Тема интегрированных систем безопасности (ИСБ) достаточно часто поднимается на страницах специализированных изданий. Однако основное внимание экспертов и
потенциальных интересантов, как правило, направлен на
вопросы, связанные с преимуществами и недостатками
использования ИСБ, а также нюансами их проектирования
и монтажа.
В рамках этого материала я предлагаю читателю глубже
познакомиться с особенностями организации технической поддержки и обслуживания ИСБ, так как во многом
от качества этих процессов зависит удовлетворённость
конечного заказчика.
Что такое ИСБ
Для начала коротко напомню, что основной особенностью
ИСБ является интегрированность различных подсистем безопасности (CCTV, СКУД, ОС, ПС и т. д.), эксплуатируемых
на объекте друг с другом. Проще говоря, события в одной
подсистеме по заранее определённому правилу инициируют передачу команд другим. За счёт этого происходит
сокращение времени реакции на события. Например, при
срабатывании охранной сигнализации на монитор оператору автоматически выводятся изображения от ближайших
к сработавшему датчику камер.
Такой подход позволяет рассчитывать на то, что полезность от совокупного использования различных подсистем будет больше, чем сумма полезности от каждой в
отдельности. Этот эффект достигается именно за счёт
связанности.
Особенности создания ИСБ
Создание ИСБ на крупном объекте – это трудоёмкий,
дорогостоящий и сложный процесс. Проектировщики выделяют три нюанса, которые необходимо учитывать перед
внедрением ИСБ:
1. От общего числа доступного оборудования относительно небольшой объём является интегрируемым. Это
означает, что далеко не каждая единица может быть
использована в создании ИСБ.
2. Доступные сценарии интеграции очень ограничены и
требуют кастомных доработок.
3. Проекты по ИСБ требуют высокой квалификации и
опыта.
От решений, принятых на этом этапе, во многом зависит
удобство использования ИСБ на протяжении всего жизненного цикла. Вопрос выбора исполнителя и конкретных
вендоров во многом зависит от целей и задач проекта.
Однако есть три универсальных рекомендации, к которым
следует прислушаться:
1. Для проектируемой системы безопасности желательно выделить отдельную кабельную сеть.
2. Планируемое к использованию оборудование лучше выбирать у надёжных
поставщиков с проверенной репутацией.
3. При покупке новых устройств учитывайте их совместимость, чтобы обеспечить, с одной стороны, правильность взаимного действия в разных
подсистемах, а с другой – иметь возможность объединить их в единую
интегрированную систему.
Кроме вышеизложенного, нелишне учитывать тренды в индустрии безопасности, чтобы быть уверенным, что используемое вами оборудование будет
поддерживаться со стороны вендора в обозримом будущем.
Традиционная модель поддержки и обслуживания систем
безопасности
После проектирования и внедрения ИСБ начинается период эксплуатации, в
рамках которого рано или поздно возникает необходимость в поддержке и
обслуживании. Основные сложности, которые встречаются на данном этапе,
так или иначе связаны с тем, что в рамках проекта:
1. Использовалось оборудование нескольких вендоров.
2. Применялась заказная разработка программного обеспечения.
3. Часто используется экспертиза специалистов разных компаний-интеграторов.
Всё вышеперечисленное приводит к тому, что процессы поддержки и
сервисного обслуживания выбиваются из общего сценария работы соответствующих отделов вендоров и интеграторов. Представитель заказчика
обращается к интегратору, который осуществлял внедрение. После этого
интегратор инициирует обсуждение с остальными вендорами и интеграторами, которые участвовали в проекте.
Упрощённо модель взаимодействия между участвующими субъектами
выглядит следующим образом.
|