Автор: Артем КОНОПЕЛЬКО, специалист компании «БайтЭр»г

Видеокамеры на транспорте

Видеонаблюдение на транспорте стремительно набирает популярность. Широкое распространение получили видеорегистраторы у автолюбителей. Не отстают от них и крупные транспортные компании, оснащая тысячи единиц техники системами видеонаблюдения. Однако количество не переходит в качество, большинство существующих систем весьма далеки от совершенства.

Почему видеокамеры на транспорте работают хуже стационарных?
С автолюбителями ответ более-менее понятен. Спрос рождает предложение: видеорегистраторов на рынке много, но неспециалисту сложно разобраться в технических нюансах.
С крупными перевозчиками все гораздо интереснее. Обычно представители транспортных компаний рисковать не любят и обращаются к уже зарекомендовавшим себя монтажным организациям. Те честно и качественно выполняют свою работу. Система работает без нареканий два-три месяца, а потом начинает сыпаться. Это происходит с такой завидной регулярностью, без видимых причин, что некоторые начинают верить в гремлинов.
А причина одна – мобильные CCTV-системы пытаются строить теми же средствами, что и стационарные.
Многие специалисты не учитывают важный нюанс – условия эксплуатации. Вот список особенностей, которые часто упускают из виду: вибрации и ударные нагрузки, перепады температуры, повышенная влажность, ветровая нагрузка, загрязняющее и коррозионное воздействие, характер освещенности, геометрия контролируемой зоны, особенности элементов несущей конструкции, особенности монтажа и дальнейшего обслуживания.

Установим типовую видеокамеру в автобусе
Давайте проведем мысленный эксперимент и посмотрим, что будет с типовой стационарной видеокамерой, если ее установить, скажем, в автобусе. Возьмем популярную на рынке модель трудносъемной конструкции, накладного исполнения, со встроенными ИК-излучателями, с механизмом «день-ночь» и сенсором CMOS.
Видеокамера накладного исполнения значительно выступает от несущей поверхности. В условиях ограниченного пространства и скученности велика вероятность, что пассажир ее заденет – повредит оборудование и сам получит травму. На слегка изогнутые поверхности изделие вообще установить не получится. Утопить, врезать в кузов для большей надежности тоже нереально.
Далее, камера комплектуется кабелем гермоввода типовой длины (0,5–1,0 м), что, учитывая относительно сложную геометрию салона, может создать проблемы при монтаже – длины не хватит или останутся излишки. Кроме того, обычно кабель заканчивается довольно громоздкими разъемами видео BNC и питания – они неудовлетворительно работают в условиях вибраций, требуют больших отверстий при прокладке.
Из-за неудобства работы со штатными разъемами их часто удаляют, чем нарушают герметизацию, в результате влага свободно проникает внутрь сквозь нарушенную оболочку кабеля, что приводит к запотеванию оптического окна или даже отказу электроники.
В типовой видеокамере встроенные ИК-излучатели располагаются за оптическим окном, чтобы их уместить и при этом избежать засветки, оптическое окно имеет большие размеры и оснащено блендой – как следствие, снижается прочность, надежность герметизации. Кроме того, при установке камеры снаружи оптическое окно большой площади снижает аэродинамические качества корпуса, создает контрповерхность – при движении стекло отлично ловит грязь и мелкие камни.
Применяемый сенсор CMOS обладает низкой чувствительностью в видимом диапазоне и большую часть времени может находиться в черно-белом режиме – теряется информация о цвете наблюдаемых объектов.
Обычно при включении ИК-излучателей ближние объекты засвечиваются, а дальние уходят в тень – картинку трудно назвать удовлетворительной. Часто курсовую видеокамеру устанавливают внутри транспортного средства за лобовым стеклом, по такой же схеме и видеокамеру заднего обзора – если включаются встроенные ИК-излучатели, то излучение отражается от стекла и значительно ухудшает изображение.
Применение в видеокамере механизма «день-ночь» снижает ее ресурс и надежность, особенно при вибрации и значительных перепадах температуры – при заклинивании ИК-фильтра в промежуточном положении утрачивается контроль над частью зоны наблюдения. В условиях вибраций важно, чтобы были надежно зафиксированы резьбовые соединения, в том числе и внутри видеокамеры, – этого нет в обычных изделиях.
При установке на токопроводящие поверхности важно, чтобы металлический корпус был изолирован от электронной схемы видеокамеры, иначе вероятны наводки, искажающие изображение. В большинстве случаев это упускают из виду.
Как мы видим, типовая видеокамера позволит получить какую-то картинку, но качество и надежность системы будут под вопросом.

Мобильное видеонаблюдение – это решение специализированное
Зная особенности эксплуатации, можно сформулировать требования к оборудованию, применяемому на транспорте.
Необходимо не только «накладное» исполнение, но и «врезное», и «на эластичном кронштейне» – для установки на слегка изогнутые поверхности или для выноса за габарит. Предпочтительно использовать CCD-сенсоры, которые чувствительнее, чем CMOS. Удобно, когда кабели гермоввода необходимой длины. Требуется повышенная виброустойчивость, ударопрочность, коррозионностойкость...
Видеонаблюдение на транспорте имеет свои особенности. Но основная сложность даже не в специальных требованиях, а в том, что они сугубо индивидуальны и подбираются под конкретный вид транспортного средства. Типовая система, даже самая близкая к идеалу, всегда будет нуждаться в доработке, иногда существенной.

***
На CCTV-рынке организаций, поставляющих типовое оборудование, довольно много. Однако компании, разрабатывающие и выпускающие специализированные решения, можно пересчитать по пальцам одной руки.





Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru