 Валидатор для транспорта – это автоматизированный POS-
терминал для бескондукторной системы оплаты проезда.
Валидаторы могут устанавливаться в салонах наземного
транспорта или встраиваться в турникеты станций метро и
электропоездов. Корпусированные и встраиваемые модели
могут сильно различаться внешне, но, как правило, обладают схожими электронными компонентами.
Современный валидатор представляет собой микрокомпьютер с процессором, памятью, электронной платой,
системой электропитания, модулем для сим-карты 4G,
разъемами для подключения питания и сети Ethernet, несколькими SAM-модулями и возможностями шифрования
для обеспечения безопасности платежей. В зависимости от
модели и назначения в них могут применяться современные
сенсорные панели или простейшие дисплеи.
Валидаторы для наземного транспорта имеют кардинальные отличия от встраиваемых в турникеты терминалов,
POS-терминалов, терминалов для вендинга. Разница состоит в принципиально иной схемотехнике электропитания,
обеспечивающей подключение к бортовой сети автобусов,
трамваев, троллейбусов, электробусов.
Валидаторы для транспорта являются важной частью автоматизированных систем оплаты проезда, включающих в
себя решения для сбора платежей, контроля и учета, управления пассажиропотоками. Правильный выбор платежных
устройств обуславливает успех или неудачу бескондукторной системы проезда, так как только качественная и специально адаптированная электроника способна выдержать
постоянную работу в салонах наземного транспорта, на
турникетах метро или станциях электропоездов.
Для чего применяются валидаторы в автобусах,
трамваях, метро при бескондукторной оплате
проезда
Основное назначение современных платежных термина-
лов – валидаторов в общественном транспорте состоит в бескондукторном приеме оплаты в составе автоматизированных систем оплаты проезда.
Применяются технологии бесконтактной оплаты по NFC,
основанные на радиочастотной идентификации HF. Посредством миниатюрной антенны валидатор принимает электромагнитный сигнал с закодированном электронным но-
мером (UID) транспортной карты или проводит банковскую
транзакцию с дебетовыми картами или смартфонами.
Технологии бесконтактной и бескондукторной оплаты
позволяют отказаться от наличных, снизить для транспортных предприятий затраты на инкассацию. Пассажирам
не надо передавать деньги за проезд через заполненный
салон. Платежные терминалы - валидаторы для транспорта
становятся частью АСОП.
В отличие от обычного POS-терминала, валидатор в
автобусе или трамвае не требует наличия кондуктора.
Автоматизация при бескондукторной оплате проезда на
транспорте оптимизирует затраты и минимизирует влияние
человеческого фактора.
Обычно валидатор - терминал устанавливается на поручне
около передней двери наземного транспорта. Принимает
платежи по банковским и транспортным картам, смартфонам с NFC. Устройство обеспечивает фискализацию и
связь с банком.
В качестве ведущего валидатора при необходимости приема
наличных могут использоваться POS-терминалы - кассы
NEWPOS и продукция других торговых марок.
Возможна оплата по QR через систему быстрых платежей.
Ведомые валидаторы монтируются при необходимости
около остальных входов транспортного средства и подключаются по Ethernet к ведущему устройству. В результате значительно снижается стоимость бескондукторной
системы оплаты проезда.
Зачем оплачивать проезд банковскими картами,
транспортными картами MIFARE, мобильными
с NFC, по QR через систему быстрых платежей,
RFID-брелоками и RFID-браслетами?
Цифровые сервисы «Умного города» создают все больше комфорта для пассажиров. Крупные города давно
отказались от бумажных билетов, произошел переход на
транспортные карты или RFID-брелоки MIFARE. Теперь не
надо собирать наличные с участием кондуктора в салоне
автобуса, передавать сдачу с крупной купюры, можно сразу
получать безналичные платежи на счет транспортного предприятия или дирекции пассажирских перевозок.
Но среди бонусных карт, пропусков и визиток можно не
сразу найти транспортную карту или даже совсем потерять
её. Интеграция различных идентификаторов на мобильном
телефоне становится востребованной тенденцией, и нам
становится намного удобнее платить смартфоном не только на кассе магазина, но и в метро, МЦК, МЦД, автобусе,
трамвае.
Современным трендом стала оплата любых услуг и товаров
банковскими картами, смартфонами с NFC через Apple Pay,
Google Pay, Samsung Pay. Особенно важно использование
банковских карт для туристов или спешащих пассажиров. Обязательная
покупка или пополнение транспортной карты в кассе приводит к созданию
очередей. При этом банковская карта может быть токенизирована на разных
носителях: RFID-брелоках, RFID-браслетах, NFC-кольцах.
В России уже давно применяется контроль оплаты проезда на турникетах по
QR на билетах, купленных в кассе или в специализированном киоске самообслуживания. Но с запуском системы быстрых платежей стало возможно
оплатить любые товары и услуги по димнамическому QR-коду, отображаемому на экране платежного терминала или валидатора на транспорте. Для
этого достаточно отсканировать код через мобильное приложение банка и
подтвердить платеж.
Чтобы в условиях массового распространения инфекций, особенно при
пандемии коронавируса, избегать очередей к кассам, крайне важно использовать современные цифровые сервисы. Оплачивать проезд не только
транспортными, но и банковскими картами, смартфонами, по QR-кодам, а
также RFID-брелоками, браслетами, кольцами не только удобно, но и безопасно. Создание бескондукторной автоматизированной системы оплаты
проезда на базе бесконтактных терминалов повышает комфорт и облегчает
жизнь горожан. Снижается риск распространения вирусов и бактерий через
наличные, не надо искать в салоне транспорта кондуктора и ждать сдачу.
Хотя пассажиры уже давно платят за проезд бесконтактными картами, не
все валидаторы универсальны. Многие платежные терминалы в транспорте
не принимают банковские карты либо проводят банковскую транзакцию в
течение нескольких секунд. Недостаточная функциональность валидаторов
некоторых моделей вызывает не только негативную реакцию оплачивающего
поездку пассажира, но и раздражает ждущую очередь, провоцирует конфликты и напряженность в автобусах, метро и других видах транспорта.
|