Журнал ТЗ № 4 2021 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2021
№ 4
статьи



Журнал ТЗ № 4 2021



Раздел: КОНТРОЛЬ ДОСТУПА
Тема: Домофоны
Автор: Вячеслав ТЕСАКОВ, генеральный директор компании «Равелин»

Домофоны и облачные технологии. Часть 1. Право на частную жизнь

Сегодня тотальная цифровизация общества поставила перед разработчиками и организациями, эксплуатирующими системы контроля доступа в ЖКХ, новые задачи. Во-первых, адаптироваться к появившимся на рынке технологиям. Таким как экосистемы крупных компаний, предоставляющих телекоммуникационные услуги, облака (экосистемы) девелоперов, управляющих компаний или местных IT-провайдеров, автономные комплексные системы безопасности жилищных комплексов. Во-вторых, обеспечить / сохранить приемлемый уровень безопасности в жилищных комплексах в целом. В-третьих, успеть за всеми изменениями и не потерять свой бизнес.

Одна из ключевых проблем – это модернизация установленных систем домофонии на объектах жилого фонда. Вопросов много. Какие пути видятся?

Какие технологии могут использоваться? Какие угрозы несет внедрение новых технологий? Об этом и пойдет речь в статье.

Долгие годы основным при внедрении систем ограничения доступа был лозунг «Безопасность и комфорт». Но в последнее время безопасность стала упоминаться реже, на первое место вышел комфорт. Современное приложение жильца – это информационный портал для взаимодействия с установленной системой безопасности, с управляющей компанией, встроенный чат жителей и т.п. Это современный тренд развития. Жители начинают получать все больше информации о том, что происходит в доме и вокруг него. Это, конечно, хорошо. Но есть и обратная сторона данного процесса.

Безопасность жилого комплекса – один из важнейших факторов его привлекательности для собственника (жильца), а вопрос приватности проживания человека в таких комплексах, в свою очередь, является важнейшим фактором его безопасности. В эпоху, когда объем информации циркулирующей в сети стремительно увеличивается, именно приватность частной жизни становится основной ценностью для человека. Чтобы ее обеспечить, необходимо тщательно контролировать доступ к формируемым в системе данным и их использование.

Именно поэтому к применению современных технологий надо относиться аккуратно. Но не все застройщики и не все представители УК и ТСЖ это понимают. Уровень компетентности людей, принимающих решения, скорее снижается, чем растет. Например, уже много лет мы говорим о необходимости перехода на защищенные идентификаторы. Но этот процесс по-прежнему идет очень медленно. Больше того, появилась новая тенденция: хранение оперативных данных системы безопасности, таких как видеоархив, данные об идентификаторах жильцов, логи событий контроллеров и т. д., на удаленных серверах вне жилых комплексов в дата- центрах. А где находится дата-центр, и кто его контролирует, зачастую неизвестно. Дальше – формируются единые информационные пространства, которые доступны всем жильцам, а это не всегда создает нужный эмоциональный фон в жилом комплексе. Люди не идеальны, а доступность видеопотоков и видеоархива с различных камер дает возможность каждому человеку, имеющему возможность его просматривать, пользоваться этими данными на свое усмотрение.

У нас много говорят о персональных данных, их защите и правилах работы с ними. Но данные видеопотока, видеоархива, о ключах-идентификаторах, о фактических событиях, происходящих в жилых домах (логи событий), это тоже персональные данные, и они подпадают под действие Федерального закона «О персональных данных» 152-ФЗ от 27.07.2006 года.

Где хранятся подобные данные на промышленных предприятиях, в корпорациях, торговых холдингах? На серверах, расположенных на их территории, так как доступ к данной информация должен быть ограничен – за это несет ответственность собственник системы – а правила доступа к ней строго регламентированы. Следовательно, по аналогии, в жилом комплексе место хранения этих данных и правила доступа к ним тоже должны определять собственники. И это должно быть закреплено протоколом общего собрания и отражено в договоре на обслуживание системы. Разумно было бы и хранить их тоже либо непосредственно на сервре, установленном в жилом комплексе, либо у доверенной организации: управляющей компании, ТСЖ, монтажной организации, постоянно обслуживающей объект. Выбор организации тоже должен быть закреплен протоколом общего собрания. Только при таком подходе можно говорить об обеспечении приватности частной жизни жильцов. Обычные домофоны хорошо справляются с задачей обеспечения контролируемого доступа в подъезды многоквартирных домов и на территорию жилых комплексов.

Они недороги, технология их производства отработана, надежность изделий – высокая. Вот только их функциональные возможности последние десятилетия практически не развивались, оставаясь в неизменном виде. Наступило время модернизации. Произошло укрупнение обслуживающих организаций, работающих на рынке. Пришли новые управляющие компании. Появлялись новые требования собственников жилья: удаленное управление домофонами, хранение данных о событиях, переключение звонков на мобильный телефон, хранение видеоархива и т.д.

Существует три подхода к решению данного вопроса. Первый – когда сервер управления данными и их хранения находится либо в ТСЖ, либо в управляющей компании, либо в обслуживающей организации. Второй – когда сервер хранения данных находится в ТСЖ, либо в управляющей компании, либо обслуживающей организации, а облачный сервис используется для управления и выполнения звонков на мобильные телефоны жильцов. Фактически облако используется как коммутатор данных – такое решение традиционно используется при организации IP-телефонии и мобильной связи. Третий – когда все данные и все управление находятся на внешнем сервере.

Какую технологию использовать на конкретном объекте, должен решать либо застройщик, либо обслуживающая организация совместно с жильцами. Но когда речь идет о собственных потребностях человека, он чаще всего предпочитает владеть нужными ему предметами на постоянной основе, чем брать их в аренду. Поскольку речь идет об информационной безопасности жильцов, более оправданным будет использование собственных серверов компаний либо жилищных комплексов. В этом случае легче исполнять требования 152-ФЗ.

Создание удобного единого информационного портала для каждого жильца, соответствующего его потребностям в рамках какой-либо экосистемы, безусловно, является верным и современным трендом. Только технология получения этих данных в экосистеме должна быть согласована с требованиями по безопасности их получения, хранения и доступа к ним.

Безопасность в наше время уже перевешивает цену квадратного метра. За спокойную жизнь люди готовы переплачивать, и застройщики давно это поняли. Поэтому квартира в огороженном жилом комплексе и квартира в свободном пространстве – две большие разницы. Современная система в ЖК должна быть выполнена не только по современным технологиям, но и с учетом требований к приватности проживания в нем его жителей. Поэтому при выборе технологии, на основе которой будет создаваться система безопасности ЖК, важно учитывать не только современные тренды развития информационных систем, но и помнить о новой ответственности, которая ложится на плечи собственников систем и организаций, их обслуживающих.
Продолжение следует.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».