Журнал ТЗ № 2 2023 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2023
№ 2
статьи



Журнал ТЗ № 2 2023



Раздел: КОНТРОЛЬ ДОСТУПА
Тема: СКУД (системы контроля и управления доступом)
Автор: Сергей Лещев , руководитель проектов разработки Sigur

Система для пользователя или система для решения задачи?


Какова цель создания и вывода на рынок того или иного продукта? Простой, казалось бы, вопрос, тем более что буквально каждый день на него с исчерпывающей полнотой отвечает огромный консьюмерский рынок, главное правило которого гласит, что любой товар делается для пользователя.

То есть де-факто пользователь является своего рода участником создания этого товара, его дизайна, развития и продвижения. Наработаны многочисленные методики, как делать и развивать продукт, при этом объективно учитывая пользовательский опыт.

А в отрасли технических средств безопасности? С одной стороны, это – часть большого рынка, и здесь действуют его общие законы. С другой – и с этим не поспоришь – имеется много специфических требований к оборудованию и решениям, без реализации которых говорить о безопасности не приходится. Каждое устройство и система в целом должны быть надежны, удобны в использовании и обслуживании, а главное, в полной мере обеспечивать решение задач по охране объекта. И тут важна любая мелочь. Даже неплохое в целом оборудование, со временем начинает давать сбои. Либо обслуживать его трудоемко и дорого. Мне, например, довелось увидеть турникет, который нужно почти полностью разобрать, чтобы произвести его регламентное обслуживание.

Как и на консьюмерском рынке, имеет значение и дизайн устройств. Причем зачастую – когда заказчику необходимо вписать оборудование, скажем, считыватель СКУД, в интерьер своего помещения – решающее.

И если по этому параметру вы заказчику не угодили, он выберет другой продукт, несмотря на то, что функционал вашей системы обеспечивает решение множества задач.

В чем сложность систем управления доступа в целом как продукта? Во-первых, это технически очень сложные решения. А во-вторых, так получается, что ими в рамках одного объекта могут пользоваться самые разные группы сотрудников. У которых, очевидно, разные запросы и требования.

Давайте разберемся, для кого система создается и что для каждой из этих категорий важно. Начнем с очень значимых для нас людей, обозначим их как администрация. По сути, это те люди, которые решают, что на объекте, которым они владеют или управляют, должна стоять СКУД. Либо нужно сделать какое-то обновление уже функционирующей системы. Зачастую такое решение бывает продиктовано необходимостью решения каких-то бизнес-задач. Хорошая новость в том, что мнение этих управленцев не только учитывается, но и становится определяющим при принятии решения. А плохая – в том, что эти люди, как правило, само решение не видят. То есть, они не вникают, как, какими средствами решается та или иная задача.

Следующая очень важная группа пользователей – служба безопасности компании. Им уже важны детали: как устроено шифрование, защита, как устроена архитектура системы, которую придется настраивать, поддерживать и управлять. Хорошее взаимодействие с такой службой может здорово помочь в правильном выборе решения и работе инсталлятора. К сожалению, далеко не на каждом объекте такие специалисты имеются.

IT-отдел. Здесь веяния последних лет в том, что СКУД должна быть изначально интегрирована в общую инфраструктуру объекта и являться одним из его элеметов. Мнение IT-специалистов, конечно, учитывается, но я бы не сказал, что в достаточной мере. Вряд ли вы найдете «счастливого» админа, которого заставляют обслуживать оборудование, работающее на интерфейсе RS-485. Что для них важно? Прежде всего, чтобы система поддерживала стандарты, принятые в IT-отрасли.



Бухгалтерия – здесь еще интереснее. С одной стороны, очень важна стыковка между системой и человеческим фактором. Бывает очень обидно, когда внедряется система автоматизации, которая призвана облегчить, ускорить реализацию бизнес-процессов, а в итоге, наоборот, приводит к увеличению ручного труда. Из-за того, что данные подаются не в том формате, неправильно подсчитываются. Обратная сторона в том, что бухгалтерский учет – сегмент, который развивается медленно, и это обстоятельство никак не стимулирует появление технических специалистов, которые могут разобраться в корне проблемы, помочь правильно сформулировать задачу. Например, получать отчеты нужной формы без затрат на доработку СКУД или грамотно интегрировать в существующую информационную инфраструктуру. Далеко не всегда это совпадает с видением клиента, значит нужно убеждать заказчика, но при этом быть готовым отвечать за предложенное решение.

Отдел кадров. По сути, СКУД является для этой службы одним из основных рабочих инструментов. Но пользовательский опыт сотрудников этой службы, их готовность работать с системой учитывается не так часто. Как нередко говорят некоторые мои коллеги, после внедрения системы начинается вечеринка по обучению пользователей. Здесь очень важна обратная связь, чтобы знать обо всех возможных проблемах. Например, почему не всегда корректно работает система распознавания лиц. Или как избежать решений, которые могут отрицательно повлиять на имидж компании, ведь немало объектов, на которых недопустимы такие элементы, как ручной турникет или тетрадка в бюро пропусков.

А что может случиться, если в каком-то виде не учесть всего выше сказанного? Допустим, если объект оборудован современной СКУД – тогда все стандартные запросы решаются стандартно – все необходимые модули присутствуют, все функции (УРВ, пропуска посетителей и т.д.) закрываются. Но если процессы сложнее, то это может привести к необходимости перенастройки, доработки системы пост-фактум, а то и полной замене оборудования.

Что же делать? Здесь нужна некая точка компетенции. Она может быть на стороне заказчика, если это люди, которые понимают, как устроен объект, какие там происходят процессы. Но они также должны понимать, как устроено оборудование и ПО у того или иного вендора.

Точкой компетенции может быть и инсталлятор, но только в том случае, если он обладает высокой квалификацией, понимает и видит пути решения задачи. Точкой компетенции может быть и вендор, который вполне может предложить некий сервис по аудиту предприятия. Но и предприятие при таком подходе должно быть в достаточной мере открытым и предоставить всю необходимую информацию. Самый распространенный и понятный интерфейс взаимодействия между вендором и конечным заказчиком – техническое задание. Когда есть диалог между пользователем и вендором, пользователем и инсталлятором, это всегда хорошо. А если возможно общение трех участников процесса – вендора, инсталлятора и пользователя – совсем хорошо.

Сам заказчик должен быть причастен к созданию и развитию продукта. Для этого есть много возможностей: обратная связь, обсуждение технического задания, участие в вебинарах и конференциях, опросах. Словом, нужно использовать любую возможность, чтобы стать полноправным участником общения с вендорами и инсталляторами.

Нужно принимать участие в разработке продукта – давать обратную связь, пытаться сформулировать свои требования – как минимум, разобраться в том, как уже существующие процессы устроены в компании.

Оцифровать процессы, которые устроены не самым корректным образом, либо невозможно, либо очень трудозатратно.

Так или иначе, наличие диалога позволит разработчикам делать продукт лучше и с точки зрения функционала, и с точки зрения удобства его использования.

При выборе продукта нужно учитывать мнение непосредственных пользователей.

Формальное наличие «галочек» в списке возможностей того или иного решения – не гарантия того, что оно действительно будет работать так, как необходимо бизнесу. И здесь речь идет не о том, что кто-то кого-то пытается обмануть, а о том, что достижение той или иной бизнес-задачи в зависимости от устройства компании и процессов внутри нее может быть реализовано очень по-разному.

В противном случае это не только может усложнить работу сотрудников «на местах», а значит сделать ее менее эффективной, но и вовсе привести к невозможности реализации того или иного процесса.

По материалам конференции «СКУД 2023»

Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 1  (голосов: 1)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».