Журнал ТЗ № 4-5 2023 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2023
№ 4-5
статьи



Журнал ТЗ № 4-5 2023



Раздел: Инсталляция
Тема:
Автор:

Аэропорт в ракурсе безопасности



Аэропорт – это объект федерального значения с распределенной структурой. В перечне основных задач авиапредприятия не только оказание авиауслуг, но и поддержание безопасности на должном уровне

НАЧНЁМ С ПОНЯТИЙ

Аэропорты и аэродромы – это объекты, которые входят в систему организации воздушного движения. И хотя эти слова часто используются в качестве синонимов, нельзя сказать, что их значения полностью идентичны. Разобраться в этом помогает «Воздушный кодекс Российской Федерации», в котором даётся их толкование*. Согласно кодексу, аэропорт – это «…комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование» В свою очередь под аэродромом понимается «…участок земли (или акватория) с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов». Таким образом, мы видим, что аэродром – это, по сути, взлётно-посадочная полоса с местом для вывода самолётов и ангарами. Аэропорт же представляет собой более сложный комплекс, где аэродром – лишь одно из сооружений. Иными словами, у каждого аэропорта есть аэродром, но не у каждого аэродрома есть аэропорт.

Так как функционально аэропорты и аэродромы существенно отличаются друг от друга, их классифицируют по разным признакам. Например, основной показатель для классификации аэропортов – это годовой объем пассажиропотока. Аэродромы же различаются между собой по назначению и делятся на виды: гражданские, военные, учебные и спортивные.

БЕЗОПАСНОСТЬ АПРИОРИ

Аэропорты – это важная составляющая мировой транспортной системы. Являясь одной из ключевых частей национальной, региональной и городской инфраструктур, аэропорт выполняет функцию поставщика общественных услуг, деятельность которого регулируется государством. Не стоит забывать, что аэропорт – это объект федерального значения с распределенной структурой. Его главная задача состоит не только в оказании авиауслуг, но и в поддержании безопасности на должном уровне. В связи с тем, что для аэропортов при их круглосуточной деятельности характерен интенсивный людской поток, современная система безопасности авиапредприятия обязана быть гибкой, высокоэффективной и интегрированной. Требования к системам безопасности в аэропортах очень высоки.



НЕОБХОДИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

На рубеже веков мировое сообщество переживает вспышку всевозможных форм терроризма, вышедшего на новый виток своего развития и ставшего, по сути, глобальной проблемой.

Объекты гражданской авиации привлекают к себе внимание террористов во всем мире как наиболее уязвимые места для совершения терактов. Акции на транспорте сопровождаются большими жертвами, парализуют деятельность важнейших сфер экономики, вызывают огромный резонанс, дестабилизируют ситуацию в обществе. Яркий тому пример – теракт в США 11 сентября 2001 года.

В связи с указанными последствиями сегодня системам безопасности аэропортов в мире придаётся большое значение. В Израиле, например, по периметру аэропорта установлены противотаранные заграждения, в Сингапуре периметр оборудован техническими средствами охраны, с точностью до 0,5 метра определяющими место попытки проникновения нарушителя.

Однако помимо террористов немалый вред аэропортам могут нанести вандалы, при этом их неадекватные действия реально угрожают жизни людей. Курьёзный инцидент произошёл в 2016 году в Казани. Пьяный водитель за рулем легкового автомобиля, пытаясь скрыться от сотрудников ГИБДД, доехал до аэропорта. Сначала он, сбив шлагбаум, заехал на парковку, через неё въехал в здание аэропорта, покатался по пассажирскому терминалу и выехал обратно на проезжую часть. К счастью, никто при этом не пострадал. Ущерб от действий нарушителя по предварительным данным составил около шести миллионов рублей.

Оргвыводы: для повышения уровня технической укрепленности аэровокзального комплекса аэропорта посредством размещения вдоль фасадной части терминалов инженерных средств, препятствующих свободному проезду автотранспорта, администрацией были установлены противотаранные устройства. Помимо этого на тротуарах, граничащих со зданиями терминалов, установлены бетонные ограничители (рис. 1).

Рис.1

Казалось бы, службы безопасности аэропортов после этого инцидента должны были ещё раз проанализировать возможные угрозы и принять предупредительные меры. Тем не менее, подобный случай повторился пять лет спустя во Внукове. Водитель джипа, протаранив заграждение, въехал на территорию аэродрома, к счастью, никого не поранив и не нарушив режима полётов, и выехал обратно. Всё это говорит о необходимости более ответственно и грамотно подходить к обеспечению безопасности отечественных аэропортов.

ПРОТИВОТАРАННАЯ ТЕХНИКА

Исходя из современных угроз, в системах безопасности аэропортов становятся всё более востребованными различные типы противотаранной техники. Например, болларды (стационарные, механические и электромеханические) используются при защите фасадов аэропортов. С их помощью можно эффективно контролировать доступ транспортных средств на территорию объекта, не препятствуя при этом пешеходам. Следует отметить, что болларды, как правило, гармонично вписываются в стиль современных зданий аэропортов.

Определённые модели боллардов выдерживают таранный удар транспортного средства (ЗИЛ-130) массой 6,8 т, движущегося со скоростью до 80 км/ч (энергия удара – 1679 кДж). При этом после таранного удара болларды сохраняют свою работоспособность.

Главные узлы конструкции противотаранного механического болларда – это выдвижной силовой столб и механический привод (рис. 2). Перевод устройства в рабочее положение осуществляется вручную ключом.

Противотаранный электромеханический боллард внешне мало чем отличается от вышеописанного устройства (рис. 3). Он приводится в рабочее положение электромеханическим приводом. Управление осуществляется через шкаф управления, брелоком или выносным пультом.

Противотаранный стационарный боллард выполнен единой конструкцией и монтируется сразу в фундамент (рис. 4). В верхней части можно дополнительно установить два рым-болта для крепления перетяжки (цепи) между изделиями с целью создания препятствия при проезде мотоциклов, велосипедов, мопедов и т.п.



Противотаранные шлагбаумы

По сути, противотаранный шлагбаум – это неотъемлемая часть комплексных мер для защиты периметров критически важных объектов, к которым причислены аэропорты. При этом шлагбаумы могут применяться как отдельно, так и в комбинации с другими инженерными системами безопасности, образуя шлюз для досмотра автотранспорта.

Устройство представляет собой механизм с двумя опорами, на которых расположен уравновешенный противовесом барьер. Данный тип противотаранного устройства (ПТУ), целиком перекрывая ширину дорожного проезда, защищает объект от прорыва транспорта в двух направлениях – на въезд и на выезд. При его использовании нет необходимости в ограничении массы, высоты и скорости пропускаемого транспорта. Применение ПТУ шлагбаумного типа не требует дополнительных мер по обеспечению его работоспособности в межсезонье и особенно в зимнее время года.

Для автотранспортных КПП, имеющих высокую интенсивность движения транспорта, рекомендуется применение противотаранных шлагбаумов облегченного типа, останавливающих автомобили массой до 3,5 т, движущихся со скоростью до 40 км/ч. Ширина перекрываемого ими проезда – 4,5 м. Такие конструкции устанавливаются как на классические железобетонные, так и на динамические свайные фундаменты, при монтаже которых не используется бетон (рис. 5).


Для организации АКПП в зонах высокой степени ответственности на территории аэропорта применяются ПТУ, обеспечивающие остановку автомобиля массой до 20 т, движущегося со скоростью до 40 км/ч. В зависимости от модификации они перекрывают проезды шириной от 4,5 до 7,5 м (рис. 6).

Рис.6

Руководству аэропорта и лицам, отвечающим за его безопасность, необходимо понимать, что при выборе средств противотаранной защиты следует ориентироваться не только на рабочий ресурс, финансовые затраты, расходы на эксплуатацию, но в первую очередь на эффективность противотаранных средств, подтвержденную результатами испытаний (рис. 7).


Рис.7

ПРОТИВОТАРАННЫЕ ВОРОТА

Для охраняемых периметров критически важных объектов, к которым относятся аэропорты, рекомендовано применение противотаранных откатных ворот (рис. 8), которые решают проблему несанкционированного въезда на охраняемую территорию объекта, а также регулируют проезд транспорта и контроль прохода людей.

Ключевые моменты и характеристики противотаранных ворот:
- необходимость защиты критически важного объекта;
- изделие является непреодолимым препятствием для автотранспорта массой до 20 тонн, движущегося со скоростью до 40 км/ч;
- способность защиты от прорыва транспорта в двух направлениях – на въезд и на выезд;
- отсутствие ограничения по массе и скорости пропускаемых транспортных средств при открытом проезде;
- защищенность подвижных элементов привода преграждающей конструкции (створки) от постороннего вмешательства в их работу и от воздействия атмосферных осадков;
- экономия пространства: ворота открываются вдоль заграждения и не загромождают зону проезда;
- наряду с дистанционным управлением предусмотрено ручное, используемое при отключении электропитания.

Противотаранные откатные ворота состоят из перемещающейся по роликам створки и силовых металлических опор, жестко связанных с железобетонным фундаментом, расположенным ниже уровня подстилающей поверхности. Основными элементами устройства, воспринимающими ударную нагрузку и передающими ее посредством силовых опор на фундаменты, являются стальные канаты, расположенные внутри балки створки, и запорный механизм на одной из силовых опор. Запорный механизм предназначен для фиксации створки ворот в закрытом положении в момент таранного удара и в случае несанкционированных попыток перемещения створки в открытое положение. Управление воротами осуществляется дистанционно с выносного пульта. Электропитание осуществляется от трехфазной сети переменного тока напряжением 380 В с пиковой мощностью не более 2 кВт.

Рис.8

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ

Наряду с механическими и электромеханическими устройствами на рынке представлены малые архитектурные формы с противотаранными свойствами (рис. 9). С одной стороны, изделие можно использовать как цветочный вазон, а с другой – это серьезное препятствие для автотранспорта. Изделие декорировано деревом и, как показывает практика, вполне вписывается в городской пейзаж. Дизайн изделий может варьироваться.

Известно, что злоумышленник ищет наиболее уязвимые места. Поэтому недостаточно усиливать защиту лишь в определенных местах. Необходимо руководствоваться принципом равнопрочности периметра и обеспечивать безопасность всего объекта, начиная от уличного входа в аэропорт, досмотра пассажиров, транспортных проездов и заканчивая оборудованием взлетно-посадочных полос.

Рис.9

ПОГОДНЫЙ ФАКТОР

Помимо несанкционированного проезда на территорию и террористических угроз, большую опасность представляют сюрпризы погоды, которые могут сказаться на работе аэропортов и аэродромов. В нашей стране больше всего проблем возникает из-за снега.

При содержании аэродромов (вертодромов) в зимнее время особенно трудоемкими являются процедуры по предотвращению и устранению снежно-ледяных и гололедных образований. Процедуры выполняются химико-механическим, тепловым и комбинированным методами. Для борьбы со снегом и льдом, например, в крупных аэропортах имеется целый автопарк: грейдеры и комбайны для уборки взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перрона, машины для распределения реагентов, устройства для проверки сцепления с покрытием полосы, платформы для обработки самолетов от обледенения (деайсеры).

Для возможности механической очистки от снега зон аварийных выездов и других транспортных проездов аэродромов, например, разработаны распашные ворота с подъемными щитами. Подъем нижних щитков на створке позволяет открывать ворота без необходимости уборки снега (в зоне поворота створки), что обеспечивает беспрепятственный проход техники в случае эвакуации и чистки аварийных выходов от снега (рис. 10).

Рис.10

НА ЗАМЕТКУ ПРОЕКТИРОВЩИКУ И ЗАКАЗЧИКУ

При проектировании в соответствии с техническим заданием (ТЗ) следует понимать, что в ТЗ очень часто не учитывается ряд произошедших со временем изменений. Важно, чтобы опыт, накопленный специалистами компании-разработчика, позволял не только качественно выполнить проект, но и правильно подготовить ТЗ. Правильное применение изделия предназначенных для решения задач по защите объектов, в том числе различных категорий аэропортов, повышает уровень общественной безопасности.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

На сегодняшний день основными нормативными документами, регламентирующими безопасность таких объектов, как аэропорты, являются:
- Воздушный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 28.06.2022 / новые изменения вступили в силу с 01.12.2022) «О транспортной безопасности»;
- Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2011 г. N 42 «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры»;
- Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. N 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» (ред. от 17.04.2021);
- Постановление Правительства РФ от 5 октября 2020 г. N 1605 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта»;
- Приказ Министерства транспорта РФ от 28 ноября 2005 г. N 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам»;
- Приказ Министерства транспорта РФ от 25 августа 2015 г. N 262 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов».

* Воздушный кодекс Российской Федерации, ст. 40.

Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».