительной задачи.

Литература

В. Е. Демидов. Как мы видим то, что видим. Второе, переработанное и дополненное. М.: Знание. 1987. 240 с.
Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. Психология восприятия. Изд. МГУ. 1973.
В. Н. Железняков. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор. М.: изд. ВГИК. 2001. 157 с.
Ольга Бессмельцева, Юрий Косарский. Формат кадра и восприятие телевизионного изображения. Журнал 625. 2004, № 4.
Галина Вениаминовна Тихомирова. Дисс. на соиск. звания доктор технических наук ВАК: 05.11.18 Методология оценки информации, воспринимаемой зрительным анализатором в кинематографе. Санкт-Петербург. 2005.
Riggs Л. А., Острота зрения. Глава 11. В: Graham, CH (редактор), Видение и визуальное восприятие. New York: John Wiley и Sons, Inc, 1965.0
И. М. Сеченов. Рефлексы головного мозга. //В кн.: Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы. Избранные труды. Выпуск 1. Под общей редакцией академика К. М. Быкова. Москва: Государственное издательство медицинской литературы. 1952, с. 143–211).
Л. Ф. Артюшин. Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии. М.: 1970.





Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru