Автор:

Системы мобильного видеонаблюдения на транспорте

Основным назначением любой мобильной системы видеонаблюдения является обеспечение безопасности водителя и пассажиров. Однако не менее важно функционирование самой машины и обеспечение наиболее экономичного режима ее работы. Все это требует сложных вычислений в режиме реального времени, которые под силу промышленным компьютерам с мощным центральным процессором, работающим с открытой платформой системы Linux.
Камеры дневного и ночного видения, которые способны на четкую запись вне зависимости от погодных и световых условий, также являются необходимостью. Фиксация видео включает от 1 до 16 каналов, оно может сжиматься и передаваться указанным компьютером на центральный сервер посредством GPRS, 3-G, WiFi, WiMax или CDMA. В связи с возможными ограничениями пропускной способности канала связи данные могут передаваться в режиме реального времени с частотой 30 кадров в секунду в формате CIF или D1 или в формате HD при 10–25 кадрах в секунду.
Другие типичные требования включают температуру в пределах от -25 до 60 градусов по Цельсию (от -13 до 140 по Фаренгейту), частоту ввода IP54 или IP66, вес устройства ЦВ/ПК от 2 до 5 кг (от 4 до 11 фунтов), GPS с интегрированным набором карт и до 16 возможных одновременных оповещений. Для уведомления руководства о неправильном поведении водителя или состоянии автомобиля при необходимости отсылается sms-сообщение.

Типы автотранспорта и требования

Личные автомобили
Мобильные системы видеонаблюдения в личных автомобилях не только помогают обеспечивать безопасность водителя и пассажира, но и предотвращают кражу и грабеж, а также могут стать свидетельством в случае ДТП. Безопасность водителя может быть обеспечена посредством мониторинга его действий и оповещений о нарушении ограничения скорости. Безопасность автомобиля увеличивается при использовании сигнала тревоги при ненормальной ситуации, например, закрытии/открытии дверей без необходимого ключа.
Обычно устанавливается от одного до четырех каналов ввода и один канал вывода. Данные, как правило, хранятся на бортовом устройстве цифровой записи. Передача видео, хоть и не применяется повсеместно, может производиться через 3G в формате CIF или D1 при 30 кадрах в секунду, но без использования центральной системы мониторинга, как того требует автомобильный транспорт. Такие мобильные системы часто снабжены GPS, что гарантирует максимальную безопасность при движении.

Такси
Водители такси сталкиваются с рисками проблемных пассажиров, нападения и вооруженного ограбления каждый день, поскольку они возят с собой большие суммы денег и не могут избегать незнакомых людей. Главной целью мобильного видеонаблюдения становится отображение и предоставление свидетельства в вышеупомянутых случаях. GPS является необходимостью для такси, поскольку система упрощает управление автомобилем и выход из сложных ситуаций. Также часто возникает необходимость в двусторонней связи между водителями или водителем и диспетчером.
Как и в случае с личными автомобилями, ввод видео может проводиться посредством 1–4 каналов, а вывод – через один. Удаленное центральное наблюдение не всегда устанавливается, но может проводиться в формате CIF и D1 при скорости 30 кадров в секунду или в HD при 10–25 кадрах в секунду.

Полицейская машина
Полицейские машины часто оказываются в экстремальных условиях при наличии постоянных угроз. Полицейским, оказавшимся за рулем, нередко приходится иметь дело с общественными жалобами и даже судебными разбирательствами в связи с их поведением на дороге. Очень важно, чтобы видеозапись и показатели GPS координат передавались центральной системе постоянно в режиме реального времени или чтобы при необходимости предпринимались соответствующие действия и своевременно оказывалась помощь.
В качестве свидетельства к записи предъявляются стандартные требования HD и локального сохранения; мобильная цифровая запись в полицейских машинах обычно ведется с частотой IP54, что обеспечивает защиту от непогоды и шокового воздействия. У полицейских машин обычно четыре системы определения тревоги и один сигнал оповещения, как и у личных автомобилей.

Машины «скорой помощи»
Каждый год десятки тысяч медицинских работников «скорой помощи» по всему миру получают травмы или погибают на работе. Кроме того, существует немало споров о невнимании к пациенту или неправильно оказанной помощи в процессе транспортировки. Размещение в машине мобильной системы видеонаблюдения может обернуться экономией миллионов долларов за счет избегания судебных разбирательств и выплаты компенсаций.
Передача в режиме реального времени больше распространена в случае со «скорой», чем с другими видами транспорта, поскольку она используется как дополнительная возможность оказания помощи, предоставления медицинских советов и смены маршрута в момент, когда от этого зависит жизнь пациента. Из-за особенностей таких автомобилей системы мониторинга на них снабжены восьмью датчиками распознавания тревоги и четырьмя оповещения о ней, а также особыми настройками безопасности.

Инкассаторские машины
Бронированные машины с наличными деньгами и ценностями становятся предсказуемой мишенью для нападений. Ввод видео варьируется от одного до девяти каналов с одним каналом вывода. Во время дневных перевозок постоянное наблюдение позволяет центральному командованию знать, следуют ли водители протоколу и намеченному маршруту. Как правило, в таких машинах требуется передача HD со скоростью 10–20 кадров в секунду, точные GPS-координаты, сигналы тревоги и обычные оповещения о превышении скорости.

Маршрутные/школьные автобусы
В автобусах все чаще устанавливаются системы мобильного видеонаблюдения. Это связано с увеличением количества пассажиров и повышенным риском нападений террористов или нарушения правил учениками. В случае с автобусами эта система предоставляет визуальное свидетельство при конфликтах между водителем и пассажирами в разных обстоятельствах, таких как оплата проезда, уровень услуг или некорректное поведение. В автобусе может быть установлено от четырех до восьми камер, что позволяет следить за поворотами и посадкой/высадкой пассажиров.
В целом требуется до 16 каналов видеоввода. Помимо возможности вести четкую съемку днем и ночью камеры на автобусах должны выдерживать яркие вспышки света и удары. Устройства мобильной цифровой записи, используемые в автобусах, весят больше – от 3 до 5 кг (7–11 фунтов) и используют частоту IP66, более устойчивую, чем у других типов автотранспорта. Оборудование цифровой записи в автобусах оснащено 8–16 устройствами обнаружения тревоги и 4 устройствами оповещения о ней. Также возможно добавление развлекательных функций, которые обновляются в зависимости от личных предпочтений.
Кроме того, особое внимание уделяется настройкам, связанным с поведением водителя. Например, может отслеживаться уровень сонливости водителя, ограничение скорости для определенных участков пути. Управление или соответствующие службы могут получать sms-уведомление или электронное письмо, а также иметь доступ к данным в режиме реального времени. Это увеличивает уровень общей безопасности и время реакции.

Грузовые автомобили
Грузовые автомобили могут стать объектом преступлений, поскольку эти транспортные средства перевозят товары, обладающие высокой коммерческой стоимостью. В связи с этим камеры устанавливаются на автомобиле и грузовой части, что улучшает уровень безопасности машины и товаров. Как и в случае со всеми коммерческими транспортными средствами, главной целью мобильного видеонаблюдения является предотвращение преступлений, усиление безопасности водителя и упрощение управления автомобилем. Информация о GPS и характеристиках машины (таких, как скорость и давление в шинах) является строгой необходимостью, она позволяет руководству определить ситуацию с безопасностью и эффективностью и правильно среагировать. Еще одной важной чертой является возможность трехсторонней коммуникации между водителями и центральным диспетчером.

Промышленные автоцистерны
Автоцистерны, используемые для перевозки бензина, бетона, дизеля и промышленных химикатов, являются уникальным видом транспорта в плане требований к безопасности и рисках в связи с возможными ограблениями и атаками террористов. Поэтому основной целью мобильного видеонаблюдения становится гарантия соблюдения протокола, увеличение уровня безопасности водителя и окружающих и предоставление записи поездки или свидетельства в случае ДТП.
Как и в случае с другими коммерческими транспортными средствами, особую важность имеют GPS-координаты и автоматические сигналы тревоги для руководства и соответствующих служб, поскольку любое отклонение, авария или нападение могут иметь катастрофические последствия. Мобильные устройства цифровой записи и камеры, применяемые на автоцистернах, обычно имеют частоту IP54.

Источник: asmag.com

СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ

Очень актуальный вопрос

Олег НИКУЛИН, AxisCommunication

Видеонаблюдение на транспорте – очень актуальный сегодня вопрос. В России в настоящее время реализуется или находится на этапе проектирования огромное число проектов: от программы «безопасный автобус» в Москве до установки камер в пригородных электричках и аэроэкспрессах. В первую очередь рост проектов связан с высоким уровнем террористической опасности на транспорте (большое скопление людей в ограниченном пространстве – любимая мишень всевозможных негодяев). Не менее важна возможность использовать камеры для контроля дорожной ситуации, для расследования инцидентов и предотвращение травматизма при посадке-высадке пассажиров (это особенно важно на протяженных транспортных средствах). Пример: камеры-регистраторы на автотранспорте, аналогичные камеры в метро и электропоездах, камеры – зеркала заднего вида и т. п.
В последнее время к статье «безопасность» добавился экономический аспект. В первую очередь это появившаяся возможность использовать видеонаблюдение для контроля и распределения транспортных потоков. Где находится рейсовый автобус? Почему происходит отклонение от графика или маршрута? Это стало возможным благодаря интеграции видео с системами позиционирования («Глонасс», GPS). Использование пластиковых карт, внедрение «электронных кошельков», установка платежных терминалов внутри транспортных средств привело к росту мошенничества. Решение – установка видеокамер и привязка каждой транзакции (по сути, факта прохода, оплаты или другого снятия средств со счета) к фотографии пользователя или проходящего. Это позволяет не только собрать доказательную базу в случае мошеннических действий, но и автоматически выявлять лиц, занесенных в базу разыскиваемых.
Выделение лиц – это уже видеоаналитика, причем достаточно сложная с точки зрения компьютерных ресурсов. Актуальность и возможность ее использования на движущемся транспорте – вопрос дискуссионный. Более простая аналитика может и должна быть реализована непосредственно на борту камеры. Как минимум камера должна иметь функцию «антисаботаж». При закрытии (например, заклейке или закрашивании), при резком изменении сцены (когда кто-то умышленно или случайно повернул камеру в сторону) камера должна выдать сигнал тревоги и предупредить водителя и оператора. Такая же простая аналитика, требуемая на общественном транспорте, – подсчет объектов. Для платежной системы принципиально важно сравнить, сколько пассажиров вошло в транспортное средство и сколько оплатило проезд.
С точки зрения оборудования для транспорта важно не просто использовать какую-то камеру и «промышленный» компьютер, а обратиться к специализированным решениям. К примеру, камера должна быть вибро-, пыле-, грязе- и вандалоустойчивой, иметь специальные разъемы. Камера должна быть HD-качества, иначе она даст плохо различаемое лицо или номер впереди идущего транспортного средства. Кроме того, камера должна иметь специальную форму, исключающую травматизм при аварии. Регистратор также должен быть защищен от вышеперечисленных факторов и иметь модули интеграции с системами позиционирования, беспроводной передачи данных и т. п. Иначе клиент получит огромное число разрозненных устройств и архаичную кабельную структуру, что неминуемо приведет к уменьшению надежности. Еще важный технический момент при выборе решения – частые проблемы с электропитанием. Иначе придется ставить серьезные дополнительные электроустройства, включая выпрямители, батарейные комплекты и т. п.
Все это говорит в пользу специализированной техники. К счастью, в мире накоплен богатый опыт, и было бы просто преступлением вместо того, чтобы учиться на чужих ошибках, делать свои, производя на коленках то, что уже много лет выпускается в промышленных масштабах.



Специальная камера для транспорта (Axis)
Первая в мире специальная камера для транспорта была разработана именно компанией Axis. Камера имеет специальную форму, исключающую нанесение вреда в случае аварии, она обладает защитой от вибрации, пыли, грязи, влаги, ударов, защищена от перепадов напряжений, имеет специальные транспортные сертификаты и коннекторы. Для установки на улице производятся металлические кожухи. Камера обладает видеоаналитикой, в частности, функцией автоматической тревоги при повреждении или закрашивании. На камере может быть реализована функция подсчета пассажиров и др. Специальная функция «коридор формат» позволяет переворачивать изображение для удобства контроля (9:16). Но одно из главных достоинств – HDTV720р качество изображения.
На базе решений Axis реализовано огромное число транспортных систем мира. Кроме камер в систему, как правило, входят специализированные регистраторы, модули интеграции с GPS, скоростомеры, мониторы, кнопки тревоги водителя и т.д.



Система видеонаблюдения на транспорте (EverFocus)
рофессиональная система видеонаблюдения и мониторинга в реальном времени на базе полнофункционального четырехканального видеорегистратора EMV400. Регистратор исполнен в малогабаритном, металлическом, ударопрочном корпусе, устойчивом к механическим воздействиям.
Форм-фактор 1–DIN предусмотрен для удобства установки в кабине водителя и способен переносить кратковременные перегрузки до 8 G в течение 11 mS при повторе 20 раз в секунду и виброустойчивости от 5 до 50 Гц. Запись с видеокамер осуществляется в компрессии Н264 с суммарной скоростью записи 50 к/c при разрешении 704 х 576. Предусмотрена «горячая замена» жесткого диска (HDD/SSD) для работы с архивом на ПК. Ударопрочный и герметичный корпус, ИК-подсветка и вариофокальный объектив отличают тщательно сбалансированное техническое решение, реализованное в новых камерах EMW-300T и EMD-300. Также применимы видеокамеры с ИК-подсветкой и фиксированным широкоугольным объективом EBD-331 или EXZ-330.
Помимо стандартного использования DVR в качестве основы для видеонаблюдения за окружающей обстановкой и записи возможно еще одно уникальное применение, а именно в качестве бортового самописца или, как его часто называют, черного ящика.



BusVideo («БайтЭрг»)
Интегрированная система видеонаблюдения в общественном транспорте, разработанная с учетом суровых российских реалий. В BusVideo используются МВК-0933цН – антивандальные врезные видеокамеры цветного изображения. Герметичные, ударопрочные, трудносъемные. Работают при температуре от -50 °С до +50 ºC. Благодаря конструктивным особенностям не портят дизайн автобуса и не раздражают пассажиров.
Данные сохраняются на BestDVR 405 Mobile-SD – автомобильный цифровой видеорегистратор, который поддерживает 4 видеокамеры одновременно. В случае необходимости можно подключить до 4 микрофонов для записи звука.
Видео отображается на жидкокристаллическом 8'' мониторе, установленном в кабине водителя.



Базовый комплект профессионального оборудования (RVi)
Предназначен для видеонаблюдения на автотранспорте и включает в себя профессиональный автомобильный четырехканальный видеорегистратор RVi-R04-Mobile с возможностью записи с разрешением D1 (704 х 576) 25 к/с по каждому каналу, антивандальные миниатюрные камеры видеонаблюдения со встроенной подсветкой RVi-123ME (650 ТВЛ) и мини-камеру RVi-159 (650 ТВЛ), которая используется в качестве курсовой.
В зависимости от специфики требований видеорегистратор может оснащаться встраиваемым 3G-модемом, GPS-приемником и модулем Wi-Fi.
Также в ассортименте RVi присутствуют 2- (RVi-R02-Mobile) и 8- (RVi-R08-Mobile) канальные автомобильные видеорегистраторы.





Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru