Журнал ТЗ № 1 2020 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2020
№ 1
статьи



Журнал ТЗ № 1 2020



Раздел: ВЗГЛЯД
Тема:
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, технический директор ООО «Группа компаний «ОХРАНА», кандидат технических наук, доцент

Проблемы технического обслуживания систем безопасности административных зданий и промышленных объектов


Системы безопасности крупных административных и промышленных объектов объединяют разные комплексы технических средств. Своевременное и качественное техническое обслуживание таких систем требует значительных усилий квалифицированного персонала. Ранее сложилась практика передачи функций технического обслуживания специализированным организациям. Как правило, в качестве таких организаций выступали фирмы-инсталяторы или афилированные с ними компании. Специалисты таких компаний хорошо ориентировались в поставляемом на объект оборудовании, имели практику его эксплуатации и технического обслуживания.

Переход на конкурсные процедуры определения подрядчиков на монтаж, пуско-наладку и техническое обслуживание систем безопасности привел к определенным, в большей части, негативным последствиям.

Основным критерием при выборе подрядчика для поведения работ по техническому обслуживанию стала стоимость выполняемых работ. Опыт участия в тендерах на выполнение работ по техническому обслуживанию систем безопасности и пожарной автоматики, а также анализ протоколов аукционов и запросов котировок на сайте Госзаказа показал, что в настоящее время сложилась практика, когда победители конкурсных процедур снижают стоимость работ на 40 – 50 %, а иногда и более.
Если учитывать, что конкурсная стоимость работ рассчитывалась по существующим сборникам, становится понятным, что выполнение работ при такой стоимости предусматривает лишь частичное выполнение регламентов технического обслуживания с существенным сокращением операций, то есть далеко не в полном объеме. Или – их выполнение только на бумаге путем подписания актов на фактически не выполненные работы.

На такой подход существенным образом влияет и отсутствие утвержденных сборников цен на проведение работ по техническому обслуживанию систем безопасности.
Особенно это актуально для предприятий и организаций, в которых источником финансирования являются бюджетные средства.

В настоящее время для расчета стоимости технического обслуживания слаботочных систем, в том числе систем безопасности, в нашей стране используются следующие варианты обоснования стоимости работ:
  • ресурсный метод (по фактическим трудозатратам);
  • расчет по прейскуранту № 2661 001-92 МГО «Защита»;
  • расчет по другим сборникам, включая сборник ФСНто-2008;
  • расчет по ведомственным нормативам.
При использовании ресурсного метода обслуживающая организация самостоятельно определяет свои трудозатраты на выполнение имеющихся у заказчика или специально разработанных для него регламентов работ по техническому обслуживанию систем безопасности. При расчетах учитывается оплата труда инженеров и техников, выполняющих работы по техническому обслуживанию, а также транспортные и складские затраты, стоимость расходных материалов, спецодежды и инструмента. Но такой вариант расчета приемлем в основном для коммерческих структур. Для бюджетных предприятий и учреждений необходимы утвержденные государственными инстанциями расценки, которые можно проверить, выставить замечания по ценообразованию в смете и утвердить обоснованную расчетами стоимость.

Расчет стоимости работ с использованием сборника ФСНто-2008 сводится к тому же расчету ресурсным методом, но трудозатраты на каждый объект технического обслуживания берутся из таблиц сборника, где достаточно подробно расписаны регламенты работ по типовым элементам систем безопасности. Такой подход к обоснованию объемов и стоимости работ позволяет несколько легче согласовывать их с заказчиком.

Нередко для обоснования стоимости работ используют прейскурант «Оптовые цены на техническое обслуживание и ремонт технических средств и систем пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации» №2661 001-92, разработанный МГО «Защита». Отсутствие в расчетах стоимости работ показателей трудозатрат позволяет снять возможные разногласия с заказчиком по объемам выполнения работ на объекте в процессе технического обслуживания или по количеству задействованного обслуживающего персонала, возникающие при использовании ресурсного метода расчетов.

Расценки прейскуранта позволяют получить приемлемую для подрядчика стоимость работ. При этом остается возможность снижения стоимости работ по смете до необходимого уровня применением понижающего коэффициента, согласованного с заказчиком работ. Отсутствие необходимости рассчитывать по данному прейскуранту нормы накладных расходов и сметной прибыли, которые для работ по техническому обслуживанию действующим законодательством не установлены, упрощают согласование смет на работы заказчиком. Расчеты с использованием данного прейскуранта проводятся в уровне цен 1992 года.
Пересчет в текущий уровень цен осуществляется стандартным способом с использованием коэффициентов пересчета, которые большинство региональных центров по ценообразованию в настоящее время ежеквартально рассчитывают применительно к своему региону.

Наиболее удобным является расчет стоимости работ по техническому обслуживанию систем безопасности по ведомственным нормативам. Например, разработанным и введенным в действие в организациях и учреждениях Центрального банка РФ, организациях, подведомственных ПАО «Газпром» и некоторых других ведомствах. Так в организациях Центрального банка России действуют Ведомственные элементные сметные нормы «Техническое обслуживание инженерно-технических средств охраны», введенные в действие приказом ЦБР от 21 февраля 2006 г. № ОД-80.
Такие прейскуранты или сборники цен утверждены заказчиком и снимают вопросы согласования полученных результатов. Однако далеко не во всех ведомствах существуют подобные нормативы.

При использовании любого из перечисленных методов расчета стоимости работ по техническому обслуживанию систем безопасности важным является определение объема выполняемых работ.
Организация и объем работ по техническому обслуживанию систем безопасности определяется с учетом требований нормативных документов. Основными их них являются:
  • ГОСТ 18322-2016 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения», утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 28.03.2017 № 186-ст.
  • ГОСТ Р 50776-95 (МЭК 60839-1-4:1989). «Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию», утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 22.05.1995 № 256.
  • ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 768-ст.
  • ГОСТ Р 51558-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. «Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 22.10.2014 № 1371-ст.
  • ГОСТ Р 51241-2008 «Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 17.12.2008 № 430-ст.
  • ГОСТ Р 52435-2015. «Национальный стандарт Российской Федерации. «Технические средства охранной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний», утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 28.10.2015 № 1659-ст.
  • ведомственные нормативные документы.
В качестве примера ведомственного документа можно привести стандарт СТО Газпром 4.1-3-002-2014 «Система обеспечения безопасности объектов ОАО «Газпром» с использованием инженерно-технических средств охраны. Правила эксплуатации комплексов инженерно-технических средств охраны на объектах».

На основе требований этих документов разрабатываются регламенты проведения технического обслуживания систем. При проведении конкурсного отбора такие регламенты являются приложениями к техническому заданию, или основные положения регламентов отражаются в самом техническом задании на проведение работ. Кроме сложностей с обоснованием стоимости работ переход к конкурсным процедурам выбора подрядчика привел к значительному снижению квалификации обслуживающего персонала. Необоснованное снижение стоимости работ приводит к необходимости существенного сокращения затрат на оплату труда, то есть использованию менее квалифицированных кадров. Иногда дело доходит до того, что специалисты по техническому обслуживанию достаточно сложной и дорогостоящей техники систем безопасности не имеют даже среднего специального образования. И – опыта работы с таким оборудованием.

Кроме того, большая номенклатура применяемого оборудования не позволяет небольшим компаниям иметь достаточное количество сертифицированных производителем или вендором специалистов. В этом случае после выигрыша тендера такая компания срочно ищет возможность обучения своих специалистов с получением по итогам обучения соответствующего сертификата. Конечно, если это прописано в условиях контракта. Или ищет субподрядчика, имеющего таких специалистов. Но при демпинговых ценах, предусмотренных выигранным контрактом, это практически не реализуемо. Такой подход в итоге не позволяет вовремя начать работы по техническому обслуживанию или приводит к выполнению их лишь на бумаге.
Опыт заключения контрактов на техническое обслуживание систем безопасности показал, что при поставке и монтаже оборудования зачастую не предусмотрена поставка ЗИП. Такие позиции из спецификации обычно вычеркиваются заказчиком по разным мотивам. В частности, в целях экономии выделенных средств или при отсутствии возможности оплаты поставки немонтируемого оборудования. Отсутствие ЗИП на объекте заметно увеличивает сроки восстановления оборудования при его отказе. При этом часто сроки восстановления при подготовке технического задания переписываются со старых контрактов, при заключении которых сроки прописывались с учетом наличия ЗИП на объекте. Необходимо отметить, что предусмотрительный заказчик под тем или иным предлогом все-таки включает в поставку ЗИП, но зачастую расходует его при дооснащении системы или изменении ее конфигурации, а не в процессе технического обслуживания системы.

Перечисленные проблемы организации и проведения технического обслуживания систем безопасности существуют достаточно давно, но переход к конкурсной системе выбора подрядчика работ привел к их заметному обострению. Конечно, это существенным образом сказывается на итоговом результате: качество технического обслуживания повсеместно снижается.

Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 5  (голосов: 1)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».