Автор: Михаил КАМЕНЕЦКИЙ, технический директор ООО «ИНТТЕКС»

Фэншуй, грабли – и опять безопасность

Где в доме согласно фэншуй должны располагаться грабли? Судя по нашим реалиям, они должны быть размещены так, чтобы нельзя было сделать ни шагу, не получив граблями в лоб. Во всяком случае это выглядит именно так, когда задумываешься о методике принятия решений нашими чиновниками.
Откуда такие мысли? Чиновники в очередной раз наступили на грабли. На этот раз чиновники от Министерства образования.


Осень, начало учебного года, родительские собрания в школах. Многие знают, что такое современное родительское собрание. На нем могут что-то говорить про то, кто из учеников себя не так ведет или не так учится, но это не главное. Главная тема родительских собраний – сбор денег. У нас же образование бесплатное, среднее во всяком случае. Вот государство и не платит почти ничего на образование наших детей. Собрание в школе, в которой учатся мои дети, началось, как обычно, немного рассказали о том, как все плохо, как в этих условиях тяжело детям, как тяжело школе. И если родители детям учиться еще помогают, то родной школе учить детей помогают неохотно. После этого были пролиты слезы над проблемами школы и острой нехваткой денег, поставлены задачи, указаны суммы. Все проходило почти как всегда.
И вдруг, в череде статей сбора средств на продолжение существования школы, поднимается вопрос безопасности. Ничего хорошего от этой темы не ждал, уже несколько лет подряд в школе наблюдалась интересная тенденция – незадолго до родительских собраний в школе обнаруживались пропажи вещей учеников или учителей, как правило, мобильных телефонов. Каждый раз после такого случая охрана становилась бдительнее. Переставали пускать родителей в школу. Пускали ли при этом посторонних – не знаю. При определенном нажиме на охранника пройти в школу получалось, причем нажим не занимал много времени и не требовал демонстрации корочек (у меня их все равно нет) и еще чего потяжелее. Заканчивалось это «усиление режима» всегда одинаково – на ближайшем собрании нам объявлялось, что проблему можно решить только увеличением оплаты охраны (государство в охране школы никакого участия не принимает, все за счет родителей, но обязательно, распоряжение Министерства образования, что без охраны нельзя). Стандартная спекуляция на безопасности: «Ну вы же хотите, чтобы ваши дети были в школе в безопасности!» Конечно, хотим, все хотят. Благо что увеличение стоимости охраны незначительно, ради безопасности детей и не обсуждается.
После увеличения оплаты услуг охраны все возвращалось на круги своя. Ни количество, ни качество охраны не менялось, люди оставались те же, делали все то же, что и до возникновения проблем. И в этот раз ничто не предвещало изменения сценария. За неделю до родительского собрания в школе сообщили, что что-то у кого-то пропало. Все понимали – это означало, что охранной фирме понадобилось больше денег. Все уже были готовы с деньгами расстаться. И действительно, нам объявили, что теперь охранять наших детей станет дороже. А вдогонку сообщили, что для повышения безопасности в школе необходимо установить видеокамеры. Нужны деньги, с каждого получается недорого. Действительно, недорого, но вот тут уже я начал возмущаться. Ладно бы, честно сказали, что «просто очень нужны деньги, сдайте вот по столько». И сдал бы – надо так надо.
Зацепило меня то, что нам снова пытались навязать очередное «нечто» для повышения безопасности. Тут уже сработал профессиональный интерес. Предполагалось установить по три видеокамеры на этаж. Это в школе, в которой четыре этажа со сложной геометрией коридоров и всего два охранника. Аргументация – мы будем видеть всех детей, дети станут вести себя покладисто, не будут драться, прекратятся случаи воровства имущества, наступит счастье и мир во всем мире.
Что меня возмутило?
Во-первых, видеокамеры ни сами по себе, ни в составе любой системы видеонаблюдения вообще никак уровень безопасности не повышают. Почему? Потому что системы видеонаблюдения (и видеокамеры как часть системы) не являются самостоятельными системами безопасности. Они не способны выделить угрозу из наблюдаемых сцен и не способны эту угрозу предотвратить. Они могут все это сделать, но только в составе сложной системы безопасности, в которой кроме самой системы видеонаблюдения организованы процедуры наблюдения операторами, проработаны условия обнаружения угроз и методы реагирования на них, организованы процедуры оповещения, реагирования, связи. Другими словами, безопасность повышает организация контроля, анализа, реагирования. Без указанной организации система видеонаблюдения эффективна точно так же, как и бинокль – не работает, пока не посмотришь. По сути, система видеонаблюдения и есть продвинутый навороченный бинокль.
Во-вторых, необходимо учитывать условия применения подобных технических решений. В школе два охранника, один обязан всегда быть на центральном входе, потому что он выполняет функции контроля доступа – преграждает дорогу и проверяет права доступа в здание. Второй охранник остается для выполнения функций наблюдения за вверенной территорией, включая три лестницы и коридоры четырех этажей, для сопровождения посетителей к должностным лицам школы, для реагирования на угрозы безопасности. Я наблюдал за охраной, второй человек практически всегда занят – он либо подменяет первого, либо кого-то куда-то сопровождает. В процессе сопровождения он еще и наблюдает за территорией по маршруту движения. Оперативной связи между охранниками нет, мобильные телефоны в данном случае таким средством не являются. В таких условиях я не вижу вариантов, при которых система видеонаблюдения будет хоть сколько-нибудь эффективна и хоть как-то повлияет на уровень безопасности в школе.
В-третьих, задачу обеспечения безопасности в который раз пытаются решить «наоборот». Пытаются приспособить систему видеонаблюдения к безопасности, подбирая убедительную аргументацию. А как надо? Надо проанализировать наиболее вероятные угрозы безопасности в школе и определить наиболее эффективные методы противодействия этим угрозам.
Какие аргументы я услышал в пользу видеонаблюдения? Видеокамеры отпугнут злоумышленников, видеокамеры дисциплинируют детей, видеокамеры позволят отреагировать на нарушение безопасности, и, вообще, «нам рассказывали, что у знакомых видеокамеры и у них такого нет». Последний аргумент особенно убедителен.
Я не представляю, как и чем три видеокамеры на каждом этаже отпугнут злоумышленника. Разве что злоумышленнику понадобится совершить правонарушение непосредственно перед видеокамерой, позируя перед ней и показывая себя в наиболее подходящих для идентификации ракурсах. Капюшон или кепка, надвинутые на глаза, очень хорошо решают вопросы противодействия идентификации.

Видеокамеры смогут дисциплинировать детей примерно пять минут первой перемены, и то только в трех зонах на каждом этаже. Мало того, что такое количество видеокамер не позволяет обеспечить наблюдение за всеми коридорами и лестничными площадками здания школы, так еще и в условиях отсутствия постоянного наблюдения оператором, а значит, постоянного одергивания детей, на эти видеокамеры все очень быстро перестанут обращать внимание. На возможности организации наблюдения и реагирования существующими силами я уже указывал.
А как же быть с угрозами безопасности в школе? По-моему, наибольшими угрозами являются состояние лестниц с выщербленными и стертыми ступеньками, поврежденные накладки на перилах, наличие больших застекленных оконных и дверных проемов, если обратить внимание на поведение школьников на переменах. Это наиболее часто реализующиеся причины травматизма школьников.
Не менее опасна возможность школьников бесконтрольно покидать здание и территорию школы.
Протекшая крыша, отсутствие горячей воды, отопления (магистрали перманентно находятся в состоянии ремонта) создают непосредственную угрозу здоровью детей. Почему бы собранные деньги на ремонт крыши не направить?
Конфликты между школьниками, правонарушения старшеклассников по отношению к малышам пресекать с помощью такой системы видеонаблюдения тем более не получится. Не будут школьники конфликтовать перед видеокамерами, найдут другое место. И наличие видеокамер не сможет повлиять на количество таких конфликтов. Максимум заставят искать другое место.
Среди аргументов «за» был также и такой – камеры видно, само их наличие уже является сдерживающим фактором. Так и незачем создавать заведомо неэффективную систему только для того, чтобы «камеры были видны». На эти же деньги можно накупить множество муляжей и развесить их в самых опасных местах. Все равно эффект будет аналогичный. А еще проще, дешевле и целесообразнее развесить везде таблички, предупреждающие о том, что все находится под видеонаблюдением. После информации о том, что камеры ставить будут, и появления таких табличек, тогда как самих камер не видно, сдерживающий фактор будет существовать более продолжительное время. Такое решение проще, дешевле и эффективнее.
Как можно повлиять на поведение школьников, носящихся по коридорам на переменах? Достаточно в коридорах поставить дежурных старшеклассников или учителей. Когда я был школьником, это работало. И это будет значительно дешевле, чем организация полноценной системы безопасности, и значительно эффективнее траты денег на заведомо недееспособную систему видеонаблюдения.
При наличии дежурного в коридоре цепочка контроля поведения школьников была бы наиболее короткой, время реакции на нарушение дисциплины, принятие решения и минимизации возникшей угрозы сократилось бы максимально. Работа преподавателей и школьных психологов обеспечила бы профилактику правонарушений, личных конфликтов, обеспечила бы снижение травматизма.
Также была бы полезной автоматизация рабочих мест преподавателей с ведением электронного журнала, что позволило бы организовать более эффективное взаимодействие с родителями, оперативно оповещать родителей о том, присутствует ли их ребенок на уроке. Если уж так необходимо применить какое-нибудь техническое решение, то эффективнее видеокамер оказалась бы система контроля доступа, которая бы обеспечила ограничение доступа посторонних лиц, контроль присутствия школьников в здании, ограничила бы доступ к специально оборудованным классам и лабораториям, освободила бы охранника от выполнения функций пропускной системы. Но применять такое техническое решение нужно тоже не бездумно, шаблонно, а учитывая индивидуальные особенности каждой школы, не ограничиваясь и не сосредотачиваясь на внешних атрибутах системы, таких как турникеты на входе. Ограничение доступа в классы эффективнее турникетов на входе.
Вот то, что надо было бы сделать в первую очередь, добиться максимальной эффективности этих мер, а не фантазировать о роли видеокамер в обеспечении безопасности. Откуда берутся подобные совсем не безопасные решения? Я задал этот вопрос. Оказалось, что идея установки видеокамер – это распоряжение Министерства образования. Чиновники от образования решили, что это важно, обязательно и не обсуждается.
Решение можно списать на некомпетентность чиновников, но тогда зачем они нам такие некомпетентные нужны?
Это все стало возможным в том числе и из-за смещения понимания «система безопасности» в глазах неспециалистов. У них прочно утвердилось мнение, что любая система безопасности должна обязательно включать в себя систему видеонаблюдения. Более того, она может состоять из одной только системы видеонаблюдения. Система видеонаблюдения превратилась в обязательный атрибут безопасности – где есть видеокамеры, там безопасно. Прямо-таки центр силы системы безопасности, привлекает благотворную энергию безопасности к объекту. Главное – в правильном месте разметить все обязательные атрибуты. Этакий безопасный феншуй. И количество камер в системах кратно восьми, и пропорции изображения – горизонталь больше вертикали – как бы «на боку». Не скрыт ли в этом символ постоянного превращения инь в ян?
Нет, дело не в символизме, а в непрофессионализме. В принятии решений по принципу «я сам себе специалист». Так скоро никаких специалистов не останется, не нужны они будут.
Пора уже начать при построении системы безопасности отталкиваться не от принципов фэншуй, а от угроз безопасности. Хватит уже топтаться по граблям.
Как должны были поступить чиновники в данном конкретном случае? Они должны были пригласить профессионалов, которые бы проанализировали все возможные угрозы, определили наиболее эффективные методы противодействия, выдали бы рекомендации и подготовили техническое задание на разработку проекта системы безопасности в школе. И не могу гарантировать, что эта система содержала бы в себе атрибуты привычных нам технических систем безопасности. Подавляющее число угроз в такой системе должно быть минимизировано организационными мероприятиями.
Надо начинать работать самим, не перекладывая собственные задачи на технику. Техника за нас эти задачи решить не сможет. Пора начинать разумно подходить к принятию решений, и тогда наши дети смогут жить в безопасном обществе.




Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru