Идёт ли всё к тому, чтобы камеры разделили судьбу
бытовой электроники, которая успевает морально
устареть раньше, чем возникнет необходимость в
элементарной профилактике и чистке? Перспективы
и соображения — в обзоре, подготовленном пресс-
службой компании «ТЕРАТЕК».
Судьба типичной камеры видеонаблюдения — круглосуточно
пялиться на объект сквозь пыльное окошко в замызганном кожухе (если, конечно, заказчик не вложился предусмотрительно в
серьёзный термокожух с омывателем и очистителем стекла). Профилактика? Чистка? Да ладно, и так работает, «не кино снимаем».
Традиционный для IT-отрасли подход – «если работает, лучше не
трогать» – проник в индустрию безопасности, и камеры потихоньку,
бочком протискиваются в категорию необслуживаемых изделий.
Ценовое пике, спровоцированное вендорами из КНР, приводит
к тому, что камеры, предназначенные для профессионального
использования, всё более начинают походить на изделия бытовой
электроники. Которая успевает морально устареть раньше, чем назреет необходимость в техническом обслуживании. Как вы думаете,
сохранилась ли в документации на современные камеры графа об
уходе за изделием? Ну да, читать мануалы позорно, но всё-таки?
В чьих интересах?
Кто заинтересован в том, чтобы процедуры ухода за камерами
проводились в необходимом объёме в нужные сроки? В цивилизованных условиях контракт на техническое обслуживание системы
обычно получает компания-инсталлятор. Отдельные процедуры, тем
не менее, приходится выполнять и конечнику. В частности, важной
задачей является своевременное оповещение обслуживающей
организации обо всех возникающих неисправностях, в противном
случае накопление проблем способно привести к частичному, а то
и полному выходу системы из строя. Периодическое ТО в принципе
возможно выполнять и силами конечного пользователя. Однако
повальное стремление к экономии и вероятная нерадивость персонала (нередко вызванная экономией на заработной плате) способны
свести эту вероятность на «нет».
А как насчёт производителя? Рекомендации в документации по
большей части направлены на то, чтобы избежать предъявления
претензий: не обливать ацетоном, не тереть наждачной бумагой
и т.п. По сути, ухоженная камера старой модели производителю
крайне невыгодна: нужно продавать новые, наращивать объёмы,
чтобы доминировать на рынке. В результате «железо» перестаёт
быть долгосрочным вложением. Отсюда и вполне оправданное
пренебрежение конечника к собственному оборудованию.
Что мы видим в итоге? Атмосферные загрязнения выливаются в
потёки, пыль и грязь на кожухах, включая стёкла, оптику и купола.
Стёкла кожухов в камерах с подогревом на керамике мутнеют изнутри от паров масла и лакокрасочных покрытий. Внутри корпусов
накапливается влага, отчего условия работы электроники становятся неконтролируемыми.
Чем всё это грозит? Влажность повышает вероятность отказа электроники. Падение
пропускной способности оптического тракта ведёт к снижению реального разрешения
и повышению порога светочувствительности. То есть, все технические преимущества,
по которым производители жёстко конкурируют между собой, сводятся на «нет».
Заказчики принимают решения о приобретении конкретных моделей камер, исходя из
технических характеристик и визуального качества картинки. На момент пуска системы
с изображением всё в порядке. Но спустя несколько месяцев картинка с камеры, за
которой не ухаживают, может существенно деградировать, а то и вовсе пропасть.
Что делать?
Самый очевидный способ обеспечить своевременное техобслуживание камер видеонаблюдения — периодически напоминать о нём конечнику. Например, зарегистрированных пользователей может по электронной почте извещать производитель либо
инсталлятор. Правда, в этом случае невозможно учесть особенности конкретного
объекта: в реальности никто не будет собирать данные о местах установки телекамер
и условиях их работы ради каких-то там напоминаний.
Владо Дамьяновски в своём классическом труде «Библия видеонаблюдения» рекомендует проводить профилактическое техобслуживание системы как минимум дважды
в год. Состав процедур определяется в зависимости от потребностей конкретных
технических средств.
Больше всего хлопот с точки зрения технического обслуживания приносят уличные
камеры, подвергающиеся воздействию целого ряда природных факторов. Специфика конкретной местности здесь может вылиться, к примеру, в периодическую обработку
химикатами для отпугивания насекомых, птиц и грызунов. При периодической обработке системы следует уделить внимание не только камерам, но и осветительным
приборам — как встроенным, так и отдельно стоящим.
Купольные камеры, в особенности поворотные, страдают от загрязнений оптики в
большей степени, чем корпусные. Посторонние частицы на поверхности купола могут
«привлечь внимание» системы автоматической фокусировки, отчего всё изображение
становится размытым. Лучи от встроенной инфракрасной подсветки, отражаясь от
загрязнённого купола, попадают через объектив на матрицу, снижая общую контрастность. Строго говоря, купол нуждается в периодической очистке, как с наружной, так
и с внутренней стороны. Очистку наружной поверхности от сухих частиц специалисты
рекомендуют производить мягкой сухой щёткой либо кистью, а также сжатым воздухом
под относительно невысоким давлением (в противном случае твёрдые частицы могут
поцарапать купол). В запущенных случаях купол можно вымыть мыльной водой, а затем
протереть насухо микроволоконной салфеткой. Использование бумаги и обычной ткани
не рекомендуется. Для внутренней поверхности купола — только микроволокно.
При обслуживании корпусных камер для очистки кожуха используется сжатый воздух,
мягкая щётка либо влажная тканевая салфетка. Сильное загрязнение, как и в случае
купольных камер, устраняется тёплой мыльной водой с последующей протиркой
микроволокном. Внутри кожуха следует обратить внимание на паутину, наличие
гнёзд и яиц насекомых; очистку можно производить влажной тканью либо сжатым
воздухом, избегая воздействия на внешнюю линзу объектива. Если по каким-то
причинам на поверхности объектива оказались смазанные участки либо отпечатки
пальцев, необходимо воспользоваться средствами для чистки оптики — салфеткой
либо специальным карандашом.
Загрязнение оптического тракта, в принципе, возможно обнаружить и автоматически.
К примеру, предусмотреть во встроенном ПО камеры процедуру оценки того, насколько загрязнена оптика, как это реализовано, например, в программном приложении
Google Camera (OC Android). При превышении допустимого уровня загрязнённости
пользователь мог бы получать напоминание о необходимости очистки объектива и
защитного стекла. Однако если уж речь зашла о программных решениях, то куда
проще не морочить голову конечнику, а автоматически компенсировать загрязнение
оптики специальной обработкой изображений. Разработки такого рода уже ведутся,
в частности, в Колумбийском университете (США). Однако вполне очевидно, что
программная компенсация имеет свои пределы.
Как минимум — вовремя чистить
При отсутствии чётких указаний со стороны производителей камер технологии ухода за
ними вырабатываются на практике. Предпочтения здесь формируются индивидуально.
Показательна реплика на одном из российских форумов по видеонаблюдению: «Я мою
камеры смесью средства для окон + автошампунь + обезжириватель = эмульсия потом сполоснуть водой» (пунктуация оригинала). Не будем подвергать
сомнению опыт профессионалов, однако отметим, что изобретательность приходится проявлять, как правило, в условиях экономии:
существуют и промышленные решения, позволяющие упростить или
вовсе исключить ручные процедуры очистки.
Давно уже перестали быть редкостью и камеры с функцией
самоочистки. Очистители стекла, однако, до недавнего времени
производились лишь для коробчатых кожухов. Но в последнее
время появились и решения для купольных камер — такие, как
XStream (США). Однако удовольствие это, сами понимаете, не
из дешёвых.
Санкции и недовольство
Уместно ли принуждать конечника к регулярному техобслуживанию
камер? В принципе, дело это добровольное, однако вовсе не исключено, что отсутствие надлежащего ухода не приведёт к перебоям
в работе устройства в течение гарантийного срока. Прекращение
гарантийных обязательств — мера весьма жёсткая. Соответственно,
возникает вопрос: каким образом можно определить отсутствие
технического обслуживания?
Во многих моделях современных камер используются датчики
вскрытия корпуса, которые потенциально могут быть использованы
и для контроля процедур обслуживания. Если включить в конструкцию камеры простейший датчик, способный подтвердить частичную
разборку изделия, например, контактный на базе геркона, устройство «поймёт», что его скорее всего обслужили и почистили и
перестанет выдавать на экран назойливое всплывающее окно.
Наверняка распространение подобного принуждения к техобслуживанию многими будет воспринято как вмешательство производителя в практики конечника. В конце концов, пользователь
может занять традиционную позицию «моя камера, что хочу, то
и делаю». Если производители начнут слишком свирепствовать,
появятся и разного рода хакерские уловки по отключению датчиков
техобслуживания. Вполне вероятно и появление альтернативных
камерных прошивок с отключенными напоминаниями.
И всё же победа останется за лучшими практиками. В конце концов,
правильно организованные процедуры ухода за оборудованием
позволяют свести к минимуму вероятность отказа системы. С
технической стороны большинство процедур ТО не составляют
сложности. Сложность здесь состоит именно в организации
процессов ухода — выделении ресурсов, соблюдении графика,
ведении отчётности. Именно из этого исходили эксперты Британской ассоциации индустрии безопасности при подготовке Руководства по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения
— первого в своём роде свода готовых инструкций по организации
процедур ТО. Адаптированная версия этого документа включена в
приложение книги «Библия видеонаблюдение - 3».
Надеемся, что упорядочение технического обслуживания систем
видеонаблюдения принесёт пользу всему отраслевому сообществу,
а прежде всего — собственникам и пользователям систем.
Пресс-служба компании «ТЕРАТЕК»
|