Журнал ТЗ № 3 2019 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2019
№ 3
статьи



Журнал ТЗ № 3 2019



Раздел: СТОП-КАДР
Тема: Системы охраны периметра
Автор:

Системы защиты периметра и человеческий фактор


Производители, представляя новые продукты, непременно считают своим долгом подчеркнуть: человеческий фактор в устройствах минимизирован до невозможности, они будут работать прекрасно, главное, чтобы как можно реже их касались человеческие руки.

Мы, конечно, утрируем, но разве подобной проблемы не существует? Она есть, и виноваты в этом люди. Опыт и знания которых, увы, далеко не всегда соответствуют уровню современных технических средств, которые приходят на наш рынок. Высокий профессионализм требуется на всех этапах – от выбора оборудования до монтажа и пусконаладочных работ. Интеграция систем безопасности с другими системами инфраструктуры объекта, предъявляет высокие требования по подготовке технической документации и последовательному исполнению всех заложенных в проект требований.

Системы охраны периметра – это сложнейшее оборудование, работа которого основана на разных физических принципах, объекты, протяженностью десятки километров, круглосуточное воздействие всех климатических факторов. Здесь, согласитесь, особенно важно добиться, чтобы влияние пресловутого человеческого фактора было только со знаком «+». Как этого добиться, на какие моменты обратить внимание?

Прежде всего нужно четко понимать, что от получения заказа до сдачи готового объекта в эксплуатацию необходимо последовательно пройти три этапа: обследование объекта, разработка проекта, монтаж. И помнить, что на каждом из этих этапов вероятны ошибки именно из-за человеческого фактора, которые, в конечном итоге, приводят к тому, что система не может эксплуатироваться, и требуются значительные затраты, чтобы она заработала.

Ошибки при обследовании объекта

Специалист, который производит обследование объекта, должен очень хорошо понимать, на каких принципах работает система и на что нужно обратить особое внимание. От его работы напрямую зависит качество будущего проекта. Ошибки случаются по разным причинам. Нередко недостоверную или неполную информацию предоставляет заказчик. Причем делает это не злому умыслу, просто он не специалист и поэтому может упустить какие-то важные детали. Помочь заказчику обратить на эти детали внимание, задать нужные вопросы и получить исчерпывающие ответы – это как раз удел эксперта, который обследует объект и готовит техническое задание для проектировщика.

Случаются ситуации и вовсе неприемлемые: обследование объекта сводится к тому, что из интернета берут фрагмент карты, вымеряют расстояние и отправляют этот, с позволения сказать, материал проектировщикам. А при обследовании объекта важны именно детали: нужно отметить каждые куст и дерево, прилегающие к периметру дороги и лесополосы, пересекающие его овраги. Если в материалах обследования такие подробности отсутствуют, можно не сомневаться, что соответствие будущего проекта поставленной заказчиком задаче под большим вопросом.

Ошибки при подготовке проекта

Понятно, что проектировщик теперь вынужден работать с этим сырым материалом, потому что другого у него просто нет. Хотя не совсем понятно, что мешает проектировщику, если он, конечно, специалист своего дела и знает, какие сведения должны быть отражены в плане объекта, потребовать выполнить обследование объекта так, как это требуется. Поджимают сроки? Но «сырой» проект сам по себе может стать причиной не только срыва сроков сдачи системы в эксплуатацию, но и дополнительных финансовых вложений, порой – весьма ощутимых. Но – выведем за скобки недочеты обследования объекта, которые перекочевали в проект.

Делаем это по одной причине – чтобы более детально рассмотреть ошибки, которые могут допускать сами проектировщики, пусть даже обследование объекта было выполнено идеально.

Одна из самых распространенных ошибок – непонимание, как будет работать оборудование, на что нужно обратить особое внимание. Проектировщик должен четко представлять, датчики какого типа оптимальны для данного объекта, может ли помешать (или помочь) рельеф местности, как на функционирование системы могут повлиять климатические факторы и т.д.

Часто мешает инертность мышления, когда человек привык работать с объектами определенного уровня, например, с протяженными периметрами. И если стоит задача сделать проект для более компактного объекта, зачастую проектировщик просто масштабирует свои шаблоны и заготовки, хотя делать этого нельзя, нормально такие решения работать не будут.

Плохо, если проектировщик идет на поводу у заказчика. В чем это выражается? Например, заказчика не устраивает, что высота установки пассивного инфракрасного извещателя составляет 2,5 метра, хотя это прописано в инструкции. Ему кажется, что оптимальная высота установки 4 метра. Проектировщики идут на это, зачем спорить с тем, кто платит. Монтажники, соответственно, делают. Начинают систему проверять, а у нее пропуски тревог. А причина как раз в этих 4 метрах.

Ошибки при монтаже

Понятно, что просчеты, допущенные на этапе проектирования, переходят на этап монтажа. Здесь очень многое зависит от квалификации монтажников, известно много случаев, когда опытные и прекрасно знающие оборудование монтажники исправляли ошибки проектировщиков. Такой пример: периметральная система на дальних рубежах работала некорректно. Связано это было с тем, что кабель, использование которого было предусмотрено проектом, не обеспечивал электрические характеристики, требуемые для данного оборудования. Монтажники, которые работали на объекте, хорошо знали оборудование и быстро нашли выход из казалось бы тупиковой ситуации: просто заменили блоки питания на 24 В, и проблема была решена. Но чаще бывает, что приходится тянуть дополнительную линию только потому, что на этапе проектирования кто-то неправильно посчитал необходимое сечение кабеля.

Ну а если ошибаются монтажники, понятно, что корректно работать оборудование не будет. Примеры? Их читатели наверняка могут привести десятки. Слаботочка, уложенная в лотки с силовыми кабелями – самая безобидная из этого, кажется, нескончаемого перечня ошибок.

Зачастую на объекте монтажники не имеют никакой технической документации, работают на ощупь. Они не знакомы с принципами действия оборудования, не знают, что для монтажа требуются специальные аксессуары. Например, то, что датчик настраивается через программное обеспечение, они узнают уже в процессе работы. Объект в результате сдается либо очень долго, либо очень плохо.

Попробуем отследить всю цепочку. Итак, идет обследование объекта. У человека, который этим занят, остаются какие-то нерешенные вопросы. Он, может быть, вообще не понимает, какое оборудование использовать. Понятно ведь, что решения, предназначенные для загородного дома, нельзя использовать при оборудовании периметра промышленного предприятия. И он все эти вопросы оставляет проектировщикам. А те зачастую еще реже вживую сталкиваются с оборудованием. У них есть какое-то типовое решение, и они пытаются его использовать в конкретном проекте. Если возникли вопросы, проектировщики оставляют их монтажникам. Хорошо если профессиональный уровень монтажников позволяет им, что называется, вытянуть любой объект. Но надеяться на это нельзя, к тому же ошибок на предыдущих этапах может накопиться столько, что их исправление потребует много времени и дополнительных средств.

Как избежать ошибок

Если на этапе обследования объекта возникают вопросы, их нужно задавать дистрибьютору оборудования, которое вы собираетесь ставить. Если есть вопросы на этапе проектирования, их обязательно надо решить. Понятно, что ни один монтаж не обходится без каких-либо сложностей, но есть все возможности и необходимость минимизировать их на этапе проектирования.

Как минимизировать риски с точки зрения монтажников:
– получение максимальной технической документации. Надо убедиться, что эта документация есть, полная, внятная, качественно переведенная. Если есть вопросы, а они должны возникать, особенно если предстоит работать с новым оборудованием, их нужно задать и получить техническую консультацию. Надо убедиться, что для этого оборудования существует техническая поддержка. Ведь нередко в качестве техподдержки выступает магазин, который продает оборудование.

– подготовка технических специалистов еще до начала работ на объекте. И конечно, если есть возможность обучения, надо ей обязательно воспользоваться.

На этапе монтажа необходим контроль: как ведется монтаж, соблюдаются ли требования технической документации и необходимых нормативов. Как проложен кабель, как сделана распаячная коробка и прочее. А при возникновении сложностей попытаться выяснить, на каком этапе была ошибка и как ее исправить. Нарушения на любом этапе ведут к усложнению работы на следующем этапе или невозможности полноценной эксплуатации системы.

И главное: не может быть у нормальных компаний никаких типовых решений, каждый объект индивидуален, имеет множество только ему присущих особенностей. Если люди понимают, с каким оборудованием и как надо работать, неразрешимых проблем, как правило, не возникает.

Редакция благодарит технический отдел компании «СТА Плюс» за неоценимую помощь в подготовке материала

Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».