Автор: Мурат АЛТУЕВ, президент ITV AxxonSoft

Неизбежность перемен

Попробуем представить себе, как будет выглядеть отрасль видеонаблюдения в недалеком будущем. А для этого сначала постараемся понять, что она представляет собой в данный момент. Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что сегодня большинство компаний заняты решением текущих проблем, запросы по которым получены еще вчера. Мы недостаточно задумываемся над образом рынка и его моделями хотя бы в трехлетней перспективе, и поэтому у нас отсутствует стратегический взгляд на его развитие.

Состояние рынка
Многие специалисты склонны считать оптимальной «постепенную эволюцию» с сохранением статус-кво. Консерваторы предпочитают действовать в рамках некой идеальной в их понимании сложившейся на данный момент концепции развития. Данная концепция предполагает, судя по всему, пошаговые, единичные технологические достижения, которые рассматриваются как эволюция отрасли в целом. Приверженцев подобной парадигмы можно понять: минимум потрясений, минимум новых игроков, отсутствие новостей – лучшая из всех новостей.
Однако небольшая ретроспектива смежных высокотехнологичных рынков, да и самого рынка видеонаблюдения 10–15-летней давности показывает, что значительные успехи достигаются только в момент смены инерционного процесса на революционный. Сегодня же большинство продуктов, представленных на рынке, являются следствием глубокой модернизации систем, разработанных еще в тот, революционный, период, и их жизненный цикл находится в стадии управляемого плато, когда потребительский спрос на данную функциональность поддерживается во много искусственно, за счет различных надстроек, а не за счет создания нового продукта с нуля.
А теперь представьте себе, что мы стоим на пороге значительных рыночных потрясений, на пороге создания новой отрасли. Новой отрасли видеонаблюдения, в основе которой лежат прорывные технологи. Отрасли, в которой жизненный цикл устаревших разработок невозможно более искусственно поддерживать, так как технологический процесс предлагает новые, нестандартные подходы. Где лидеров рынка, устоявшихся и сильных игроков, постоянно держат в тонусе, подпирают и опрокидывают с олимпа амбициозные стартапы, предлагающие более креативные подходы к решениям задач. Где на всех уровнях – лидеры, средний класс, лоу-эндеры – идет серьезная технологическая гонка, в которой главным и абсолютным генератором активности является не просто желание что-то зачем-то сделать, а сама задача ежедневного коммерческого выживания при любом мало-мальском отставании даже не от пелотона, а именно от лидеров. В рамках этой отрасли потребитель представляется не в виде классического избитого образа удовлетворения неких потребностей, а в виде постоянно голодного, не способного к насыщению дракона, подобного тому, что был создан, например, на рынке мобильных телефонов. Представьте себе «разрыв поколений» – приход большого количества молодых специалистов, которые способны быстро впитывать знания, стремительно развиваются и которых старшее поколение не тормозит или уже не способно тормозить. Представьте разрыв поколений, несущий прорыв в технологиях.

На сегодняшний день мы находимся лишь в точке накопления критической массы неудобств и ошибок предыдущего этапа развития, как в свое время состояние своей отрасли описывал Билл Гейтс. Мы с вами создали отрасль, которая на старте сделала впечатляющий рывок, а впоследствии немного притормозила. Это объективный процесс переваривания созданного, в период которого мы наслаждались разработками в области, например, видеокодеков, считая их главным достижением и преимуществом. И даже когда они, как и любая технология, уже выполнили свою миссию и готовы были стать основой для следующего поколения технологий, мы не спешили расставаться с такой дорогой нам игрушкой. Появление и развитие IP-технологий было завернуто рынком в ту же самую обертку, и, несмотря на громкие заявления об IP-революции и мощный задел, мы предлагали потребителям отдельные технологические преимущества, старались, но так до сих пор и не смогли выстроить целостного предложения. Посмотрите на ONVIF – столь очевидно необходимый стандарт только сейчас стал общепризнанным, и разработки в этом направлении все еще продолжаются. А для приближения объявленной IP-революции нам еще придется сделать очень много таких шагов.
Новые технологии, приходящие из смежных высокотехнологичных отраслей, не становились действительно революционными, так как использовались в основном для решения узких задач видеонаблюдения в рамках устаревающей на глазах парадигмы развития рынка. Они помогали повысить технические характеристики систем, но не привносили действительно нового в наши подходы. Мы построили современную мельницу, но упорно косим, вяжем снопы и молотим вручную. Наверное, основной причиной этому служит устаревший тип мышления – мы внедряем IP, но все еще размышляем о видеонаблюдении с точки зрения «видеокассеты, стоящей на спинах трех видеомагнитофонов». Все наши поиски, технологии, наше восприятие функционирования и практического применения видеонаблюдения базируется на однообразном видении процессов: «записать видео», «просмотреть фрагмент», «онлайн-просмотр девятикратора» и т. д. Мы, рынок, не ставим перед собой действительно амбициозных задач, таких как, например, возможность не просто искать, а управлять поиском, или возможность для оператора виртуально присутствовать на месте события. Да, именно такие задачи, быть может, не всегда реализуемые, способны дать импульс отрасли! Посмотрите, ведь еще совсем недавно мы не могли представить многие технологии, которые сегодня стали обыденностью, – просто возьмите в руки свой планшет.

По моему твердому убеждению, настал момент, когда рынку просто необходимо осознать недостатки текущей парадигмы развития и начать переход на новую. Наша задача – выйти за рамки экстенсивного развития существующих инструментов. Рынок трансформируется, перенимает образцы и модели более развитых смежных рынков, таких как ИТ, на первую роль выходят не сами технологии, а преимущества, которые они несут, и мы должны постараться охватить весь горизонт. Да-да, нам нужно отложить в сторону нашу подзорную трубу, в которую мы видим хоть и очень перспективные, но отдельные технологии, и постараться увидеть весь горизонт рынка – только так мы сможем найти все возможные перспективные направления. Мы должны избежать ограниченности взгляда, способной вызвать так называемую marketing myopia – рыночную недальновидность, способную увести отрасль в ошибочном направлении и в конечном счете стать причиной ее деградации. Я надеюсь, что в ближайшем будущем все мы, участники рынка видеонаблюдения, осознаем, что CCTV сегодня – это не рынок кодеков, архивов и камер, не рынок «перемотки и просмотра», а прежде всего рынок Безопасности.

Комплексное развитие
Какие же задачи мы должны ставить перед собой? Где искать те прорывные направления, на основе которых могут сформироваться новые фундаментальные принципы нашего рынка? Я думаю, что нам не нужно изобретать велосипед. Нам нужно просто по-новому переосмыслить все, чем мы занимаемся сейчас, – запись, хранение, устойчивость систем, внедрение новых интеллектуальных аналитических инструментов и многое другое. Проанализировать не с точки зрения применения Самой-Продвинутой-Технологии в какой-либо отдельной области, а именно с точки зрения предоставления пользователю комплексного решения, которое является продвинутым во всех областях. Ведь никому не нужен самый быстрый в мире автомобиль, которым невозможно управлять? Так же как не нужен автомобиль, управлять которым чрезвычайно удобно, но который не разгоняется более 60 км/ч. Поэтому мы, работая над любой технологией, не должны забывать, что наша главная цель – это Безопасность.
Одно из направлений, по которому уже ведутся разработки, способные послужить катализатором изменений, – это адаптация файловых систем под специфику рынка видеонаблюдения, а, возможно, и разработка принципиально новых подходов в этой сфере. Файловая система – это яркий пример ограниченности горизонта. Все ведущие компании буквально до недавнего времени фокусировали свое внимание на разработке и доводке кодеков, при этом прекрасно понимая те ограничения, которые создают файловые системы для систем видеонаблюдения. Но как-то руки не доходили. А ведь возможно, что новые идеи в этой области выведут нас на новый уровень надежности и производительности.
Но надежность и производительность – это не только проблемы, связанные с файловыми системами. Смежные высокотехнологичные отрасли способны быть ориентирами для нас. Вопросы эволюции архитектуры систем, распределения вычислительных процессов также актуальны для видео. Ведь до сих пор мы не занимались данными вопросами вплотную, лишь проводя «косметические ремонты».
Отдельно необходимо рассматривать аналитические инструменты, применяемые для анализа видео. Определенно, это наиболее прогрессивное технологическое направление на сегодня. Но, как ни странно, имея довольно развитую аналитику реального времени, многие системы не имеют вообще никакой аналитики для работы с видеоархивом, что низводит их до уровня обычного цифрового видеомагнитофона. Ведь когда дело доходит до поиска чего-либо в архиве, такие системы предлагают только одно – сидеть и смотреть. Или в лучшем случае позволяют осуществлять поиск событий в архиве по принципу простейшего детектора движения.
Не просто поиск, а управление поиском – это тот ключевой момент, который отделяет просто перемотку видео от возможности передачи функций поиска системе. Как мне кажется, в этой области нам сегодня необходимо решать фундаментальные проблемы, в том числе выбор способа хранения метаданных. Но самое главное – изменение принципов разработки: все подвижки в разработке аналитических инструментов должны вытекать из ежедневного стремления создания идеального технологического инструмента обеспечения безопасности, что должно являться единственным гарантом коммерческого выживания.



Главные задачи
Одна из наиболее слабых сторон предлагаемых сегодня систем – это развитие продуктов в вопросах дружественности к пользователю, удобства использования, а также моделей продвижения продуктов. Как вы думаете, может ли отрасль, ориентированная на потребителей, при проведении исследований в абсолютном большинстве получать недовольство тремя пунктами: удобство использования, стоимость поддержки и функциональные ограничения?
Многие, особенно новые конечные потребители изначально рассматривают наши системы как очень сложные. Конечно, во многих случаях это предвзятое мнение, но мы сами упорно поработали над его созданием. Долгое время условия рынка формировали производители, а потребители были вынуждены их принимать. В том числе в вопросах функциональности и удобства использования. В отличие от параллельных рынков потенциальному потребителю системы видеонаблюдения давался выбор только в рамках значка бренда, но в рамках функциональности предложение было во многом стандартизированным. Взгляните на рынки высокотехнологичных продуктов, например операционных систем, – идет постоянная борьба новых подходов к использованию активных и пассивных элементов, совмещение функций и т. д. Мы же предлагаем сложившийся годами девятикратор и борьбу за рамочки вокруг него. Принципиально мало что меняется. Постарайтесь вспомнить какую-либо функцию, которая бы привлекла ваше внимание за последние 3–5–7 лет?!
Следующий очень важный момент, который отмечают потребители, – это необходимость работы над упрощением изучения существующих продуктов. Мы должны понимать, что это именно тот момент, который необходимо развивать постоянно – здесь не бывает удовлетворенности от достижения цели. Мы сможем изменить парадигму только тогда, когда абсолютное большинство разработчиков и специалистов рынка будут, не задумываясь, отмечать именно дружественность к пользователю и интуитивную понятность как наиболее важные свойства систем.
Мануалы не должны представлять собой священные тексты на 100 и более страниц. И, конечно, ни в коем случае ни у одного потребителя не должно возникать даже желания написать для своих сотрудников инструкцию по ключевым процедурам! Потребитель должен выбирать наиболее технологически продвинутую систему, более функционально наполненную, но в то же время интуитивно более понятную, т. е. такую, которая позволит начать работать без существенных затрат на ее изучение. Конечно, системы видеонаблюдения – это всегда технически сложные системы. Но функциональность системы должна быть прямо пропорциональна простоте использования, и оба эти качества должны постоянно подстегивать друг друга. Обеспечение безопасности с помощью современной системы – это использование всех заложенных в ней возможностей и технологий. Но какой смысл в этих технологиях, если большинство пользователей просто не знают, как ими пользоваться?
Что касается моделей продвижения, то этот момент очень тесно связан со всеми остальными – и даже вопрос цены здесь не главный. Развитие технологий, изменение технологической парадигмы неминуемо приведет к изменению парадигмы рыночной. Будет уже невозможно диктовать условия потребителям, основываясь исключительно на виртуальном маркетинговом преимуществе, не подкрепленном реальными технологиями. Молодые волки будут биться за каждого клиента и предлагать новые варианты развития сотрудничества, ориентируясь на свои преимущества. Будут и ценовые войны, которые, как ни удивительно, до сих пор табу на нашем рынке. Будут новые маркетинговые программы, программы поддержки партнеров и условия взаимодействия с конечными пользователями.
Будем надеяться, появится твердое понимание того, что для каждого потребителя, будь то владелец лавки и системы на 3 камеры или директор по безопасности международной корпорации с системой на тысячи камер, требования к системам принципиально равны – они равны их успешной работе и безопасности их компаний. Но почему же сегодня мы рассматриваем пользователя системы на 4 камеры как не способного понимать и использовать полную функциональность системы и предлагаем ему урезанный функционал?
Вопросов перед нашей отраслью стоит немало. И успешность их решения зависит только от нас. Я лично уверен, что серьезные изменения не просто вероятны, они неизбежны. Видеонаблюдение становится неотъемлемой частью жизни каждого из нас. И наша задача состоит в том, чтобы видеонаблюдение не превращалось в атавизм, а постоянно изменялось, становясь все более и более эффективным.





Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru