Автор: Роман КАПШУКОВ, ведущий менеджер проектов компании «СМТ – Внедренческий Центр»

Видеонаблюдение в fashion-ритейле

Fashion-ритейл сегодня активно развивается. Специалисты аналитического агентства INFOLine отмечают, что в 2012 г. совокупный стоимостной объем рынка одежды, обуви и аксессуаров составил более 50 млрд долларов США, а по итогам 2013 г., согласно ожиданиям экспертов, данный показатель достигнет 57 млрд долларов. Рост объема рынка объясняется разными факторами, в том числе на него влияет спрос покупателей на предметы гардероба. Социологи исследовательского холдинга «Ромир» в 2013 г. посчитали, что каждый десятый гражданин России готов тратить на обновки порядка 30% своего бюджета, каждый пятый выкладывает на одежду от 20 до 30% своего заработка, а более чем две трети городских жителей нашей страны – до 20% ежемесячной зарплаты. В ситуации, когда спрос на товары растет, очень важно правильно организовать безопасность торгового объекта. В частности, большое значение в магазине одежды имеет система видеонаблюдения, позволяющая решить здесь многие задачи и улучшить работу предприятия.

Итак, для чего в fashion-ритейле используется система видеонаблюдения?
Не секрет, что магазины одежды – это место, весьма привлекательное для воров. Они могут красть вещи для их дальнейшей перепродажи, для себя или для того, чтобы потом подарить их своим близким и знакомым. Магазины одежды сталкиваются в своей практике не только с любителями вынести из торгового объекта что-либо незаконно, но и с теми, кто не прочь испортить продающиеся вещи. Причем порчу товара и кражи совершают не только «внешние» злоумышленники – покупатели. И первое, и второе может происходить также по вине собственного персонала магазина.
Фиксация правонарушений и снижение потерь – это основное назначение системы видеонаблюдения в fashion-ритейле. Также видеокамеры в магазине одежды дают возможность регистрировать чрезвычайные ситуации и отслеживать действия кассира, что позволяет уменьшить потери на кассовых узлах. В целом можно сказать, что система видеонаблюдения в магазине дисциплинирует и покупателей, и персонал. Так, увидев в торговом объекте видеокамеру, злоумышленник, скорее всего, предпочтет выбрать для совершения правонарушения другой объект, менее защищенный. Персонал, зная, что в магазине установлена система видеонаблюдения, будет больше сосредоточен на выполнении своих обязанностей. Понимая, что их действия фиксируются видеокамерой, сотрудники, как правило, стараются лучше консультировать покупателей, обходятся с ними вежливее и т. д.
Кроме того, система видеонаблюдения открывает fashion-ритейлерам возможности для аналитики, что позволяет улучшить работу магазина и оптимизировать ряд процессов. Например, постоянно просматривая видеозаписи, можно понять, какие стеллажи собирают вокруг себя толпы людей, а какие постоянно находятся в «одиночестве». Впоследствии работники магазина могут внести соответствующие коррективы, изменить выкладку товаров и уменьшить количество людей в самых востребованных зонах, чтобы минимизировать здесь число толпящихся и мешающих друг другу покупателей, и увеличить их число возле менее популярных стеллажей.

Далее я расскажу о том, в каких зонах магазина одежды важно установить видеокамеры. Прежде всего они монтируются в зоне «вход/выход» – для возможности фиксации всех входящих и выходящих посетителей магазина. В торговом зале используются камеры общего обзора, помогающие наблюдать за перемещениями злоумышленников. Также нужно обеспечить видеокамерами общие залы примерочных, чтобы следить, кто и с каким товаром сюда заходит и когда и с чем этот человек оттуда выходит.
Безусловно, необходимо контролировать с помощью системы видеонаблюдения кассовую зону, поскольку это место скопления денег. Видеокамеры должны охватывать также зоны складирования и подготовки товара. Кроме того, система видеонаблюдения, как правило, устанавливается в некоторых офисных помещениях: на главной кассе, где сосредоточены деньги предприятия, и на служебном входе, через который персонал может незаконно вынести товары из магазина.
В больших торговых объектах видеокамеры монтируются и в отделах с мелким и дорогим товаром. Если же речь идет о стрит-ритейле, то здесь также используются камеры уличного видеонаблюдения и камеры в зонах приемки товара и гостевой парковки.
Конечно, количество используемых камер в большом магазине одежды будет отличаться от числа видеоустройств в маленьком торговом объекте. Так, в магазинах площадью 1000 кв. м могут работать порядка 20–30 камер. В небольших торговых точках их всего 4–8.
Обычно fashion-ритейлеры выбирают для своих объектов видеокамеры высокого разрешения – HD или Full HD. Такие устройства ненамного дороже камер стандартного разрешения, но предоставляемое ими качество видеоизображения значительно выше. Камеры стандартного разрешения позволяют контролировать лишь общую обстановку без деталей, а устройства высокого разрешения дают возможность увеличивать изображение без серьезной потери его четкости. Особенно возможность детализации видеоизображения важна в кассовой зоне магазина одежды.
В fashion-ритейле, как правило, используются около 60% видеокамер с фиксированным объективом, который настраивается еще на заводе производителем оборудования, порядка 30% устройств – с вариофокальным объективом, настраиваемым монтажником при установке уже в самом торговом объекте, и примерно 10% видеокамер – с управляемым объективом или роботизированных, которые может настраивать сам клиент. Отличие последних двух типов в том, что объектив управляемых камер способен лишь приближать и удалять картинку, а объектив роботизированных устройств помимо этого может также вращаться в разные стороны.
Если говорить об аналоговом и IP-видеонаблюдении, то я отмечу, что в последнее время магазины одежды все активнее переходят на оборудование нового поколения – IIP камеры видеонаблюдения, подразумевающие передачу сигнала с помощью локальной сети. Правда, пока его используют лишь крупные магазины с развитой сетевой структурой, которые либо переоборудуются, либо только готовятся к открытию. Маленькие торговые объекты между тем продолжают устанавливать бюджетные системы видеонаблюдения с использованием аналоговых камер, сигнал которых передается по коаксиальному кабелю. Объяснить это можно тем, что IP-видеонаблюдение пока еще весьма дорогое решение на рынке. Кроме того, небольшие торговые объекты предпочитают готовые наборы, компоненты которых можно без особого труда соединить друг с другом и сразу же начать их использовать (стоимость такого небольшого набора, состоящего из четырех видеокамер, проводов, блока питания и видеорегистратора, составляет всего 16 000–25 000 руб.). Но, думается, что через год-два, когда IP-видеонаблюдение станет более доступным и появятся готовые наборы для небольших торговых точек, ситуация изменится – и даже маленькие магазины начнут использовать это оборудование.

Ведь преимущества IP-видеонаблюдения очевидны: можно значительно уменьшить количество видеокамер – как минимум в два раза (в сравнении с аналоговым видеонаблюдением). Правда, есть такой нюанс: если в торговом зале много столбов, рекламных щитов и других препятствий, мешающих обзору IP-камер, то сократить их количество будет проблематично.
Другим преимуществом является то, что IP-видеонаблюдение предоставляет намного более качественную видеозапись, чем аналоговое. Кроме того, при установке IP-видеонаблюдения можно сэкономить на кабельной продукции, количество которой сокращается за счет использования всего лишь одного кабеля типа витая пара для электропитания видеокамеры и передачи сигнала.
IP-видеонаблюдение помогает намного снизить риски, связанные с безопасностью магазина, и благодаря своей надежности оно прослужит долгие годы.
Еще одной тенденцией в fashion-ритейле является использование интегрированных систем безопасности. Как правило, системы видеонаблюдения в магазине одежды интегрируются с охранной сигнализацией и системой контроля доступа. Это дает возможность по событиям от системы охранной сигнализации и СКУД быстро вести поиск в видеоархиве и получать дополнительный функционал по аналитике. К примеру, охранная сигнализация зафиксировала взлом двери. Можно выбрать это событие, и на экран монитора сразу будет выведено изображение с камеры (или камер), которая снимала точку взлома в ту минуту. Таким образом, можно намного быстрее осуществлять поиск событий и более оперативно принимать управленческие решения.
Видеоархив в магазинах одежды обычно хранится четыре недели (месяц). Но есть и такие ритейлеры, которые заказывают систему видеонаблюдения с возможностью хранения записей в течение одной недели, – все зависит от потребностей и бюджета клиента.
Подводя итог, скажу, что видеонаблюдение в fashion-ритейле мало чем отличается от видеооборудования в других сегментах торговли: food, D&Y, drogerie и др. Принципы организации системы видеонаблюдения практически во всех магазинах одинаковые. Однако для fashion-ритейла характерно то, что магазины выбирают видеооборудование, привлекательное не только по своим техническим характеристикам, но и по внешним параметрам. Для них важно, чтобы видеооборудование, установленное в торговом зале, было незаметным и максимально вписывалось в интерьер. Так, если в магазине белый потолок, fashion-ритейлеры предпочтут установить камеры белого цвета.
Напоследок я хочу дать fashion-ритейлерам следующую рекомендацию: не стоит в целях экономии изначально уменьшать количество видеокамер, устанавливаемых в магазине. Эту ошибку допускают на многих торговых объектах, и затем, уже в процессе эксплуатации, приходится устанавливать оборудование дополнительно. Но тогда это обходится уже намного дороже.





Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru