Журнал ТЗ № 4 2019 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2019
№ 4
статьи



Журнал ТЗ № 4 2019



Раздел: ВЗГЛЯД
Тема:
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, технический директор ООО «Группа компаний «ОХРАНА», кандидат технических наук

Антитеррористическая защищенность промышленных объектов. Особенности допуска транспорта


Одной из основных функций системы антитеррористической защищенности промышленного объекта является физическая защита объекта, обслуживающего персонала и посетителей от противоправных действий внешних и внутренних нарушителей. Целью такой защиты является предупреждение, выявление, пресечение противоправных действий, создающих опасность гибели людей, причинения имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий в отношении объекта охраны, минимизацию их последствий, выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению противоправной деятельности.

Создание системы антитеррористической защищенности промышленного объекта любой ведомственной принадлежности основано на реализации требований нормативных документов Российской Федерации и ведомственных нормативных документов. Основными из них являются:
1. «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации». Утверждена президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года.
2. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утверждена Указом президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. №208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
5. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности».
7. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
8. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
9. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
10. Федеральный закон от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».
11. Постановление правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
12. Постановление правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. №73 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
14. «Требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 01 ноября 2012 г. №1119.
15. Распоряжение правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №1047-р «О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
16. СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования».
17. ГОСТ Р 51898-2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты».
18. ГОСТ Р 22.0.02-94. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий».
19. ГОСТ Р 22.0.08-96. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Взрывы. Термины и определения».
20. ГОСТ Р 22.1.01-95. «Государственный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения».
21. ГОСТ Р 52551-2006 «Системы охраны и безопасности. Термины и определения».
22. ГОСТ Р 51558-2008 «Системы охранные телевизионные. Общие технические требования. Методы испытаний».
23. ГОСТ Р 50009-2000 «Совместимость технических средств электромагнитная. Технические средства охранной сигнализации. Требования и методы испытаний».
24. ГОСТ Р 51241-2008 «Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний».
25. ГОСТ Р 53560-2009 «Системы тревожной сигнализации. Источники электропитания. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний».
26. ГОСТ Р 53704-2009 «Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования».
27. ГОСТ Р 53705-2009 «Системы безопасности комплексные. Металлообнаружители стационарные для помещений. Общие технические требования. Методы испытаний».
28. ГОСТ Р 50776-95 «Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию».
29. ГОСТ Р 54906-2012. «Системы безопасности комплексные. Экологически ориентированное проектирование. Общие технические требования».
30. СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций».
31. ПУЭ «Правила устройства электроустановок», 7 издание.
32. ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», введены постановлением правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390 «О противопожарном режиме».
33. НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».
34. РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств».
35. РД 78.36.006-2005 «Выбор и применение технических средств охранной, тревожной сигнализации и средств инженерно-технической укрепленности для оборудования объектов».
36. РД 78.36.004-2005 «Рекомендации по техническому надзору за выполнением проектных, монтажных и пусконаладочных работ по оборудованию объектов техническими средствами охраны».
37. «Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утверждены приказом ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. №21.

Кроме того каждое ведомство в соответствии с требованиями, определенными постановлением правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» разработало свои ведомственные требования к антитеррористической защищенности подведомственных объектов. Такие требования были введены в действие соответствующим постановлением правительства. За период с 2014 по 2019 гг. опубликовано 27 постановлений правительства об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов различных ведомств.
Анализ ведомственных требований к антитеррористической защищенности объектов показывает, что важную роль при построении системы антитеррористической защиты предприятия играет организация стационарных и мобильных пунктов контроля людей, ручной клади, почтовых отправлений, всех видов транспорта, оснащенных соответствующими техническими средствами.

В зависимости от решаемых задач и ведомственных требований по полноте и глубине проводимых проверок в состав системы антитеррористической защиты предприятия могут входить следующие подсистемы:
  1. подсистема контроля входящих почтовых отправлений;
  2. подсистема контроля посетителей и ручной клади;
  3. подсистема контроля автомобильного и железнодорожного транспорта;
  4. подсистема информационного обмена с системой контроля и управления доступом и системой оповещения комплекса инженерно-технических средств охраны.
Проверку людей, ручной клади, почтовых отправлений и всех видов транспорта целесообразно проводить в два этапа. Контролю на первом этапе (уровне) подлежат все объекты, следующие через соответствующие пункты контроля. Задача первого этапа – выявление подозрительных объектов, которые могут иметь запрещенные к проносу (провозу) предметы, вещества, жидкости.
На втором этапе (уровне) проводится детальная проверка выявленных объектов. Такая проверка требует применения более чувствительного оборудования и большего объема времени.

На первом уровне должны использоваться высокопроизводительные аппаратные средства с малым временем получения результатов анализа (до 1-2 сек.) и с относительно высокой вероятностью ложного срабатывания аппаратуры (до 10%). На втором уровне контроля должно использоваться менее производительное (с большим временем анализа результатов отбора проб), но более качественное оборудование в плане достоверности его функционирования с вероятностью ложного срабатывания до 1 %.
Подсистема контроля входящих почтовых отправлений предназначена для выявления в них взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ. Контроль почтовых отправлений производится, как правило, в отдельном помещении, оснащенном средствами досмотра и локализатором взрывных устройств.

Посты контроля людей обычно размещаются во входных зонах, оборудованных средствами контроля и управления доступом. Пункт контроля обязательно должен иметь взрывозащищенные камеры хранения для крупногабаритной ручной клади и подозрительных предметов. Для контроля людей целесообразно применять сканирующие системы малодозового рентгеновского или радиоизлучения. Цифровые сканеры позволяют получить проекционное изображение контролируемого человека и обнаружить предметы, спрятанные под его одеждой. За несколько секунд оператор сканера в состоянии определить наличие запрещенных к проносу предметов. При использовании рентгеновских или радиолокационных сканеров для контроля посетителей отпадает необходимость в применении стационарных и ручных металлодетекторов.

Датчики стационарного радиометра (при их использовании в составе системы) целесообразно устанавливать прямо на входе, когда человек еще имеет ручную кладь при себе. При их срабатывании источник излучения обнаруживается с помощью поискового сигнализатора излучения. Для контроля ручной клади, как правило, используются рентгенотелевизионные интроскопы. Современные образцы рентгеновской техники создают минимальные дозовые нагрузки на обследуемый объект, не влияющие на кинофотоматериалы, химические и лекарственные препараты. С учетом вышесказанного можно предложить следующий состав досмотрового оборудования для подсистемы контроля людей и ручной клади:
Средства первого уровня контроля:
  1. рентгеновский или радиолокационный сканер для персонального досмотра посетителей;
  2. стационарный металлодетектор (при невозможности установки сканера из-за финансовых или габаритных ограничений);
  3. ручной металлодетектор;
  4. радиационный монитор;
  5. рентгено-телевизионный интроскоп для ручной клади.
Средства второго уровня контроля:
  1. газоанализатор;
  2. набор химических тестов;
  3. локализатор взрывных устройств;
  4. дозиметр.
Контроль автотранспорта является сложным звеном в системе антитеррористической защиты предприятия. Наиболее надежным методом обнаружения взрывных устройств, провозимых автотранспортом, является использование специальных рентгеновских или гамма-интроскопов. Большие рентгеновские интроскопы, специально разрабатываемые для этой цели, являются наиболее дорогостоящей составляющей системы контроля, и по этой причине применяется достаточно редко.

Помимо этого пункт контроля автотранспорта должен оборудоваться взрывозащищенной площадкой контроля, взрывозащищенным сооружением для временного содержания подозрительного автотранспорта, специальными смотровыми ямами. При оборудовании поста контроля автотранспорта также следует учитывать климатические условия. В частности, в холодные периоды времени применение большей части химических обнаружителей взрывчатых веществ на открытом воздухе невозможно. Таким образом, можно предложить следующий состав досмотрового оборудования для подсистемы контроля автотранспорта.
Средства первого уровня контроля:
  1. рентгено-телевизионная сканирующая система контроля большегрузного транспорта;
  2. ручной металлодетектор для досмотра водителя и пассажиров;
  3. при отсутствии рентгено-телевизионной установки – специальные досмотровые зеркала, гибкие эндоскопы, досмотровые телевизионные системы.
Средства второго уровня контроля:
  1. газоанализатор;
  2. набор химических тестов;
  3. локализатор взрывных устройств;
  4. дозиметр.
При наличии на предприятии подъездных железнодорожных путей оборудуются железнодорожные пункты пропуска. Основными задачами таких пунктов являются:
  1. обнаружение ввоза на территорию взрывчатых, ядовитых, опасных предметов, материалов и жидкостей;
  2. обнаружение посторонних вагонов (цистерн) и платформ на въезде и выезде с территории предприятия;
  3. предотвращение несанкционированного вывоза имущества.
Важную роль в системе антитеррористической защиты предприятия играют системы охранного телевидения и видеонаблюдения, которыми оборудуются все пункты попуска людей и транспорта. Применение современных технологий распознавания лиц позволяет обнаружить потенциального нарушителя до его попадания на объект и своевременно принять необходимые меры. При этом могут быть сформированы списки потенциальных нарушителей различных категорий для оперативного реагирования при их выявлении.
Пункты контроля автотранспорта целесообразно оборудовать системой распознавания государственных регистрационных знаков. Алгоритм работы системы в зоне проверки транспорта следующий. Автомобиль въезжает в зону проверки автотранспорта. Система автоматически распознает государственный регистрационный знак автомобиля и выводит имеющуюся информацию об автомобиле на экран монитора АРМ поста охраны. К основной информации об автомобиле следует отнести: право доступа, данные и фотографию транспорта при предыдущем проезде, зафиксированные ранее нарушения этого автомобиля, данные и фотографию водителя, особые отметки службы безопасности. На основании этих сведений охранник принимает решение о пропуске транспорта.

Для контроля автотранспорта в настоящее время достаточно широко применяются системы сканирования днища автомобиля. Система, как правило, имеет несколько видеокамер, позволяющих без остановки автомобиля обнаружить посторонние предметы, прикрепленные к его днищу. Целесообразно такую систему применять совместно с системой распознавания государственных регистрационных знаков. Железнодорожные КПП целесообразно оборудовать системой охранного телевидения, позволяющей вести визуальный контроль вывозимых грузов, особенно на открытых платформах, а также системой распознавания номеров вагонов (цистерн) и платформ, позволяющей осуществлять подсчет вагонов в составе, распознавать их номера и проводить сверку с натуральными листами, которые поступают от диспетчера.

Алгоритм работы автоматического подсчета и распознавания номеров вагонов следующий. Перед проездом состава через КПП пост охраны получает от диспетчера в электронном виде натурный лист с информацией о числе вагонов (цистерн), характере груза, ориентировочном времени проезда. Информация о количестве и номерах вагонов (цистерн) в составе должна автоматически фиксироваться системой на основании присланного натурного листа. При проезде состава через створ железнодорожного КПП системой автоматически должно фиксироваться число единиц железнодорожной техники (цистерны, вагоны, локомотивы) и считываться номера вагонов (цистерн). При несовпадении числа вагонов (цистерн) с количеством, переданным диспетчером, или несоответствии номеров вагонов тревожное сообщение автоматически должно выводиться на экран монитора АРМ поста охраны и фиксироваться в архиве.
Следует отметить, что в зависимости от криминальной ситуации в регионе, ведомственной принадлежности и наличия финансовых возможностей предприятия могут использоваться все перечисленные подсистемы или только некоторые из них.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|

Axis представляет сетевой радар для точного обнаружения вторжений в контролируемых зонах
Компания Axis дополняет свой обширный портфель продукции сетевыми радарами. Радарные датчики вторжения не реагируют на многие распространенные сигналы, которые приводят к ложным срабатываниям, и легко устанавливаются и интегрируются в существующие системы.



Новинка от компании IDIS: 5Мп IP-видеокамера DC-T3533HRX
Тенденции развития индустрии IP-видеонаблюдения демонстрируют погоню производителей за увеличением разрешающей способности видеокамер. При этом часто оказывается так, что озвучиваемые цифры в 4, 9, 12 и даже 20 мегапикселей оказываются несопоставимыми с физическими размерами сенсоров, используемых в этих камерах. Поэтому подобные разрешения реализуются лишь на уровне соответствующих цифр в настройках камеры и не приводят к какому-либо улучшению изображения.



IBM меняет представление о передаче и хранении видео. Впервые на All-over-IP 2017!
Сравните ваш взгляд на интеллектуальное видеонаблюдение с мнением руководителей корпорации IBM на 10-м форуме All-over-IP 2017.



Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2017 «Технологии защиты».