Журнал ТЗ № 4-5 2023 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2023
№ 4-5
статьи



Журнал ТЗ № 4-5 2023



Раздел: Детекция
Тема:
Автор: Игорь КУДИНОВ, руководитель отдела развития отраслевых решений и интеграции Okdesk

Соответствие ГОСТ Р 59638-2021 в части технического обслуживания и ремонта систем пожарной сигнализации



Сегмент пожарной безопасности не зря считают одним из самых консервативных на нашем рынке. Как показывает практика, такая стратегия в столь значимых направлениях нередко бывает оправдана. Однако сегодня мы с вами являемся свидетелями существенных изменений нормативной базы, которая регулирует данную отрасль.


Речь в этом материале пойдет о ГОСТ Р 59638-2021. Он введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 791-ст 24.08.2021 и содержит руководства по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию (далее – ТО), ремонту и проведению испытаний на работоспособность систем пожарной сигнализации (далее – СПС), расположенных на территории Российской Федерации, а точнее, его часть, связанная с ТО и ремонтом.

Дело в том, что реализация некоторых пунктов упомянутого ГОСТа на базе популярных отечественных аппаратно-программных комплексов на сегодняшний день предполагает возникновение дополнительных рисков. Именно об этой проблеме мы сегодня подробно поговорим, а также обсудим доступные варианты её решения.

Информирование о неисправности

П.6.3.3 указанного ГОСТа обязывает информировать ответственного за эксплуатацию СПС и обслуживающую организацию о неисправности в течение не более 8 часов после их выявления или поступления на ППКП. Перед нами одно из узких мест процесса, которое таит в себе дополнительные риски для охраняемого объекта и находящихся на нём людей. Дело в том, что «ручная» передача информация о возникновении неисправности может идти до адресата слишком долго либо вовсе не дойти.

Хочется дополнительно обратить внимание, что вторая часть пункта допускает возможность автоматизации информирования о неисправности всех заинтересованных лиц. Однако повторюсь, такой возможности на сегодняшний день не предлагает ни один из отечественных производителей СПС. Фактически это означает, что собственнику объекта или организации, которая его эксплуатирует, необходимо принимать решение: либо заниматься постоянным контролем выполнения данного требования в «ручном» режиме, либо самостоятельно разработать алгоритм автоматического оповещения ответственных сотрудников о неисправности и контроля реакции со стороны исполнителей с учётом полноты, сроков и качества.

Проведение регламентных работ

П.6.4.2 предлагает типовой регламент проведения ТО СПС. Как правило, на практике выполнение данного пункта целиком делегировано обслуживающей организации. Такой подход таит в себе риски, т.к. получается, что никто, кроме конкретных сотрудников подрядчика, не знает, как проводятся работы и в каком состоянии находится эксплуатируемая СПС. Такое отношение к собственной инфраструктуре может обернуться зависимостью от подрядчика, который является носителем уникальной информации. На практике это может привести к увеличению затрат на обслуживание СПС.

Круглосуточный приём заявок о ложных срабатываниях и неисправностях и контроль сроков их устранения

П.6.5.1 обязывает обслуживающую организацию осуществлять круглосуточный приём заявок о неисправности и ложных срабатываниях СПС. Можно подойти формально к реализации данного пункта – просто развернуть круглосуточную горячую линию на базе обслуживающей организации, которая будет по телефону принимать заявки от ответственных за пожарную безопасность на объектах. Однако нужно отдавать себе отчёт в том, что «ручное» информирование обслуживающей организации чревато возможностью забыть или вообще потерять такую заявку, а это дополнительные риски, ведь горячая линия может быть перегружена из-за нехватки, например, операторов. Кроме того, нужно помнить, что вторая часть пункта содержит конкретные сроки устранения неисправностей. Это означает, что пока ваш клиент пытается дозвониться, время на устранение неисправности уменьшается.

Контроль количества ложных срабатываний

П.6.5.10 регламентирует допустимое количество ложных срабатываний. Контроль ложных срабатываний довольно сложно организовать даже на уровне конкретного объекта. Дело в том, что учёт нужно вести в разрезе конкретных устройств, охраняемой площади, календарного года, ЗКПС и объекта в целом. Традиционный бумажный учёт, который повсеместно применяется, по вполне понятным причинам увеличивает риск потери части информации. Так же нужно иметь в виду, что за период от инсталляции СПС до её модернизации, как правило, неоднократно меняется не только штатный персонал на объекте, но и обслуживающая компания. Всё это в совокупности чревато увеличением рисков в случае возникновения пожара.

Запрет эксплуатации оборудования с истёкшим сроком годности

П.6.6.1 регламентирует эксплуатацию технических средств СПС с истёкшим сроком годности. В рамках эксплуатации СПС на каждом объекте в силу тех или иных причин довольно часто происходит замена части оборудования. Понятно, что это документируется и фиксируется на бумажном носителе. Однако зачастую бывает довольно сложно понять, какое оборудование подлежит замене, а какое ещё можно эксплуатировать. В результате может возникнуть ситуация, когда владельцу объекта придётся всё начать с чистого листа, то есть провести полную модернизацию из-за того, чтобы будет невозможно разобраться в фактическом состоянии СПС. А это чревато дополнительными и весьма существенными затратами.

Почему это проблема не производителя, а собственника объекта?

Поделюсь довольно популярным мнением среди собственников объектов с инсталлированной СПС: производители «сами придумают что-то для соответствия нововведениям, необходимо просто подождать». Некоторые высказываются еще более категорично – якобы производители должны это сделать. Это – заблуждение, и вот почему.

Во-первых, все объекты разные. Например, на небольших объектах вполне достаточно организовать в бумажном журнале традиционный учёт приёма и выполнения заявок. А на крупных, увы, не обойтись без полноценных цифровых двойников.

Во-вторых, подходы к обеспечению пожарной безопасности у собственников объектов тоже разнятся. Кто-то идёт, что называется, по грани необходимого и достаточного соответствия требованиям регуляторов в силу, например, финансовых ограничений, а кто-то старается максимально снизить пожарные риски и не жалеет бюджета для достижения этой цели. Есть ещё множество других нюансов, касающихся, например, процессов проектирования и монтажа СПС, которые, как правило, являются более приоритетными по части соответствия.

Наконец, нужно учитывать и такой момент, как инертность и неопределённость состояния данного сегмента рынка. На текущий момент не понятно, как сложится применение новых нормативных документов, и каковы будут требования регулятора. В такой ситуации многие предпочитают занять выжидательную позицию, что в целом логично и прагматично.

Какие есть варианты?

С моей точки зрения, необходимо расшивать узкие места процесса посредством автоматизации, чтобы таким образом снизить негативное влияние человеческого фактора. Для автоматизации процессов такого рода чаще всего используются системы класса help desk. Если взглянуть на требования нового национального стандарта, то становится понятно, что они вполне поддаются алгоритмизации. Не исключено, что это и есть закономерный путь развития процессов ТО и ремонта СПС.

Кейсы на отечественном рынке

Пожалуй, единственным кейсом по «неручному» соответствию новым требованиям ГОСТ Р 59638-2021 в части технического обслуживания и ремонта систем пожарной сигнализации на отечественном рынке является интеграция между одним из облачных сервисов, предназначенных для управления и мониторинга СПС, и Okdesk, которая позволяет автоматически создавать инцидентную заявку в отношении оборудования в случае возникновения на объекте события типа «Неисправность» со всей необходимой информацией, а также моментально информировать всех заинтересованных лиц.

Кроме того, фиксировать дату и время возникновения неисправности и контролировать сроки её устранения. А также напоминать всем заинтересованным лицам о скором приближении нормативной даты, до наступления которой необходимо эту неисправность устранить. Так же автоматически создается инцидентная заявка в отношении оборудования в случае возникновения на объекте события типа «Пожар» для учёта ложных срабатываний. А в случае превышения их порогового значения автоматически создается заявка на ремонт/замену неисправной единицы или модернизацию СПС в целом. Ведется цифровой паспорт объекта со всей необходимой информацией о нём и каждой конкретной единице оборудования для автоматического создания заявки на замену прибора с истёкшим сроком годности. Наконец, создается самовоспроизводимый график ТО СПС, хранится история проделанных и планируется перечень предстоящих работ, а типовые документы формируются по результатам проведённых работ без участия выездного специалиста.

Такой подход позволяет снизить не только негативное влияние человеческого фактора, мешающего выполнению требований нового национального стандарта в части ТО и ремонта СПС, но и в целом пожарные риски на объекте. В качестве дополнительных преимуществ можно еще выделить отсутствие зависимости от обслуживающей компании, понимание актуального состоянии СПС на объекте, сокращение затрат на эксплуатацию и поддержание работоспособности СПС.

Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».